Математическая секция Круги Эйлера





НазваниеМатематическая секция Круги Эйлера
Дата публикации24.04.2015
Размер51.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Баймака.

Математическая секция

Круги Эйлера.

Выполнила: Ильясова Назгуль,

ученица 5б класса

МОБУ СОШ №3 г. Баймака.

Научный руководитель:

учитель математики

МОБУ СОШ №3 г. Баймака

Мурзабаева Ф.М.

2008

Оглавление.

1. Введение.

а) Исторические сведения.

б) Изображение множества чисел с помощью кругов Эйлера.

2. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

а) Простые задачи.

б) Сложные задачи.

3. Заключение.


1. Введение.
Один из величайших математиков петербургский академик Леонард Эйлер за свою долгую жизнь (он родился в 1707 г., а умер в 1783 г.) написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. А впервые он их использовал в письмах к немецкой принцессе. Эйлер писал тогда, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Позднее аналогичный прием использовал ученый Венн и его назвали «диаграммы Венна». Эйлер писал тогда, что «они очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». При решении целого ряда задач Леонард Эйлер использовал идею изображения множеств с помощью кругов и они получили название «круги Эйлера».

Этот метод даёт ещё более наглядное представление о возможном способе изображения условий, зависимости, отношений в логических задачах.

Множество всех действительных чисел Эйлер изобразил с помощью этих кругов: N-множество натуральных чисел, Z – множество целых чисел, Q – множество рациональных чисел, R – множество вех действительных чисел.



Ну а как же круги Эйлера помогают при решении задач? Для ответа возьмем несколько задач:
2. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

1. Часть жителей нашего города умеет говорить только по-русски, часть – только по-башкирски и часть умеет говорить на обоих языках. По-башкирски говорят 85%, по-русски 75%. Сколько процентов жителей говорят на обоих языках?

Решение. Составим схему –



В кружке под буквой «Б» обозначим жителей, говорящих по-башкирски, под буквой «Р» - по-русски. В общей части кружков обозначим жителей, говорящих на обоих языках. Теперь от всех жителей (100%) отнимем кружок «Б» (85%), получим жителей, говорящих только по-русски (15%). А теперь от всех, говорящих по-русски (75%), отнимем эти 15%. Получим говорящих на обоих языках (60%).
2. Все мои подруги выращивают в своих квартирах какие-нибудь растения. Шестеро из них разводят кактусы, а пятеро — фиалки. И только у двоих есть и кактусы и фиалки. Угадайте, сколько у меня подруг?
Решение. Обратимся к кругам Эйлера:


Изобразим два круга, так как у нас два вида цветов. В одном будем фиксировать владелиц кактусов, в другом — фиалок. Поскольку у некоторых подруг есть и те, и другие цветы, то круги нарисуем так, чтобы у них была общая часть. В этой общей части ставим цифру 2 так как кактусы и фиалки у двоих. В оставшейся части «кактусового» круга ставим цифру 4 (6 − 2 = 4). В свободной части «фиалкового» круга ставим цифру 3 (5 − 2 = 3). А теперь рисунок сам подсказывает, что всего у меня 4 + 2 + 3 = 9 подруг.
3. В футбольной команде «Спартак» 30 игроков, среди них 18 нападающих. 11 полузащитников, 17 защитников и вратари. Известно, что трое могут быть нападающими и защитниками, 10 защитниками и полузащитниками, 6 нападающими и защитниками, а 1 и нападающим, и защитником, и полузащитником. Вратари не заменимы. Сколько в команде «Спартак» вратарей?
Решение.



18+11+17-3-10-6+1=28 (игроков) на этой диаграмме. Но в команде всего 30 футболистов. Значит вратарей будет 30-28=2. Ответ: 2 вратаря.
4. В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуются метро, 15 — автобусом, 23 — троллейбусом, 10 — и метро, и троллейбусом, 12 — и метро, и автобусом, 9 — и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек ежедневно пользуются всеми тремя видами транспорта?
Решение. 1 способ. Для решения опять воспользуемся кругами Эйлера:


Пусть х человек пользуется всеми тремя видами транспорта. Тогда пользуются только метро и троллейбусом — (10 − х) человек, только автобусом и троллейбусом — (9 − х) человек, только метро и автобусом — (12 − х) человек. Найдем, сколько человек пользуется одним только метро:

20 − (12 − х) − (10 − х) − х = х − 2

Аналогично получаем: х − 6 — только автобусом и х + 4 — только троллейбусом, так как всего 30 человек, составляем уравнение:

Х + (12 − х) + (9 − х) + (10 − х) + (х + 4) + (х − 2) + (х − 6) = 30. отсюда х = 3.
2 способ. А можно эту задачу решить задачу другим способом:

20+15+23-10-12-9+х=30, 27+х=30, х=3.
5. В восьмом классе учится 40 человек. Каждый из них изучает не менее одного иностранного языка: английский, немецкий, французский. 34 человека изучают хотя бы один из двух языков: английский, немецкий. 25 человек — хотя бы один из языков: немецкий, французский. 6 человек только немецкий. Одновременно два языка — английский и немецкий — изучают на 3 человека больше, чем французский и немецкий языки. Сколько человек изучает каждый из языков и сколько изучает одновременно каждую пару языков?
Решение

А
хотя бы 1
+ Н = 34

Ф + Н = 25

Н = 6

А + Н = на 3 человека >, чем Ф + Н = х

одновр. одновр.



34 – х – 36х + х + 3 + 6 + х +25 – х – 6 – х – 3 = 40

– 2х = 40 – 34 + 3 – 25

– 2х = –10

х = 5

Ф + Н = 5 человек.

А + Н = 8 человек.

А = 34 – 8 – 6 – 5 =15 человек.

Н = 6 человек.

Ф =25 – 5 – 6 –8 = 6 человек.

Всего 40 человек.
4. В магазине побывало 65 человек. Известно, что они купили 35 холодильников, 36 микроволновок, 37 телевизоров. 20 из них купили и

холодильник и микроволновку, 19 - и микроволновку, и телевизор, 15-холодильник и телевизор, а все три покупки совершили три человека. Был ли среди них посетитель, не купивший ничего?

Решение:



Купили только холодильники: 35-(20-3)-(15-3)-3=4.

Купили только микроволновки: 36-(20-3)-(19-3)-3=0.

Купили только телевизоры: 37-(15-3)-(19-3)-3=6.

Тогда всего покупателей было: 4+17+3+16+12+6=58.

65-58=7 посетителей магазина не купили ничего.

Заключение.
В результате работы над данной темой я пришел к следующим выводам:

1) Все множества чисел связаны между собой так, что каждое следующее, более объемное, включает в себя предыдущее множество полностью;

2) Любое натуральное число является элементом любого следующего множества.

3) Применение кругов Эйлера (диаграмм Эйлера-Венна) позволяет легко решить задачи, которые обычным путем разрешимы лишь при составлении системы трех уравнений с тремя неизвестными.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Математическая секция Круги Эйлера iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Математическая секция Круги Эйлера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«огневой рубеж»,где сможете проверить своё решение. Если не все мишени удалось поразить, то отправляетесь на «штрафные круги», то...
Математическая секция Круги Эйлера iconСекция A. Макроэкономика и экономический рост
Секция Wa. Развитие образования. Специальные сессии с презентацией исследований ниу вшэ 47
Математическая секция Круги Эйлера iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Математическая секция Круги Эйлера iconСекция №1 «Социально-гигиенические аспекты здоровья населения Омской области»
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих расчетно-графическое задание по курсу «Математическая статистика»...
Математическая секция Круги Эйлера iconПрезентация нового умк по технологии Секция «Негосударственное образовательное учреждение»
Секция общественных дисциплин. Перекличка регионов на тему: "Легко ли быть историком в школе?"
Математическая секция Круги Эйлера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Математическая экономика – это прикладная математическая дисциплина, в которой изучаются конкретные количественные отношения экономических...
Математическая секция Круги Эйлера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов)
Математическая секция Круги Эйлера iconВсемирный библиотечный и информационный конгресс
Секция по школьным библиотекам и Секция по информационной грамотности приглашают принять участие в совместном заседании этих секций...
Математическая секция Круги Эйлера iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Математическая статистика и теория вероятностей»
Целью освоения дисциплины «Математическая статистика и тео­рия вероятностей» являются
Математическая секция Круги Эйлера iconРабочая программа Математическая экономика
Математическая экономика: рабочая программа / А. Ю. Вальков, В. Л. Кузьмин, А. Н. Протопопов, Н. О. Васильева. – Спб.: Ивэсэп, 2012....
Математическая секция Круги Эйлера iconУчебно-методический комплекс по дисциплине математическая логика и теория алгоритмов
Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным...
Математическая секция Круги Эйлера iconУрока по геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники. Теорема Эйлера»
Весновская Оксана Валерьевна, учитель математики и оригами моу «сош №20» г. Новочебоксарск
Математическая секция Круги Эйлера iconСсылки в. В. Радченко
Цель урока: ознакомить учащихся с понятием многогранника, элементами многогранника, рассмотреть теорему Эйлера
Математическая секция Круги Эйлера iconСекция «Непрерывное медицинское образование в современных условиях»...
«Воспитательные и образовательные технологии в современном вузе» 22 апреля 2010 г
Математическая секция Круги Эйлера iconВопросы по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»...
«Теория вероятностей и математическая статистика» студентами 22-ой группы специальностей средних профессиональных учебных заведений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск