Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Методические:
- объяснить новый материал;
- проверить умения и навыки решений простейших уравнений, основанных на зависимости между компонентами арифметических действий; проверить умения учащихся решать текстовые задачи.
Психолого-педагогические:
- помочь развитию интереса у учащихся не только к содержанию, но и к процессу овладения знаниями;
- Воспитать у учащихся чувство удовлетворения от возможности увидеть на уроке математики необычное объяснение нового материала, с интересом познавать его.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщение.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся, аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, диск, чистые листы.
Форма урока: урок – путешествие в сказку
Содержание урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке
I I Этап проверки домашнего задания.
Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.
I I I Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Задача: с помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к сложению и вычитанию десятичных дробей.
Обращает внимание на диск – письмо старика Хоттабыча, в котором он предлагает совершить путешествие в страну сказок.
На экране появляется картинка с изображением старика Хоттабыча на ковре-самолете.
- Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику, совершить увлекательное путешествие. Вас ждут встречи со сказочными героями. На пути будут конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Я посылаю за вами ковёр-самолёт , который сможет подняться лишь в том случае, если вы решите задачи. Желаю вам приятного путешествия. С нетерпением жду ответа.
Старик Хоттабыч.
Задачи написаны на доске заранее.
1. Верно ли что:
а) 3,7 < 3,278;
б)25,63=2,653;
в)5,025<5,03?
2. Назовите низший разряд десятичной дроби 1,892; высший разряд десятичной дроби 18,2.
3. Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной дроби:
15 ; 7 и разложите полученную десятичную дробь по разрядам.
Посадка на ковёр- самолёт закончилась. Мы летим в царство сказок. Под ним Тридевятое царство, тридевятое государство. Ковёр – самолёт опускается вниз, и мы с вами вступаем на сказочную землю .Вам предстоит дальняя дорога по стране сказок .Длину этой дороги вы узнаете. Если решите предложенную задачу: Дорога состоит из четырех участков. Длина первого участка 3 км, второго 4 км, третьего 5,3 км, четвертого 1,42 км. Найдите длину дорог.
Хорошо . Длину предстоящего пути мы нашли. В путь!
Я вижу домик Бабы-Яги и слышу её жалобный голос.
(голос с экрана)
-Детушки, помогите мне, отоприте дверь! Я поссорилась с Кощеем бессмертным, и он закрыл дверь – ни одно колдовство не помогает её открыть .А он сказал, что дверь сама откроется, если решите уравнения. Не оставьте бабушку в беде.(на экране уравнение) Х + 7,564 = 8,24
Мы продолжаем путь и дорогу нам преградила река, а моста не видно. Что же делать? Если мы поможем лодочнику узнать скорость его лодки, то он перевезет нас на тот берег.
Скорость лодки на озере (в стоячей воде) 3,3 км/час. С какой скоростью будет плыть лодка по течению реки и с какой против течения, если скорость течения 2,8 км/час?
Мы вовремя перебрались через реку, так как я вижу карету, в которой едет Кот в сапогах. Он может нас подвезти. Карета едет мимо пшеничного поля ,и кот обращается к косарям:
(голос с экрана)
-_Эй косари! Скажите королю, что эти поля принадлежат Маркизу Карабасу!
_Хорошо, скажем, если ты поможешь нам решить задачу.
(задача на экране и на каждой парте)
В первый день мы скосили поле пшеницы площадью 13,8 га, что на 4,7 га меньше ,чем во второй день, и на 2,7 га больше, чем в третий день. Поле какой площади мы скосили за три дня?
Продолжим путь! Кто это сидит такой печальный? Это же Буратино! Кто это его так расстроил?
(голос с экрана)
-Мальвина! Умная Мальвина! Сама целый день решает какие –то примеры и меня заставляет , да ещё грозится без обеда оставить!
Помогите справиться с заданием:
Мальвина стерла запятые в примерах на сложение и вычитание десятичных дробей, поможем Буратино восстановить их.
а) 32+18=5 б) 3+108=408
в) 736-336=4 г) 57-4=17
Опечалился старик Хоттабыч. Не как не может вспомнить название своей «профессии». Ребята, давайте попробуем ему помочь. Решив самостоятельную работу, вы отгадаете его «профессию».
Самостоятельная работа.
1. Выполните действия:
а)46,4212+41,2627;
б)87,6839-41,2627.
2. Решите уравнение:
а)Х-0,57=6;
б)3,579-Х=0,888.
Ключ к разгадке Ж
| Д
| Н
| И
| 46,4212
| 87,6839
| 2,691
| 6,57
|
1)По истечении отведенного времени собирает листочки.
2)Подводит итог урока с помощью устных вопросов.
- как сложить (вычесть) десятичные дроби?
3)Отмечает хорошую работу одних, недостаточную работу (активность) других учащихся, выставляет оценки за работу у доски, за устные ответы.
4)Записывают задание на дом.
Пункт 32, страница 262, № 1228,1229.
| I Быстрая готовность к уроку и включение в работу.
Командиры отчитываются о выполнении домашней работы в группах.
Учащиеся комментируют с места свои решения и устно дают ответы.
Учащиеся выходят к доске по вызову и решают.
Учащиеся внимательно читают условие задачи, выходят к доске по вызову, решают задачу.
3+ 4 = 7 (км)
7 + 5,3 = 7,5 + 5,3 = 12,8 (км) (работа с учебником стр. 262)
12,8 + 1,42 = 13,50= 13,5 (км)
Ответ: 13,5 километров.
Учащийся решает уравнение на доске:
Х + 7,564 = 8,24
Х=8,24 – 7,564
Х=0,676
Учащиеся поднимают руки, выходят к доске по вызову и решают задачу:
1) 3,3 + 2,8 = 6.1 км/час (по течению реки)
2) 3,3 – 2,8 = 0,5 км/час (против течения реки)
Ответ: 6.1 км/час, 0,5 км/час
Учащиеся поднимают руки, выходят к доске по вызову и решают задачу:
1) 13,8 + 4,7 = 18,5 (га) – скосили во 2 день
2) 13,8 – 2,7 = 11,1 (га) – скосили в 3 день
3) 13,8 + 18,5 + 11,1 = 43,4 (га)
Ответ: 43,4 гектара.
Учащиеся поднимают руки, выходят к доске по вызову и ставят запятые:
а) 3,2+1,8=5 б) 3+1,08=4,08
в) 7,36-3,36=4 г) 5,7-4=1,7
Учащиеся решают самостоятельную работу на чистых листочках.
а)46,4212+41,2627=87,6839
б)87,6839-41,2627=46,4212
а)Х-0,57=6
Х=6+0,57
Х=6,57.
б)3,579-Х=0,888.
Х=3,579-0,888
Х=2,691
(Джин)
Комментарий
| Литература: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика 5 кл.» |