Конспект лекций. Механика





НазваниеКонспект лекций. Механика
страница1/7
Дата публикации30.09.2013
Размер1.17 Mb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Математика > Задача
  1   2   3   4   5   6   7
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ. МЕХАНИКА

Кинематика

Существуют три способа описания движения материальной точки: векторный координатный и естественный. В векторном способе положение некоторой точки А задают радиус-вектором (x,y,z,t), проведенным из начала системы отсчета в точку А. Во время движения конец радиус-вектора описывает в пространстве кривую, которая называется траекторией.

Скорость. Пусть за время Δt точка А переместилась из точки 1 в точку 2 (рис.1). Вектор , идущий из 1 в 2, называется перемещением: = - . Средним вектором скорости называется вектор . Очевидно направление совпадает с направлением вектора перемещения! Однако вектор мгновенной скорости будет направлен по касательной к траектории. Поэтому скорость определим как предел среднего вектора скорости при Δt→0:

. (1)

Выражение в правой части - это производная. Поэтому можно дать более лаконичное определение скорости: скорость это производная от радиуса-вектора по времени.

Ускорение – это скорость изменения скорости, т.е. производная от скорости по времени:

(2)

Из данных определений следует, что, зная зависимость радиус-вектора от времени (t), можно найти скорость и ускорение точки в любой момент.

Обратная задача. Можно ли найти (t) и/или (t), зная зависимость ? Оказывается для однозначного решения этой задачи недостаточно одной зависимости , необходимо еще задать начальные условия: например, скорость и радиус вектор точки в некоторый начальный момент времени t=0. Рассмотрим простейший пример. Пусть (движение равнопеременное!). Из (2)  , . Но - это изменение скорости, а не сама скорость: = . Поэтому, чтобы найти , необходимо знать в начальный момент времени: , 

(3)

Аналогично для : , где = - . Для нахождения самого радиуса-вектора необходимо знать его значение в начальный момент времени :

. (4)

Обратите внимание! Чтобы найти по зависимости (t) было необходимо один раз проинтегрировать и дополнительно знать одно начальное условие. Чтобы найти по зависимости потребовалось два раза проинтегрировать и два начальных условия. Так и должно быть, поскольку интеграл определен с точностью до константы. И еще: в данном примере мы вынесли ускорение из-под интеграла, потому что . Если это не так, то выносить нельзя! Сравните: при интегрировании скорости, мы ее не выносили, т.к. скорость оказалась функцией времени.

При координатном способе каждому векторному уравнению соответствуют три скалярных уравнения в проекциях на оси x,y,z (в декартовых координатах). Со скалярными уравнениями обращаться проще, но их в три раза больше, поэтому сначала следует записывать уравнения в векторном виде. Зависимости (x,y,z,t) соответствуют три скалярных уравнения: x(t), y(t), z(t). Определению вектора скорости (1) соответствуют x (t), y(t), z(t):

; ; ; аналогично для ускорения: ; ; .

Зная три проекции векторов скорости и ускорения можно найти и модули этих величин в любой момент времени, например, модуль вектора скорости . Если вектор скорости составляет с осью х угол , то x = cos; y =sin; и т.д… (рис.2) Аналогично определяются модули векторов и :

; . Почему-то формула для модуля для вектора осознается студентами с большим трудом, хотя для этого достаточно знать, откуда начинается радиус-вектор и теорему Пифагора.

Решение обратной задачи – нахождение скорости и закона движения точки по заданному ускорению – производится, как и в векторном способе, путем интегрирования с начальными условиями. (Помните, что количество интегрирований и начальных условий должно совпадать?)

Естественный способ выгодно использовать, когда траектория известна. Тогда положение точки А определяют дуговой координатой l (или путем S), отсчитанной от выбранного на траектории начала: при этом произвольно назначают одно направление вдоль траектории положительным, а другое – отрицательным. Введем единичный вектор , направленный по касательной к траектории в в положительную сторону. Это направление называется тангенциальным. Поскольку вектор скорости направлен также, скорость можно записать как

, (5)

где . Очевидно, .

Продифференцировав (5) по времени, найдем ускорение:

; (6)

затем преобразуем второе слагаемое: . (7)

Определим приращение вектора на участке dl (рис.3). Поскольку dl мало, всегда можно найти такую окружность радиуса с центром в точке 0, что ее дуга будет на участке dl совпадать с элементом траектории. Тогда точка 0 будет называться центром кривизны траектории в этом месте, а - радиусом кривизны. Векторы и , как касательные перпендикулярны радиусам в точках касания,  угол между ними также как и между этими радиусами равен d, что видно на рис.3 справа, где оба вектора отложены от одной точки. Угол d можно выразить двумя способами: d = и d= , так как векторы и - векторы единичной длины. Приравнивая правые части, находим . Поскольку вектор перпендикулярен векторам и (из-за неограниченной малости dl), и направлен к центру кривизны О, то последнее равенство можно записать с помощью единичного вектора (направлен вдоль к центру О): . Подставляя этот результат в (7)(6), найдем окончательное выражение для ускорения в естественных координатах:

(8)

В (8) первое слагаемое называют тангенциальным ускорением, а второе нормальным:

,  проекция тангенциального ускорения и характеризует скорость изменения скорости по величине; ,  величина нормального ускорения и характеризует скорость изменения скорости по направлению. Модуль полного ускорения точки .
Кинематика твердого тела.

Твердым называется тело, у которого расстояния между любыми его точками сохраняются. Иначе говоря, твердое тело никак не деформируется при любых его движениях. Основными видами движения твердого тела являются поступательное, вращение вокруг неподвижной оси, плоское движение.

Поступательным движением твердого тела называется такое его движение, при котором любая прямая, связанная с телом, остается параллельной своему начальному положению. Поэтому все точки тела движутся по одинаковым траекториям и их скорости и ускорения в любой момент времени одинаковы. Описание поступательного движения твердого тела сводится к описанию любой его точки, и поэтому не требует отдельного рассмотрения.

Вращение вокруг неподвижной оси. При таком вращении все точки твердого тела описывают окружности разных радиусов. Пусть твердое тело поворачивается за время dt вокруг неподвижной оси ОО на угол dφ (рис.4). Этот поворот мы будем характеризовать вектором углового перемещения , направление которого совпадает с осью ОО и связано с вектором перемещения по правилу правого винта (если поворачивать винт в сторону , то он должен ввинчиваться в направлении , например, в нашем случае вверх). Из рисунка 4 видно, что , или в векторном виде

. (9)

Введенный таким образом вектор углового перемещения производит какое-то неестественное впечатление – он таким и является. Приписать этому объекту направление по определению (такие векторы называются аксиальными) удобно, т.к. убедиться, что векторы угловых перемещений удовлетворяют всем правилам действий с векторами: сложению, умножению на число, скалярному и векторному умножению и т.д. – совсем не трудно, убедитесь в этом самостоятельно.

Угловая скорость и угловое ускорение. Угловой скоростью называется аксиальный вектор . Очевидно, он направлен также как вектор .

Угловым ускорением называется также аксиальный вектор . Направление вектора совпадает с вектором , если угловая скорость увеличивается, и противоположно вектору , если угловая скорость убывает.

Связь между линейными и угловыми величинами. Выберем произвольную точку А твердого тела и выясним, как связаны ее линейная (обычная) скорость и угловая скорость (рис.4). Разделим выражение (9) на dt: . Таким образом, угловая скорость и линейная скорость связаны посредством векторного произведения

. (10)

Модуль вектора скорости =ω sin =ωρ, где ρ – радиус окружности, по которой движется точка А твердого тела. Продифференцировав (10) по времени, найдем полное ускорение точки А:

= , или = (11)

Так как векторы и направлены вдоль оси вращения, первое слагаемое в (11) представляет собой тангенциальное ускорение = , а второе - нормальное . Соответствующие проекции равны

а = ρ; аn=ω2ρ. (12)

Модуль полного ускорения равен а = .
Динамика

Введем некоторые понятия. Материальная точка – это объект, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи. Система отсчета – это совокупность тела отсчета, жестко связанной с ним системы координат и часов. Допустим, что существует такая система отсчета, в которой изменение скорости материальной точки обусловлено только ее взаимодействием с другими телами. Свободная материальная точка, на которую не действуют другие тела или поля, движется относительно такой системы отсчета прямолинейно и равномерно (= по инерции). Такую систему отсчета называют инерциальной.

Первый закон Ньютона– закон инерции Галилея Ньютона – утверждает, что

существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, в которых материальная точка, на которую не действуют другие тела или поля, движется прямолинейно и равномерно.

Любая система отсчета, движущаяся равномерно и прямолинейно относительно инерциальной, сама также является инерциальной. Действительно, переход к такой системе отсчета приведет к изменению скоростей всех тел на постоянную величину скорости системы отсчета, следовательно, скорость останется постоянной и в другой системе отсчета.

Симметрия пространства и времени. Опыт показывает, что в инерциальных системах отсчета пространство однородно и изотропно, а время однородно. Эти свойства выражают симметрию пространства и времени. Однородность и изотропность пространства означает, что свойства пространства одинаковы в различных его точках (однородность), а в каждой точке одинаковы во всех направлениях (изотропность). Однородность времени означает, что протекание физических явлений в разное время одинаково в одних и тех же условиях.

Принцип относительности Галилея: Во всех инерциальных системах отсчета все законы механики одинаковы. Никакими механическими опытами внутри данной инерциальной системы отсчета невозможно установить, покоится эта система или движется.

Преобразования Галилея. Пусть инерциальная система отсчета K движется относительно другой инерциальной системы отсчета К со скоростью вправо (рис.5) в направлении совмещенных осей х и х. Начнем отсчет времени с момента, когда начала координат О и О совпадали. Тогда соотношение между радиусами-векторами некоторой точки А в этих системах будет

, (13)

t = t.

Здесь утверждается, что время течет одинаково в обеих системах, а длины отрезков не зависят от состояния движения. Соотношения (13) называются преобразованиями Галилея. В координатном виде преобразования имеют вид

x = x+Vt, y = y, z = z, t = t. (14)

Продифференцировав (13) по времени, находим преобразование Галилея для скоростей:

. (15)

Дифференцируя это выражение по времени с учетом того, что = const, получим для ускорений

, (16)

т.е.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций. Механика iconУральский государственный технический университет угту-упи механика...
...
Конспект лекций. Механика iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Конспект лекций. Механика iconКонспект лекций раскрывает содержание и структуру учебной дисциплины...
Налоговое право : конспект лекций / сост доцент Р. В. Бобринев; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2011 – 144 с
Конспект лекций. Механика iconРабочая программа дисциплины
Программа курса основной образовательной программы магистратуры 010900. 68 Механика деформируемого твердого тела направления механика...
Конспект лекций. Механика iconКонспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск...
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Конспект лекций. Механика iconКонспект лекций по курсу хозяйственного права тема Понятие хозяйственного права
Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права
Конспект лекций. Механика iconКонспект лекций по высшей математике. В 2 частях. Часть М.: Айрис-пресс,...
Баранова Е. С., Васильева Н. В., Федотов В. Л. Практическое пособие по высшей математике. Типовые расчеты. Учебное пособие. — Спб:...
Конспект лекций. Механика iconОпорный конспект лекций Основные понятия, термины, законы, схемы...
Л. Н. Блинов, Н. Н. Ролле. Экология: опорный конспект лекций. Основные понятия, термины, законы, схемы. Спб.: Изд. Спбгпу. 2005....
Конспект лекций. Механика iconКонспект лекций Владимира Климентьева по истории философии, отредактированный...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших...
Конспект лекций. Механика iconТеория организации Конспект лекций для студентов специальности «Менеджмент организации»
Макарова н. Н. Теория организации. Конспект лекций с практическими заданиями для студентов специальности "Менеджмент организации....
Конспект лекций. Механика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение. Что такое механика Классическая механика Ньютона и границы ее применимости
Конспект лекций. Механика iconПрикладная математика
Загузов И. С.,Головинский В. Н., Федечев А. Ф. и др. Введение в специальность (Механика). Часть II. Механика деформируемого твердого...
Конспект лекций. Механика iconПрограмма учебной дисциплины техническая механика
Данное пособие предназначено для студентов II курса заочного обучения специальности 160905 в качестве дополнительного материала по...
Конспект лекций. Механика icon«Механика грунтов»
...
Конспект лекций. Механика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика и познание мира. Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости
Конспект лекций. Механика iconРабочая программа учебной дисциплины механика специальность: 130101 «прикладная геология»
«Механика» для постановки и решения технических задач при изучении и освоении различных учебных дисциплин


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск