Карпенко Т.В.
Тема: «Противоположные числа».
Обобщающий урок-практикум по проверке и коррекции ЗУН Цели урока: 1)образовательные: а) способствовать формированию и закреплению ЗУН по теме, б) скорректировать и проверить ЗУН;
2) развивающие: а) способствовать умению концентрировать внимание, совершенствованию логического мышления, аргументированной математической речи, б) способствовать повышению познавательной активности и интереса к предмету;
3) воспитательные: а) воспитывать волю и настойчивость при достижении конечных результатов, б) продолжить воспитание ответственного отношения к учебному труду. Оборудование: компьютер, операционная система Microsoft Windows XP, программы MICROSOFT POWER POINT, MICROSOFT WORD, мультимедиапроектор, индивидуальные карточки-задания, тестовые задания по вариантам, опорные конспекты. Структура урока.
Сообщение темы и цели урока (2мин.).
Актуализация опорных знаний и умений у учащихся в устной работе и письменной фронтальной работе, с параллельной работой сильных учащихся по индивидуальным карточкам (15 мин.).
Проверка знания основных понятий, правил и умения находить аргументированный ответ,
выполнение графического диктанта (7 мин.).
Физкультурная минутка (1 мин.).
Инструкция по выполнению и тестирование по вариантам (12 мин.).
Постановка домашнего задания (3 мин.).
Подведение итогов урока (5 мин.).
На уроке используется наглядная презентация, выполненная средствами Microsoft PowerPoint.
Разминка
Решение уравнений
Практикум
Проверь себя
Ребус
Схема взаимосвязи кадров презентации
Содержание кадров:
Титульный лист
Задача на урок
Структура урока
Разминка. Актуализация опорных знаний и умений учащихся в устной и письменной фронтальной работе, с параллельной работой сильных учащихся по индивидуальным карточкам.
Продолжение разминки в форме дидактической игры.
Решение уравнений (устно).
Проблемный вопрос.
Практикум (работа с учебником).
Проверь себя (графический диктант с взаимной проверкой).
Ребус.
Итог урока.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Повышение эффективности усвоения материала за счет экономии времени, привлечения нестандартных форм наглядности и способов её подачи.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, уменьшение времени подачи предлагаемого материала)
Создание положительного эмоционального фона занятия.
Развитие познавательного интереса к предмету.
Формирование информационной культуры.
Ход урока.
Основное содержание учебного материала
| Деятельность учителя
| Деятельность учащ-ся
| Кадр 1, 2 Ставится задача: «К концу урока вы должны ответить на вопрос: Противоположные числа – это числа сложные, не очень сложные или совсем не сложные?»
Кадр 3
На столах лежат опорные конспекты.
Кадр 4
Логическое упражнение. На доске написано
Длинный – короткий.
Большой – маленький. Плюс - …
3 - …
-11 - … Кадр 5
На столах у учеников табличка с зашифрованной фамилией учёного математика, который ввёл в математический язык символы «+» и «-»
Кадр 6
На доске записаны уравнения: а) –х = 150;
б) –у = -12; в) –р = 0.
Кадр 7
Рассказ типичной ситуации на экзамене:
Профессор: Является ли число -3 – отрицательным числом?
Студент: Конечно!
Профессор: Если взять произвольное число а и перед ним поставить знак «минус», то будет ли число -а – отрицательным?
Студент: Конечно! Кадр 8
№931 Заполните пустые места в таблице и отметьте на координатной прямой точки, имеющие своими координатами числа полученной таблицы. х 3 * 5 * 0 * -6
-х * 4 *-2 * -1 *
№933 Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами:
е) 2 и 5; ж) -7 и -4; з) -11 и -3
Кадр 9
Графический диктант: (верное высказывание соответствует знаку « ^ », а неверное – знаку «-»)
Я утверждаю, что:
1)Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
2)Существует число, имеющее два противоположных ему числа.
3)Число 0 противоположно самому себе.
4)Прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком, называют координатной прямой.
5)Натуральные числа и 0 называют целыми числами.
6)Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки. Варианты тестов в приложении №3.
Записано на доске: Д/З п. 27, №945, 959, 961, 964.
Словарные слова с пропусками в приложении №1.
Кадр 10
Ребус в приложении №1.
Кадр 11
Изображение на доске: Z
N
1; 2; 3; ...
-1; -2; -3; ... и 0
| 1.Сообщение темы и цели урока.
После проверки готовности класса к уроку сообщает тему и цели урока.
Ставится задача.
Знакомит с планом урока
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся в устной и письменной фронтальной работе, с параллельной работой сильных учащихся по индивидуальным карточкам.
Не забудем про нашу прямую знатную, которую зовут …?
Как называются эти слова в русском языке? А в математике? Два числа лишь знаками
Друг от друга отличные
Называют издавна ...
Отложите на координатной прямой точки, с заданными координатами.
Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию чешского математика, который в XYвеке предложил применять эти символы.
Решите уравнение.
Как вы думаете, какую оценку получит студент и почему? Проверим и оценим работу ребят по карточкам. А теперь работаем в тетрадях.
(Вызывает к доске ученика)
Откройте стр. 156 № 931, 933 (е-з)
Числа отрицательные – новые для вас.
Лишь совсем недавно их узнал ваш класс.
Сразу прибавилось всем теперь мороки.
Учим, учим правила, готовясь к уроку. 3.Проверка знания основных понятий, правил и умения находить аргументированный ответ при выполнении графического диктанта.
Проводит инструктаж по выполнению графического диктанта.
Читает задания для диктанта.
Предлагает поменяться листочками с соседом по парте.
Помощник выставляет оценки на доске.
4.Физкультурная минутка.
Предлагает ребятам выйти из-за парт и выполнить несколько упражнений.
Быстро встали, тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг-другу улыбнулись,
Рот закрыли на замок, Продолжается урок
5.Инструкция по выполнению и тестирование по вариантам.
Помощник проверяет тесты и выставляет оценки на доске 6.Постановка домашнего задания.
Комментарий к его выполнению.
7.Подведение итогов урока.
Просит слабых учеников заполнить пропуски в словарных словах. Дать определение. Предлагает разгадать ребус.
Оценки за ответы на дополнительные вопросы помощник ставит на доске.
Вспомните: Какие числа называют целыми ?
(Просит дать определение) Итак, какой ответ вы дадите на вопрос, прозвучавший в начале урока: «Противоположные числа – это числа сложные, не очень сложные или совсем не сложные?»
При наличии времени, читает сказку:
В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие - на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, ... стали называть
Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках.
Выставляет оценки за урок.
| Учащиеся записывают тему в тетрадь. Два ученика по карточкам выполняют задания на обратной стороне откидных досок.
...Координатная. ...Антонимы. ...Противоположными.
...Противоположными числами.
К доске выходит ученик, пожелавший ответить на заданный вопрос.
...Я. Видман. х = -150; у =12; р = 0.
Ответ неверный, т.к. при а›0 число будет отрицательным, но при а‹0 число будет положительным.
Оценку даёт ученик. Решение на доске:
№931
х 3 -4 5 2 0 1 -6
-х -3 4 -5 -2 0 -1 6
№933 е) 3;4;5
ж) -7;-6;-5;-4
з) -10;-9;-8;-7;-6;-5;-4
Выполняют графическую запись ответов на предложения диктанта
Поменялись тетрадями и выполняют проверку схематичной записи ответов у соседа по парте: «^-^^-^». Ставят «на полях» оценку: 5 -без ошибок, 4 – за 1 ошибку, 3-за 2ошибки
Выходят из-за парт и выполняют несколько упражнений.
Выполняют на листочках тестовые здания по вариантам и сдают на проверку.
Записывают в дневники. Ответы дают письменно на доске. Ц Е Л Ы Е
Натуральные, им противоположные и 0
противоположными.
|
Список литературы:
Учебник Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, Москва, «Мнемозина», 2005г.
Газета «Математика» №6, 1994г., Л. Воронина, Опорные конспекты для 5-6 классов.
Газета «Математика» №28, 1994г., Н. Савинцева, Тестовые задания по математике для 6 класса.
Приложение №1
Ко..рд..ната
Пр..т..в..п..ложные
Приложение №2
Индивидуальная карточка
| Индивидуальная карточка
| 1. Запишите числа, противоположные числам
-3,6; 1; -4; 0; 15,92; 6.
2. Решите уравнения:
а) –х = -304; б) –х = -3; -у = 0; г) –а = 91,7.
3. Найдите значение –т, если т = -9; -12; 3; 3; 0.
| 1. Запишите числа, противоположные числам
-3,6; 1; -4; 0; 15,92; 6.
2. Решите уравнения:
а) –х = -304; б) –х = -3; -у = 0; г) –а = 91,7.
3. Найдите значение –т, если т = -9; -12; 3; 3; 0.
|
Приложение №3
Вариант №1
Найдите среди чисел
противоположные.
Поставьте в равенстве - вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство.
Решите уравнение .
Координата точки А равна … .
А 3; Б 1,5; В -2,5; Г 1.
Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называются … .
Найдите значение выражения –(-с), если с = -1,73. А. -1,73. Б. 1,73. В. 1,7. Г. -1,7.
Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -4 и 2?
Найдите координату точки А. А. -2,5. Б. -0,5. В. 1,5. Г.-2.
Вариант № 2
Найдите среди чисел
пару противоположных.
Поставьте вместо звездочки такое число, чтобы получилось верное равенство:
Решите уравнение
Координата тачки А равна … .
А -1; Б -2,5; В -5; Г 2,5.
Отрицательные числа являются координатами точек, расположенных на координатной прямой … .
Найдите значение выражения –(-с), если с = 1,73. А. 1,73. Б. -1,73. В. 1,7. Г. -1,7.
Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами -2 и 4?
Найдите координату точки С. А. -4. Б. -1. В. -2. Г.-3.
Ключ к проверке. №
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Вар
№1
| Б
| Г
| В
| Б
| Координата
| А
| -3; -2; -1; 0;1
| В
| Вар
№2
| Б
| Г
| В
| Б
| Слева от 0
| А
| -1; 0; 1; 2; 3
| В
| Приложение №4 |