Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер78.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Развитие математических способностей дошкольников

через русские народные и авторские сказки

Воспитатель Ширина Т.М.
Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя,

Они живут повсюду

И нам они – друзья

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций. Формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это обусловлено рядом причин:

  • обилие информации, получаемой ребёнком;

  • повышенное внимание к компьютеризации;

  • стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка арифметическим приёмам;

  • повышение требований начальной школы к знаниям и умениям детей.

Основным средством формирования познавательных способностей я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольника. Сегодня сказка – один из немногих способов, объединяющий взрослого и ребёнка.

В ходе работы с детьми я столкнулась с проблемой – нет чётко разработанной системы познавательной деятельности по математике для дошкольников с использованием сказки.

Целью моей работы стала разработка системы познавательной деятельности, основанной на сюжетах сказок, направленных на формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Данная система работы с дошкольниками состоит из трёх блоков:

  • система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами сказочных сюжетов;

  • математические развлечения и игры;

  • взаимодействие с родителями.

Внедрение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования определила, что содержание образовательного процесса по формированию математических представлений осуществляется через интеграцию образовательных областей. Интеграция состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей), умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации). Интеграции осуществляется, прежде всего, в играх (особенно, в играх с водой и песком), практической деятельности, в ситуациях, развлечениях. В совместной деятельности с детьми используются интеграционные упражнения, ситуации («Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат, а потом…»), игры «Волшебный круг» и др. Образовательный процесс с детьми строится в соответствии с разработанным алгоритмом – выделяется ведущая тема дня. Один раз в неделю ребёнок «проживает» тему в разных видах деятельности с героями сказок, с учётом принципа интеграции нескольких образовательных областей. Организация образовательного процесса осуществляется в совместной деятельности педагога и ребёнка, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.

Существует два принципа подхода к обучению:

  • первый подход – знаниевый. Целью и смыслом обучения является приобретение определённой системы знаний.

  • Второй подход – деятельностный. Ребёнок в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т. е. научиться осуществлять деятельность.

Во время непосредственной образовательной деятельности использую занимательный материал на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок. Приведу пример системы «проживания» детей с героями сказок в течение дня.

Утро. Сюрпризный момент. Детей встречает внучка Маша – персонаж русской народной сказки «Три медведя». Педагог обращает внимание вновь приходящих детей на то, что Машеньке сегодня нужна будет их помощь.

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей.

Утренняя гимнастика «Путешествие по лесу».

Цель: поднять мышечный тонус детей, развить воображение, упражнять в порядковом счёте, в сравнении предметов по величине. Дети во время ходьбы идут «по лесной тропинке», на которой разложены кубики разного размера. Дети должны по заданию педагога обойти 3 кубика маленького размера и перейти по двум большим кубикам через «ручеёк».

Д/игра «Узнай сказку по иллюстрациям».

Цель: закреплять знания о содержании и героях сказки, дать продемонстрировать свои знания и предпочтения, воспитывать интерес к русским народным.

Непосредственно образовательная деятельность «Математическое развлечение».

Педагог предлагает детям отправиться вместе с Машенькой в путешествие по сказке «Три медведя», где они должны показать знания в счёте, считая грибы в лукошке у Маши, уметь выделять основные признаки предметов (цвет, форму, величину) при сравнении двух и более предметов. Дети сравнивают миски трёх медведей, размер и форму стола и стульев. Ширину предметов определяют по дорожкам к домику трёх медведей, а высоту – по ёлочкам, растущим рядом с избушкой.

Таким образом, подобное развлечение помогает не только выявить знания детей, раскрыть их творческий потенциал, но и формирует нравственные качества, эмоционально-личностное отношение ребёнка к данной теме.

Прогулка 1. Вместе с Машенькой дети отправляются на прогулку. Педагог проводит вместе с детьми наблюдение за ёлками на участке. Дети сравнивают ёлки по высоте, считают их количество, закрепляя количественный счёт. Находят под ёлкой шишки, которые потеряли медведи, считают их.

Труд. Педагог предлагает нарисовать для Машеньки на асфальте героев сказки – развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию.

Подвижная игра «У медведя во бору» - позволяет развивать ловкость, быстроту, научить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Вторая половина дня.

Гимнастика после сна «Прогулка в лес».

Гигиенические процедуры. При расчёсывании и заплетании волос у девочек педагог говорит потешку о Машеньке: «Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти коса до пят –

Все волосики в ряд…»

Дети закрепляют понятие длины, развивают логическое мышление, воображение.

Самостоятельная деятельность. Обыгрывание сюжета сказки «Три медведя» в свободной деятельности даёт возможность детям проявить игровую самостоятельность, создаёт условия для творческого самовыражения с использованием элементов костюмов, масок.

Психогимнастика «Маша и медведь» развивает пантомическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей. Дети учатся регулировать мышечное напряжение и расслабление, формируются основы культуры поведения.

Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию» - помогает Машеньке узнать героя сказки.

Индивидуальная работа с детьми – закрепление счёта, формы, величины.

Применяю следующие технологии и методики: моделирование, ТРИЗовские технологии, блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, алгоритмы. Математические задачи такие, как:

  • свойства предметов;

  • форма;

  • цвет;

  • величина, ориентировка в пространстве и времени;

  • совершенствование счёта;

  • моделирование и т.д. удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.

Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний».

В зависимости от вида деятельности использую различные формы работы с детьми: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, развивающие, подвижные, спортивные, народные, настольные); опыты, игры-экспериментирования, решение проблемных ситуаций, целевые прогулки, трудовые поручения, выполнение гимнастических комплексов, чтение художественной литературы.

Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. На своих «сказочных» занятиях я использую игры-задания: «Продолжи узор», «Заполни таблицу», «Что дальше?».

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, хорошо ориентируются в пространстве, приобретают навыки счёта, логического мышления. В работе используются следующие сказки: вторая младшая группа – «Волк и козлята» (обр. А.Н.Толстого), «Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбской), «Маша и медведь» (обр. М.Булатова); средняя группа – «Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова), «Зимовье» (обр. И.Соколова-Микитова); старшая группа – «Бабушка, внучка да курочка» (обр. И.Карнауховой), «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой), «Хаврошечка» (обр. А.Н.Толстого).

Один раз в месяц провожу различные мероприятия: математические развлечения «Путешествие по сказкам», развивающие игры на основе сказочных сюжетов, литературные вечера «В мире математики», математический КВН между подгруппами детей, «Математический досуг».

Эффективности реализации поставленных задач способствует создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя дидактические материалы, различные пособия для индивидуальной и групповой деятельности.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Использую такие формы работы с семьёй: консультации, беседы, родительские собрания, участие родителей в праздниках, в развлечениях, в изготовлении атрибутов к сказкам.

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы познавательной деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.

Вывод. Использование русских народных и авторских сказок позволяет детям получить более глубокие и прочные знания, преодолеть свою нерешительность, неуверенность, нежелание идти на контакт со взрослыми. Сказочная форма образовательной деятельности создаёт у детей стойкий интерес к математическому развитию, даёт возможность педагогу использовать детскую увлечённость для достижения поставленных целей.

В будущем следует продолжать использовать сказку для формирования познавательных математических интересов и интеллектуальных способностей детей.

Список используемой литературы
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Бабаева Г.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2007.

4. Лунин В.И. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

5. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-математическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск