Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями»





Скачать 89.19 Kb.
НазваниеДоклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями»
Дата публикации04.07.2015
Размер89.19 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Психология > Доклад


МскОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106
для слепых и слабовидящих детей»


Доклад по теме:




«Организация работы
с неблагополучными семьями»




Подготовила: социальный педагог

Петрова Т.А.

Новокузнецк,

2011 год


Работа с неблагополучными семьями
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Первоочередной задачей в воспитательно-образовательном процессе школы является раннее выявление неблагополучных семей.

Далее после выявления идет работа по корректированию, оздоровлению детско-родительских отношений, а это:

  • изучение семьи,

  • установление причин семейного неблагополучия,

  • определение типа неблагополучной семьи, выбор форм и методов работы (Таблица 1),

  • наблюдение за семьей:

Здесь важным является организация длительного биопсихосоциального сопровождения детей и их семей. Большую роль в этом играют заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог.

Далее - подведение итогов:

- если ситуация в семье нормализовалась, тогда происходит снятие наблюдения.

- если нет, тогда: устройство ребенка в семьи (опека, приемная семья) или направление на государственное обеспечение, а родители лишаются родительских прав.

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.

Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.

Таблица 1
Алгоритм работы с неблагополучными семьями





Типы неблагополучных семей

Практические рекомендации

по работе

с неблагополучными семьями

Совместная деятельность служб, центров, специалистов

1


Алкогольные,

наркотические

(психическая

зависимость

от алкоголя

или наркотиков)

1. Наблюдение за семьей и проведение консультаций психологом, социальным педагогом образовательного заведения.

2. Применение методов внушения и убеждения в беседе психолога, социального педагога, классного руководителя, врача ДОУ с членами алкогольной семьи о необходимости лечения от зависимости.

3. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН.

4. Оказание наркологической помощи членам семьи.

5. Оказание психологической и психотерапевтической помощи. Использование в психокоррекционной работе с семьей семейного консультирования, психотерапии.

6. Поддерживающая психотерапия.

ИДН, КДН, ДОУ, школа, центры психологической помощи, наркологический диспансер.

Психологи, врачи

(психиатр, психотерапевт, невропатолог, терапевт, педиатр), учителя, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних

2

Асоциально-аморальные (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

1. Наблюдение за семьей и проведение бесед с ее членами психологом, социальным педагогом, классным руководителем ДОУ о целесообразности изменения их поведения.

2. Постановка семей на учет в ОВД, ИДН.

3. Оказание психологической и психотерапевтической помощи членами семьи. Использование следующих направлений в психокоррекционной работе с семьей:

семейного консультирования, семейной психотерапии, социально-психологического тренинга, музыкотерапии, поведенческой психотерапии.

4. Оказание помощи родителям асоциально-аморальной семьи в поиске работы, постоянного места жительства, получении денежных выплат.





3

Криминальные (семьи, в которых родители, другие члены семьи-братья, сестры и др. – отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)

1. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, классного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.

2. В случае отклонений в поведении родителей – постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.

3. Оказание психологической и психиатрической помощи отбывшему наказание члену семьи: семейное консультирование,

социально-психологический тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когнитивная психотерапия.

ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД, социальная гостиница, центр психологической помощи.

Воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних

4

Конфликтные

(семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандала-ми, рукоприклад-ством)

1. Наблюдение за семьей психологом, социальным педагогом, классным руководителем.

2. Консультации психолога.

3. Беседа воспитателя, социального педагога, классного руководителя с родителями.

4. В случае неэффективности воздействий постановка семьи на учет в ИДН.

5. Оказание психологической и психиатрической помощи семье: логотераия, психодрама, контактная терапия, православная терапия, социально – психологический тренинг, музыкотерапия, атртерапия, библиотерапия, психогимнастика, психоанализ, супружеская психотерапия.

ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД.

Психолог, педагог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый.

5

Семьи с психически больными родителями

(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

1. Беседа психолога, классного руководителя, социального педагога с членами семьи о необходимости регулярного лечения (либо постановки на учет) психически больного члена семьи.

2. Постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.

3. Оказание психиатрической помощи члену семьи на базе психоневрологического диспансера.

4. Оказание психологической помощи членам семьи: семейное консультирование, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка, музыкотерапия.


Психоневрологический диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, школа.

Психолог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних

6

Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей)

1. Наблюдение и консультации психолога.

2. Выяснение проблем.

3. Психолого-педагогическая помощь семье.

Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, проведение занятий психогимнастикой, библиотерапия, «воспитание родителей».


ДОУ, школа, центры психологической помощи.

Психолог, классный руководитель, социальный педагог



Работа со неблагополучными подростками
Все отклонения в поведении несовершеннолетних – безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ – имеет в своей основе один источник – социальную дезадаптацию. Основная причина дезадаптации – проблемы в семье. «Неправильное», отклоняющееся, девиантное поведение подростка - это сигнал взрослым о проблемах в семье. Ребенок по другому не может сообщить нам, что ему плохо, что он нуждается в помощи.

Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних «группы риска» может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации.

Единство реабилитационного процесса обеспечивается принятием всеми структурами, входящими в систему, реабилитационного пространства.

Формируется реабилитационное пространство, решается одна из главных задач - не наказать, а понять и предоставить набор социальных услуг, помочь родителям и детям выйти из создавшейся сложной жизненной ситуации.

С учетом ресурсов школы разработано реабилитационное пространство (таблица 2), то есть, куда обращаться родителям при возникновении трудностей с подростками.

Основная задача реабилитационного пространства – обеспечение непрерывности и единства подходов в оказании помощи, а также принципов соблюдения интересов подростка, добровольности и доверия к несовершеннолетнему.
Таблица 2
Формирование реабилитационного пространства школы



Цели

- Оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- Реабилитация трудного подростка, порвавшего связи с социумом, через оказание ему реальной, своевременной, конкретной помощи в решении актуальных для него проблем.

Задачи

- Не наказать, а понять и предоставить набор социальных услуг;

- Использование программ не карательного, а восстановительного воздействия при тесном взаимодействии с организациями, способными обеспечить выполнение реабилитационного процесса.


Основание


- Конвенция ООН по правам ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный Закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».


Характеристика основного контингента

- Подростки, не посещающие школу, имеющие конфликт с родителями, в школе, употребляющие алкоголь (возможно, наркотические средства) и т.д.;

- Семьи с детьми, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Организации на территории района, которые создают реабилитационное пространство

-Муниципалитет (УСЗН, КЦСОН, Инспекция по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства);

-Психологические организации (Психолого-педагогические центры)

- библиотека;

- спортивно-досуговые учреждения.

Ожидаемые результаты

Оказание реальной помощи родителям и детям для выхода из сложной ситуации.


У детей, составляющих «группу риска» и воспитывающихся в неблагополучных семьях зачастую отсутствует организованный досуг и отдых. Нередко мы имеем дело с «недолюбленными детьми», которые оказались в сложной жизненной ситуации. Выправить такого ребенка можно, если найти ему то дело, которое будет ему интересно, и значимого взрослого. Очень важно занять ребенка в его свободное время. В этом помогают спортивно-досуговые учреждения.

Заключение


  • В работе по профилактике социального неблагополучия необходимо охватывать как можно большее количество семей и детей. Оказать существенное содействие в этом могут учреждения социальной защиты, внутренних дел, психолого-педагогические центры.

  • Не имеется достаточных правовых рычагов воздействия на семьи, которые не всегда выполняют рекомендации (кроме лишения родительских прав).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconПриказ по оу работа с "трудными" учащимися и неблагополучными семьями. 5-11
Выполнение закона РФ «Об образовании» в части посещаемости и получения обязательного образования в основной школе
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» icon«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Методические...
...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconЗаседание рк: «План работы школы по теме «Организация партнёрства оу семья»
Организация деятельности классных родительских микрогрупп, родительских комитетов
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconРешение практических задач заказчика проекта
Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение),организация режима работы, организация...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обогащение содержания работы с детьми дошкольного возраста, взаимодействие с семьями воспитанников и создание условий для качественной...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconПлан работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав...
Подготовка регламента межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconДоклад на тему: «Организация самоподготовки в группе продленного...
«Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconДоклад на научно-практической конференции «Борьба с болью»
«Организация работы с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами в учреждениях здравоохранения...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях совершенствования работы с ветеранами войны в Афганистане, семьями воинов, погибших при выполнении интернационального долга,...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconУрок-зачет по теме "Учение о клетке" в 10-м классе
За 2 недели до зачёта 3 (6) ученика получают задание составить вопросы разного уровня сложности по разделам «Химическая организация...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconОтчет по теме самообразования «Использование алгоритма на уроках русского языка»
Тема: «Организация работы с учащимися в соответствии с их способностями и возможностями»
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» icon2. реферат реферат: 1 доклад на определённую тему, включающий обзор...
Доклад – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, ограниченное по времени с наличием определённого алгоритма выступления:...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconСовершенствование административной ответственности за незаконное...
Подготовка регламента межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconД 212. 232. 60 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
Подготовка регламента межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация внеклассной работы»
Умкд «Организация внеклассной работы» составлен на основе гос впо для специальности (050706 по оксо) «педагогика и психология, утвержденного...
Доклад по теме: «Организация работы с неблагополучными семьями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инструктивно – методическое совещание по теме: Организация работы классного руководителя с родителями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск