Скачать 152.5 Kb.
|
МОУ Мордовскопошатская СОШ имени В.В. Кирдяшкина ДОКЛАД «Организация внеклассной работы» (выступление на районном М/О учителей математики) Учитель математики: Девятайкина М.П. План:
1). Математический кружок. 2). Математические олимпиады. 3). Математические вечера. 4). Математические игры. 5). Математические викторины. 6). Математическая газета. Как известно, процесс воспитания учащихся является очень сложным и требует многогранной работы преподавателей всех школьных дисциплин, поэтому нельзя рассматривать его как результат воздействия одного какого-нибудь фактора. На каком бы высоком теоретическом и идейном уровне ни проходил урок, трудно добиться воспитания желаемых качеств личности учащихся, если не организована продуманная систематическая работа в этом направлении во время внеклассных занятий. В методической литературе и практике работы школ общепризнанными являются следующие формы внеклассной работы по математике: кружки, лектории, вечера, олимпиады, викторины, экскурсии и др. В последние годы получили широкое распространение такие формы внеклассных мероприятий, как КВН, эстафета, конкурс, игра. Систематическое проведение различных форм внеклассной работы по предмету позволяет каждому школьнику найти занятие по интересам и склонностям. Внеклассная работа помогает учащимся выработать многие ценные качества личности, в том числе такие, как чувство долга и ответственности. Обратим внимание на роли внеклассной работы по математике в патриотическом, интернациональном, нравственном и трудовом воспитании учащихся. Покажем, как различные формы внеклассной и внешкольной работы по математике способствуют воспитанию учащихся в духе патриотизма. Математический кружок – это одна из наиболее распространенных и основных форм внеклассной работы по математике. Занятия в математическом кружке способствуют углублению знаний учащихся, поднимают их математическую культуру и повышают интерес к дисциплине. Кроме этого, участие в работе кружка способствует приобретению навыков и умений самостоятельной работы над дополнительной литературой по математике. Занятия в кружке проводятся по определенному плану с учетом интересов и склонностей учащихся. Работа на занятиях кружка способствует пробуждению у учащихся интереса к историческому прошлому и воспитанию чувства гордости за народы своей страны. Как было отмечено раньше, в патриотическом и интернациональном воспитании учащихся неограниченные возможности имеет история развития математики. Практика показала, что обзорный доклад на эту тему является очень трудным для восприятия, в нем приводится много имен и терминов. Чтобы это сообщение было более доступным слушателям, его надо давать после соответствующей подготовки. Чтобы дать учащимся более полное представление об истории развития математики в нашей стране, следует планировать проведение этой работы в течение пяти лет обучения–с V по IX класс. На каждом занятии кружка полезно 10–15 мин (иногда 15–20 мин) отводить элементам истории, например: в V классе – «Как считали на Руси в старину?», «Л.Ф. Магницкий и его арифметика», «Народная метрология и календарь», «Счеты – русское изобретение», «М. В. Келдыш»; в VI классе – «Математика у армянского народа», «Математика у народов Средней Азии», «Открытие десятичных дробей среднеазиатским математиком Гиясэддином Каши», «П. Л. Чебышев о простых числах», «И. М. Виноградов – знаменитый советский математик», «Наши цифры – изобретение индийцев»; в VII классе – «Л. Эйлер о правилах знаков с отрицательными количествами», «Н. И. Лобачевский – выдающийся русский математик», «Математическое наследие казахстанского математика Фараби», «С. В. Ковалевская – первая русская женщина- математик», «Великий узбекский математик Хорезми», «Математика у азербайджанского народа», «А. Н. Колмогоров»; в VIII классе – четные машины П. Л. Чебышева», «Академик А. Н. Крылов – выдающийся математик и инженер», «Л. С. Понтрягин»; в IX классе – цикл докладов на тему «Развитие математики в зарубежных странах», «Российская математическая наука – ведущая в мире», «Неевклидовая геометрия Н.И. Лобачевского». Как видим, в V–VII классах в основном рассматривается история развития математики у отдельных народов стран СНГ; проблемы , решаемые отдельными отечественными математиками. Умелая подача учителем кратких исторических сведений и ярких впечатляющих эпизодов из жизни выдающихся ученых имеет большое воспитательное значение, особенно для учащихся V–VI классов, которые в этом возрасте очень любят различные интересные и захватывающие истории. В конце каждого учебного года на последнем занятии учителю полезно выступить самому с подведением итогов работы кружка. Заключительным докладом по истории развития математики должен быть доклад на тему «Математика в нашей стране». При проведении занятий с учащимися V–VI классов основное выступление или доклад делает сам учитель или учащиеся старших классов, а ученики этих классов привлекаются в качестве содокладчиков. С целью приучения учащихся к чтению математической литературы членам кружка следует поручать подготовку рефератов-сочинений на исторические темы. При этом ученику даются тема, литература и конкретные рекомендации. Подготовленный учащимися реферат-сочинение проверяется учителем, и ученик, написавший содержательный реферат, выступает с ним перед кружковцами или одноклассниками. Все это положительно влияет на чтение учащимися научно-популярной литературы по предмету. Приведем некоторые темы рефератов для учащихся IX класса:
В тематику кружковой работы должны быть включены вопросы, которые углубляют знания учащихся по математике и повышают их интерес к предмету. Для этой цели можно порекомендовать следующее.
Математические олимпиады являются одной из форм внеклассной работы и массовым соревнованием учащихся. На олимпиадах учащиеся показывают умение разбираться в различных математических вопросах, проверяют свой уровень математической подготовки. Олимпиады способствуют повышению интереса учащихся к предмету и воспитанию высокой культуры математического мышления. Важное значение имеет подбор задач для олимпиады. Они должны быть основаны на использовании материала школьной программы, потому что в I туре может участвовать любой проявивший желание школьник. В то же время олимпиадные задачи для своего решения требуют остроумия, сообразительности, умения рассуждать и критически относиться к своим выводам. При решении задач на доказательство какого-нибудь математического предложения необходимо проявить умение аргументировать, последовательно мыслить и анализировать выводы. Поэтому одной из особенностей математической олимпиады является то, что здесь элемент творчества присутствует во всех формах математического мышления. Таким образом, математические олимпиады способствуют развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость и целеустремленность, самостоятельность и трудолюбие, вырабатывают навыки научно-исследовательского характера. Математические олимпиады способствуют выявлению и отбору талантливых учащихся для последующей подготовки молодых ученых в стенах высших учебных заведений. Математические вечера. Опыт показывает, что математические вечера значительно расширяют и углубляют полученные на уроках знания, способствуют дальнейшему формированию и развитию у учащихся патриотических и интернациональных чувств и убеждений. Воспитательная ценность любого вечера зависит от тщательности подготовки к нему, от того, какое участие принимают школьники в этой подготовке и проведении вечера. Для того чтобы вечера проходили интересно и не утомляли присутствующих, необходимо, чтобы доклады были короткими и отработанными как со стороны содержания, так и со стороны дикции. Желательно, чтобы докладчик не читал по бумажке, а вел беседу со слушателями. Чувство патриотической гордости за выдающихся русских ученых вызывает у ребят рассказ об исследованиях нашего великого соотечественника П. Л. Чебышева. Вечер, посвященный его жизни и творчеству, проходил так. Программа вечера.
Цель вечера – показать учащимся выдающиеся заслуги П. Л. Чебышева и советских математиков перед мировой наукой в области теории чисел. На сцене портрет П. Л. Чебышева. К вечеру выпустили специальный номер математической газеты, посвященный П. Л. Чебышеву и его научной школе. Вечер начался с вступительного слова ведущего. Он отметил, что в истории мировой науки немало талантливых ученых, посвятивших всю свою жизнь математике. Но среди них немногих можно сравнить с гениальным русским математиком Пафнутием Львовичем Чебышевым. Он известен как выдающийся ученый и крупный общественный деятель. Чебышев был великим математиком и механиком, принесшим немеркнущую славу своей родине, и создателем первой математической школы в России. Он немало сделал и для развития математического образования. Многие из его учеников стали крупными учеными. Затем ведущий предоставил слово докладчикам. Выступающие рассказали об огромной роли П. Л. Чебышева в развитии теории чисел, геометрии, математического анализа, военного дела. П. Л. Чебышев был избран почетным членом более 25 различных академий наук, университетов, обществ и т. д., как отечественных, так и зарубежных. В заключение ведущий подчеркнул, что следующий крупный шаг в области теории чисел был сделан также учеными нашей Родины – академиком И. М. Виноградовым, Л. Г. Шнирельманом и др. Подобные сообщения способствуют ознакомлению учащихся с той огромной ролью, которую играли и играют ученые нашей страны в развитии математической науки. Такие вечера имеют большое воспитательное и образовательное значение. Как известно, человек подросткового возраста обладает большой социальной активностью. Подросток быстрее и легче реагирует на однообразие работы и отсутствие эмоциональных стимулов в обучении. Необходимо варьировать формы работы с подростками как на уроках, так и во внеклассной работе, тщательно продумывая ее содержание с этой точки зрения. Одним из важных средств воспитания учащихся являются математические игры, имеющие большие образовательные и педагогические возможности. При умелой организации они способствуют расширению кругозора, закреплению знаний учащихся, полеченных на уроках математики. Степень воспитательной и образовательной полезности дидактической игры зависит от методики и качества ее организации. Задания для игры должны составляться так, чтобы они способствовали развитию воображения, фантазии, изобретательности и творчества. Игра, являясь формой соревнования, содействует всестороннему развитию личности учащегося и воспитанию у него чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной. Математические игры могут способствовать также развитию навыков исследовательской работы. Например, полезны для этой цели задачи на установление полноты данных и на определение дополнительных условий для ее решения. Ниже приводятся некоторые виды игр, которые могут быть использованы как составные части внеклассной работы по математике. Конкурс «Ученые-математимки». На сцене вывешивают фотографии ученых-математиков. Под каждой фотографией имеется кармашек для карточки с фамилией ученого. Побеждает тот, кто правильно расставит карточки с фамилиями. Конкурс составителей задач. Составить интересную задачу, которая решалась бы по формуле . Составить задачу по содержанию картины. Картина вывешивается для обозрения. Соревнование измерителей. Кто скорее о точнее начертит на доске квадрат площадью 5 дм2? Кто скорее и точнее измерит длину и ширину зала, в котором проходит вечер, линейкой, шагами? Кто точнее определит объем зала, не производя измерений? (У ведущего для проверки должны быть готовые ответы. Эта игра развивает глазомер и способствует выработке навыков, необходимых в жизни.) Дружный ответ. В игре участвуют две-три команды. По команде ведущего они должны решить задачу или сказать правило. Побеждает команда, давшая первой более дружный и уверенный ответ. Примеры заданий.
Математические викторины относятся к интересной, увлекательной и массовой форме внеклассной работы, имеющей немаловажное значение в учебно-воспитательной работе школы. Они могут проводиться как самостоятельное мероприятие и как составная часть математического вечера. Проведение викторины дает желаемый результат, если учащиеся принимают активное участие не только в ее организации и оформлении, но и прежде всего в составлении вопросов викторины. Для составления вопросов викторины мы пользовались историко-математической, художественно и научно-популярной литературой, а также учебной литературой, в которой рассказывается о внеклассной работе по математике. Тематика вопросов может быть следующей: 1.Выдающиеся советские математики и их вклад в развитие науки. 2.Биографии выдающихся русских математиков (основные даты, научные достижения и т.д.). 3.Выдающиеся математики народов нашей страны и их вклад в развитие математики. 4.История развития математики в отдельных странах. 5.История возникновения математических знаков, терминов и понятий. 6.Вопросы-задачи, отражающие высокие темпы роста народного хозяйства. 7.Знаете ли вы, какому ученому принадлежат эти слова (открытие той или иной теории и т.д.)? Вопросы викторины могут быть посвящены какой-то одной теме, например приемам рациональных вычислений, задачам на соображение, алгебраическому или геометрическому материалу и т.д. Чаще всего проводятся викторины с комбинированными вопросами. Приведем вопросы одной устной викторины для учащихся IX класса: 1.Чьи это слова? Как ты их понимаешь? а) Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит. б) Математика – царица наук, а арифметика – царица математики. 2. Мог ли Н. И. Лобачевский быть лично знаком с П. Л. Чебышевым, С. В. Ковалевской?
