Скачать 121.19 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Чувашский республиканский центр дистанционного обучения Чувашского республиканского института образования Дистанционный конкурс “Педагогические инновации” в номинации “Преподавание физики” урок в 9 классе по модульной технологии тема: “Законы Ньютона” по учебнику А.В.Перышкин, Е.М.Гутник учитель Большекарачкинской основной общеобразовательной школы Моргаушского района Гурьева Валентина Валентиновна 2005 год Основная проблема и обоснование актуальности ее разработки Основной постулат так называемой “традиционной методики” гласит: ”С каждого урока ученик должен уходить с новыми знаниями”. Отсюда следует предельная дробность материала, который разбивается на малые порции. Поэтому основной единицей учебного процесса в “традиционной методике” является урок – целостная композиция, с небольшим учебным материалом в качестве ядра. “Традиционным является урок – одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, на предъявление нового материала/сообщение, изложение/, его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процессе”/Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике/. Стремление к совершенствованию, повышению эффективности образовательного процесса привело к появлению новых технологий обучения. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно/или с определенной дозой помощи/ достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Минимальной единицей учебного процесса в модульных технологиях является не урок, а цикл уроков или модуль. Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке учащиеся получают конспект материала – либо готовый, заранее размноженный, либо появляющийся на доске по мере объяснения учителя. На этом же уроке проводится первичное закрепление. Урок I. Тема: Законы Ньютона. Цели: - сформировать понятие об инерциальной системе отсчета; - ввести понятие силы как количественной меры; - изучить законы Ньютона. Ход урока: I. Изложение нового материала. Механика состоит из двух разделов: кинематика и динамика. Механика кинематика динамика отвечает на вопрос: отвечает на вопрос: как движется тело? почему так движется? В основе динамики лежат три закона Ньютона. На доске готовится таблица:
Из курса 7 класса нам известен один из законов движения, который называется законом инерции. Согласно этому закону тела находятся в покое или движутся прямолинейно и равномерно, т.е. сохраняют свою скорость постоянной, если на них не действует другое тело. Но к этому факту пришли не сразу. На протяжении почти двадцати веков, начиная с великого древнегреческого философа Аристотеля все были убеждены: для поддержания постоянной скорости тела необходимо чтобы что-то или кто-то действовало на него. Например, чтобы повозка двигалась с постоянной скоростью, ее должна постоянно тянуть лошадь. В начале XVII века итальянский ученый Галилео Галилей пришел к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно. А сила, которую приходится прикладывать к телу для поддержания его движения, необходима только для того, чтобы уравновесить другие приложенные к телу силы, например, силу трения. В конце XVII века английский ученый Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве I их трёх законов механики. В изложении Ньютона закон инерции читается следующим образом: Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние. Однако выяснилось, что I закон Ньютона выполняется не во всех системах отсчета. Пример. Автобус движется прямолинейно и равномерно относительно земли. На полу автобуса находится мяч. Мяч будет находиться в покое относительно автобуса при любой скорости движения автобуса относительно земли – главное, чтобы эта скорость была постоянной. Но автобус резко начинает тормозить, скорость автобуса быстро уменьшается. Во время торможения мячик приходит в движение, т.е. изменяет свою скорость относительно автобуса, хотя нет никаких сил, которые толкали бы его. Значит, в системе отсчета, связанной с автобусом, тормозящего относительно земли, закон инерции не выполняется. Поэтому I закон Ньютона формулируется так: Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на него не действуют другие тела/ или действия других тел компенсируются/. Те системы отсчета, в которых закон инерции выполняется, называются инерциальными, а те, в которых не выполняется, - неинерциальными. Вопрос: Почему тело движется прямолинейно и равномерно? Ответ: Тело движется прямолинейно и равномерно потому, что на него не действуют другие тела или действия других тел компенсированы. А почему тело движется с ускорением? Что является причиной возникновения ускорения? Для этого вспомним, что причиной изменения скорости тела, а значит, и причиной возникновения ускорения является сила. Пример. Шайба, лежащая на льду. Ее скорость равно 0. Скорость шайбы изменится если на нее подействовать другим телом, т.е. силой. Если на тело действует сразу несколько сил, то оно движется с ускорением в том случае, если равнодействующая этих сил не равна 0. Поскольку ускорение порождается силой, то естественно предположить, что существует количественная взаимосвязь между этими величинами. Жизненный опыт убеждает нас в том, что чем больше будет равнодействующая приложенных к телу сил, тем больше ускорение получит при этом тело. И ускорения, сообщаемые телам одной и той же постоянной силой, обратно пропорциональны массам этих тел. Количественную взаимосвязь между массой тела, ускорением, с которым оно движется, и равнодействующей приложенных к телу сил, вызывающих это ускорение, называют II законом Ньютона: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе. Математически второй закон Ньютона выражается формулой: a=F/m. Вопрос: Почему тело движется с ускорением? Ответ: Тело движется с ускорением потому, что на него действует сила или несколько сил, равнодействующая которых не равна 0. Мы знаем, что не бывает одностороннего действия одного тела на другое, тела всегда взаимодействуют друг с другом. Например, если вы ударите ногой по футбольному мячу, то немедленно ощутите обратное действие на ногу. Рассмотрим опыт, где две тележки удерживаются динамометрами, прикрепленными к вертикальным опорам. Если на одну тележку положить магнит, а на другую – стальной брусок, то обе тележки вместе с находящимися на них телами начнут двигаться навстречу друг другу. То, что в движение пришли обе тележки, свидетельствует о взаимодействии тел: не только брусок притягивается к магниту, но и магнит притягивается к бруску. Встречное движение говорит о том, что силы, приложенные к взаимодействующим телам, направлены в противоположные стороны. В результате движения тележек пружины динамометров начнут растягиваться. Когда силы упругости пружины динамометров станут равным силам притяжения тел, тележки остановятся. При этом показания динамометров будут одинаковыми – значит, магнит и брусок притягиваются друг к другу равными по модулю силами. Этот опыт и многие другие свидетельствуют о том, что: Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Это утверждение и называется III законом Ньютона. Математически он записывается в следующей форме: F = - F.
II. Задание на дом: параграфы 10-12 прочитать, выучить таблицу. Ш. Итоги урока. Второй урок называется “уроком общения”. Его цель – заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Основной метод – работа в парах, когда вначале каждый ученик овладевает материалом по учебнику, затем шлифует материал в общении со своим собеседником, и, наконец, отвечает учителю или его консультантам из числа уже ответивших учеников. Перед уроком учитель воспроизводит на доске конспект, известный учащимся по I уроку цикла и записывает вопросы, на которые необходимо ответить учащимся. Принцип формирования пар учеников – “равный с равным”, т.е. в пары попадают ученики с одинаковым предметным развитием и темпом работы. Урок II. Тема: Законы Ньютона. Решение задач. Цели:
Ход урока: I. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Задания парам: Рассказать о каждом законе: формулировка закона, математическая запись, особенности закона, на какой вопрос отвечает и ответ на этот вопрос. Вопросы по I закону:
а/ парабола; б/ окружность; в/прямая; г/ эллипс. Вопросы по II закону:
Вопросы по III закону:
На рисунке изображен лежащий на доске камень. Сделайте в тетради такой же рисунок и изобразите стрелочками две силы, которые по третьему закону Ньютона равны друг другу. Что это за силы? Обозначьте их. II. Самоконтроль и самооценка результатов работы. III. Задание на дом:
III урок отводится под закрепление и контроль в виде опроса по конспекту, подготовку к самостоятельной работе и самостоятельную работу. Урок III. Тема: Законы Ньютона. Решение задач. Цели:
Ход урока: I. Проверка домашнего задания: а/ сообщение о жизни и деятельности И.Ньютона; б/анализ решения задач из домашнего задания. II. Решение задач. 1. На рисунке показан фонарь, подвешенный на двух тросах. На фонарь действуют три силы: сила тяжести F3 и силы натяжения тросов F1 и F2. Чему равна равнодействующая этих трех сил? Чему равна равнодействующая сил F1 и F2?
III. Самостоятельная работа. Вариант I.
Вариант II.
III. Итоги урока. |
... Основания для разработки методики: Постановление Правительства РФ от 23. 12. 2005 г. №803 «о федеральной целевой программе развития... | «Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка». Обоснование... Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком.... | ||
Урок по теме «Пятый постулат Евклида» | Программа подготовки к егэ, гиа-9, выпускным экзаменам в традиционной... Использование данной разработки рекомендуется на этапе текущего контроля знаний обучающихся и усвоения ими пройденного материала,... | ||
Обоснование актуальности проблемы: Противоречия Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | Макарова Валентина Игоревна 2005 год 2 пояснительная записка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида №114 | ||
Назначение программы. Цель ее разработки 3 Информационная справка... Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена на основе Программы по чувашской литературе для 5-9 классов русскоязычных школ. Андреев И. А., Гурьева Р. И. Чебоксары... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обоснование актуальности и перспективы опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса | Основная образовательная программа основного общего образования Принципы разработки и реализации основной образовательной программы | ||
План работы проблемной группы «Урок в новой информационной образовательной... Проблема: фгос общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной... | Планирование деятельности В результате творческого переосмысления теоретического материала основной формой проектирования и отслеживания умственного развития... | ||
Конспект урока по алгебре в 7 классе Урок мастерская по теме: «Формулы... Помящая Ольга Валентиновна, гбоу сш №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга | О выражении эмоций у человека и животных 1 ... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках литературы для формирования языковой личности школьника | Современные методики преподавания изобразительного искусства ... |