УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО
Директор на заседании РМО
Балтачевской ОШ учителей математики
………Галяутдинова А.Ф. .............Даминова Ф.Н.
“......” сентябрь 2011 г. “......” сентябрь 2011 г. Календарно-тематическое планирование
Уроков по геометрии
Класс 9
Учитель Сунгатова А.К.
Количество часов на год всего 68 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 5 часов.
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320 с.
Учебник: Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение,2004– 384 с.:ил.
Дополнительная литература:
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Пособие для учителей М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
Дидактические материалы по геометрии. 9 класс. / Б.Г. Зив. / М: Просвещение, 2003. - 110 с.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9-го класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки геометрии интегрируются с информатикой. Доказательство геометрических фактов ведется в среде математической лаборатории Динамическая геометрия. Некоторые разделы геометрии закрепляются посредством тестов на ПК, которые разработали сами учащиеся. Для этого используется пакет прикладных программ Microsoft Office и УМК Живая математика – это компьютерная система моделирования, исследования и анализа широкого круга задач математики. Программа Живая Математика помогает конструировать интерактивные математические модели, давая начальные представления о понятиях формы тела, числах и т.п. Современный компьютерный чертеж можно деформировать и видоизменять, а результаты этих изменений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Живая Математика помогает поставить мысленный эксперимент вида "что если?". Важно отметить, что в среде Живая математика учащиеся работают не с одним единственном объектом (например треугольником), а с целым их семейством.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Литература:
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
Календарно-тематическое планирование на 2011-2012 уч.год
№
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид кон-троля
| Элементы доп-ного содержания
| Дом.за-дание
| Дата проведения урока
| план
| факт
|
| Вводное повторение
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).
| 1
| КУ
| многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника
| -знать свойства основных четырехугольников;
-знать формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства
| ФО [1],
ИРД
|
| формулы, задания в тетради
|
|
| 2
| Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.
| 1
| КУ
| окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов
| -уметь строить вписанные и описанные окружности;
-знать элементы окружности;
-различать центральные и вписанные углы
| ФО [1], ИРД
|
| начертить вписанную и описанную окружность вокруг треугольника
|
|
| I
| Векторы
|
| 9
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3-4
| Понятие вектора.
| 2
| КУ УЗИМ
| определение вектора, виды векторов, длина вектора
| -уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
| ФО [1], стр.213?1-6
ИРД
|
| п.76-78, №742, 743, 746, 749, 751
|
|
| 5-7
| Сложение и вычитание векторов.
| 3
| КУ УОНМ УПЗУ
| вектор, операции сложения и вычитания векторов
| -уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов
| ФО [1], стр.213?7-13
ИРД
| УМК Живая математика
| п.79-82, №754, 757, 761, 763, 765
|
|
| 8
| Умножение вектора на число.
| 1
| УОНМ
| вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции
| -уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции
| ФО [1], стр.213?14-20
ИРД
|
| п.83, 85, №777, 780
|
|
| 9-11
| Решение задач.
| 3
| КУ УПЗУ
УЗИМ
| правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов
| -уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач
| ФО [1],
ИРД
|
| п.84, №781, 783, 785
|
|
| II
| Метод координат
|
| 11
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12-13
| Координаты вектора.
| 2
| КУ
УОНМ
| координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора
| -уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число
| ФО [1], стр.249 ?1-8
ИРД
СР[2], С-1
| УМК Живая математика
| п.86,87, №912, 914, 919, 921
|
|
| 14
| Решение задач.
| 1
| КУ
| координаты вектора, координаты результатов операций над векторами
| -уметь применять знания при решении задач в комплексе
| ФО [1],
ИРД
| УМК Живая математика
| п.86,87, №923, 925, 926
|
|
| №
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид кон-троля
| Элементы доп-ного содержания
| Дом.за-дание
| Дата проведения урока
| план
| факт
| 15
|
| Контрольная работа №1.
| 1
|
|
| -уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач на определение координат вектора, на определение вектора суммы, разности, произведения
| [3], КР-1
|
|
|
|
| 16-17
| Простейшие задачи в координатах.
| 2
| КУ УПЗУ
| радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками
| -уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
| ФО [1], стр.249 ? 9-13
ИРД
ИРК
СР[2], С-2
|
| п.88,89, №930, 932, 935, 939, 938, 941, 948, 951
|
|
| 18
| Уравнение окружности.
| 1
| УЗИМ
| уравнение окружности
| -знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы
| ФО [1], стр.249 ? 16,17
ИРД
| УМК Живая математика
| п.91, №961, 963, 966,ГИА.
|
|
| 19
| Уравнение прямой.
| 1
| УОНМ
| уравнение прямой
| -знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы
| ФО [1], стр.249 ? 18-21
ИРД
СР[2], С-3
| УМК Живая математика
| п.92, №973, 975, 976
|
|
| 20-21
| Решение задач.
| 2
| КУ УПЗУ
| уравнение окружности и прямой
| -знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи
| ФО
ИРД
ИРК
|
| №967, 970, 978, 979
|
|
| 22
| Контрольная работа №2.
| 1
|
|
| -уметь решать простейшие задачи в координатах;
-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой
| [3], КР-2
|
|
|
|
| III
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
|
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23-25
| Синус, косинус, тангенс угла.
| 3
| КУ
УОНМ УЗИМ
| единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения
| -знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки
| ФО [1], стр.271 ? 1-6
ИРД
СР[2], С-4
|
| п.93-95, №1013, 1015, 1018, 1019
|
|
| 26
| Площадь треугольника.
| 1
| УОНМ
| теорема о площади треугольника, формула площади
| -уметь выводить формулу площади треугольника;
-уметь применять формулу при решении задач
| ФО [1], стр.271 ? 7
ИРД
|
| п.96, №1021, 1024
|
|
| 27
| Теорема синусов.
| 1
| УОСЗ
| теорема синусов
| -знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение
| ФО [1], стр.271 ? 8
ИРД
|
| п.97, №1027
|
|
| №
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид кон-троля
| Элементы доп-ного содержания
| Дом.за-дание
| Дата проведения урока
| план
| факт
| 28
|
| Теорема косинусов.
| 1
| КУ
| теорема косинусов
| -знать вывод формулы;
-уметь применять формулу при решении задач
| ФО [1], стр.271 ? 9
ИРД
СР[2], С-5
| обобщенная теорема Пифагора
| п.98, №1025(а,б)
|
|
| 29-33
| Решение треугольников.
| 5
| КУ УЗИМ
УОНМ УПЗУ
| теорема синусов, теорема косинусов
| -уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
| ФО [1], стр.217 ? 10
ИРД
ИРК
СР[2], С-6
| УМК Живая математика, задачи на решение треугольника
| п.99, 100, №1025, 1030, 1028
|
|
| 34
| Контрольная работа №3.
| 1
|
|
| -уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач
| [3], КР-3
|
|
|
|
| IV
| Длина окружности и площадь круга
|
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
| 35-36
| Правильные многоугольники.
| 2
| КУ
УОСЗ
| правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность
| -уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать
| ФО [1], стр.290? 1-4
ИРД
ИРК
|
| п.105-107, №1081, 1084, 1085
|
|
| 37-42
| Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.
| 6
| КУ УПЗУ УОНМ
УЗИМ УПКЗУ
| площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей
| -уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники
| ФО [1], стр.290?5-7
ИРД
СР[2], С-7
| УМК Живая математика, задачи на построение
| п.108, 109, №1087, 1088, 1091, 1094, 1096
|
|
| 43-45
| Длина окружности и площадь круга.
| 3
| КУ УПЗУ УОСЗ
| длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора
| -знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение
| ФО [1], стр.290? 8-12
ИРД
СР[2], С-8
| УМК Живая математика
| п.110-112, №1102, 1105, 1110, 1114, 1120
|
|
| 46
| Контрольная работа №4.
| 1
|
|
| -уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;
-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора
| [3], КР-4
|
|
|
|
| V
| Движения
|
| 12
|
|
|
|
|
|
|
|
| 47
| Понятие движения.
| 1
| УОНМ
| отображение плоскости на себя
| -знать , что является движением плоскости
| ФО [1],
стр.303?1
ИРД
| УМК Живая математика
| п.113, 114,
|
|
| 48-49
| Симметрия.
| 2
| КУ УПЗУ
| осевая и центральная симметрия
| -знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной
| ФО [1], стр.303 ?2-13
СР[2], С-9
| УМК Живая математика
| п.114,115, №1149, 1151, 1153
|
|
| 50-53
| Параллельный перенос.
| 4
| КУ УПЗУ УОНМ
УОСЗ
| параллельный перенос
| -знать свойства параллельного переноса;
-уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор .
| ФО [1], стр.303 ?14,15
ИРД
| УМК Живая математика
| п.116, №1163, 1165
|
|
| №
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид кон-троля
| Элементы доп-ного содержания
| Дом.за-дание
| Дата проведения урока
| план
| факт
| 54-57
|
| Поворот.
| 4
| КУ УОСЗ
УПКЗУ
УЗИМ
| поворот
| -уметь строить фигуры при повороте на угол
| ФО [1], стр.303?16,17
ИРД
СР[2], С-10
| УМК Живая математика
| п.117, №1167, 1169, 1170
|
|
| 58
| Контрольная работа №5.
| 1
|
|
| -уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте
| [3], КР-5
| УМК Живая математика
|
|
|
|
| Итоговое повторение курса геометрии 8 класса
|
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
| 59-60
| Об аксиомах планиметрии.
|
| КУ
УПКЗУ
| аксиомы планиметрии
| -знать все об аксиомах планиметрии
| ФО [1],
ИРД
|
| конспект
|
|
| 61-63
| Решение задач в координатах.
| 3
| КУ УОСЗ
| координаты вектора, метод координат
| -уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
| ФО [1],
ИРД
ИРК
| УМК Живая математика
| п.88,89
|
|
| 64-67
| Теоремы синусов и косинусов.
| 4
| КУ УПЗУ
| теорема синусов, теорема косинусов
| - уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
| ФО [1],
ИРД
|
| п.99,100
|
|
| 68
| Итоговая административная контрольная работа.
| 1
|
|
| -уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса
|
|
|
|
|
|
| Уроки №69, 70 резервные
|
Литература:
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
|