При проведении викторины вопросы можно задавать устно или писать на плакате, можно предлагать в виде кроссвордов, головоломок, чайнвордов и т. д., которые обычно помещаются в математических газетах. При проведении письменной викторины учащимся за 10 –12 дней до ее начала сообщаются вопросы или тема. Учитель математики вместе с библиотекарем школы подбирает необходимую для викторины литературу и организует выставку книг. Ответы на вопросы опускают в конвертах в специальный ящик. В каждом конверте должен находиться второй конверт с указанием фамилии, имени и класса школьника, ответившего на вопросы. Жюри проверяет ответы и оценивает их. Подведение итогов викторины и вручение премий проводятся на торжественном собрании учащихся. Ее результаты освещаются в школьной математической газете, где сообщаются имена победителей и приводятся лучшие ответы. Викторины могут быть использованы и для межшкольных олимпиад. Проведение викторины по истории математики имеет большое воспитательное значение. У учащихся воспитывается любознательность, повышается интерес к предмету, они приобретают первичные навыки исследовательской работы, приучаются к чтению научно-популярной литературы по математике. Математическая газета. Неоценима воспитательная роль газетного материала, раскрывающего патриотизм ученых нашей страны. Номера газет, посвященные отдельным знаменательным датам, юбилеям, вызывают большой интерес у учащихся. Для патриотического воспитания учащихся большое значение имеет связь изучаемого математического материала с практикой строительства, а также сопоставление цифровых данных, показывающих превосходство нашей страны над другими странами. Материалы такого характера следует помещать в разделе «Задачи для самостоятельного решения». В газетах может найти отражение история происхождения математических терминов и знаков, роль различных ученых в их усовершенствовании. Такие материалы, помещаемые на страницах стенной печати, имеют существенное значение в формировании и укреплении интернациональных чувств и убеждений. Газеты содействуют развитию у учащихся интереса к предмету, расширяют кругозор и развивают мышление, способствуют пропаганде математических знаний. При составлении тематики газет учителю полезно руководствоваться математическим календарем, публикуемым в журнале «Математика в школе», и планом работы кружка. Передовые статьи газет посвящаются знаменательным датам, выдающимся событиям как внутри страны, так и за рубежом. Газета может содержать такие разделы:
– наш календарь (краткие сообщения из истории математики о юбилейных датах видных ученых разных стран, высказывания о математике и математиках);
Для систематического выпуска газет создаются несколько сменных редколлегий из 5–7 человек каждая. Такая организация работы способствует привлечению к выпуску большего числа учащихся, устраняет их перегрузку и приводит к тому, что газета становится все более разнообразной и интересной. Содержание газеты разрабатывается каждой редколлегией самостоятельно (под руководством учителя). Редколлегия заранее должна знать тему и дату выпуска порученного ей номера. Это необходимо для воспитания у учащихся чувства ответственности и дисциплинированности. Для выпуска газеты членам редколлегии необходимо прочитать ряд научно-популярных книг, журналов по предмету, вспомнить отдельные вопросы школьного курса математики. Все это положительно влияет на развитие интереса учащихся к математике, углубляет их знания. Опыт показывает целесообразность выпуска газеты специально для учащихся V – VII классов, так как в этом возрасте еще не Полностью сложился интерес учащихся к какой-либо дисциплине и содержательные математические газеты могут помочь им в формировании интереса к предмету. В газете надо в увлекательной и доступной форме показать, что без математики сегодня не обходится ни одна отрасль науки и производства, что математика применяется в технике и медицине, в химии и биологии, в музыке и лингвистике. Для учащихся, особенно V–VI классов, немаловажное значение имеет и художественное оформление газеты. Красочные, привлекательные заголовки, рисунки, фотографии, карикатуры, ребусы, загадки привлекают внимание учеников, усиливают впечатление от текста статей. Литература:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы» Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования... | Организация внеклассной работы по предмету в школе адаптивного типа Место работы – муниципальное образовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального... | ||
Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская... Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции... | Методика организации внеклассной работы по химии общие вопросы организации внеклассной работы Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь... | ||
I. Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе Рабочая программа по английскому языку в 3-ем классе составлена на основе сле-дующих нормативных документов | Решение практических задач заказчика проекта Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация... | ||
Доклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности... Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея» | Публичный доклад об итогах образовательной деятельности Ия внеклассной работы в гимназии спортивно-оздоровительного направления учащихся начальной школы для 1-2 классов на основе разработки... | ||
Паспорт кабинета геогрфии Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования... | Основные показатели по воспитательной работы за 2013 -2014 учебный год Охват школьными спортивными секциями (проводимые учителями школы за счет часов внеклассной работы по физкультуре) | ||
Доклад на тему: «Организация самоподготовки в группе продленного... «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | План работы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ... | ||
Доклад на научно-практической конференции «Борьба с болью» «Организация работы с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами в учреждениях здравоохранения... | Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность |