Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 204.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.11.2013
Размер204.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
Министерство социального развития Саратовской области

ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения Вольского района

Организационно-методическое отделение


ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

(методические рекомендации для сотрудников

КЦСОН Вольского района)

c:\users\позитроника\desktop\ph_s_72912174[1].jpg







2011 год

Содержание:

  1. Вступление……………………………………………...3-4 стр.

  2. Выбор места выступления………………………………..5 стр.

  3. Выбор одежды для выступления………………………5-7 стр.

  4. Несколько секретов публичного выступления……….7-8 стр.

  5. Семь отличий устной речи от письменной……………...8 стр.

  6. Искусство выступать……………………………….....9-12 стр.

  7. График подготовки речи…………………………….12-17 стр.

  8. Памятка………………………………………………….18 стр.

  9. Заключение………………………………………………19 стр.

  10. Список использованной литературы……………...20 стр.



Совещание, презентация, конференция, семинар, доведение до подчиненных новой информации – что объединяет эти события? Конечно, необходимость выступления перед аудиторией. Страх и неуверенность перед публичным выступлением знакомы, пожалуй, всем. Актуальность темы данной обусловлена тем, что каждому человеку, будь то руководитель или подчинённый, приходится выступать перед публикой. Обучение навыкам ораторского искусства позволяет не только выступать с официальными речами. На самом деле, даже если Вам никогда не придется выступать перед определённой аудиторией, Вы всё равно найдёте достойное применение полученным навыкам. Например, обучение ораторскому искусству – это самый лёгкий путь к уверенности в себе. Как только вы поймете, что сможете встать и толково выступать перед группой людей, логично будет предположить, что и с отдельными людьми вы можете говорить более уверенно и убедительно. публичное выступление, этапы подготовки и проведения доклада

Выступление перед публикой - это всегда испытание для человека, нелегкое и вызывающее внутренне беспокойство.

Умение красиво говорить публично дано не каждому, но этому можно научиться. Овладеть искусством публичного произнесения речей интересно и полезно. Это понадобится вам для того, чтобы расширить свои возможности.

Всем ораторам, выступающим на публике, следует всегда помнить одно непременное правило: говорите коротко и по существу. Главный ваш контролер - время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость - сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия - приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Залогом успеха любого публичного выступления является хорошая подготовка к нему и обязательная предварительная репетиция. Ваша речь может быть продолжительной или краткой, серьезной или забавной, однако уверенность в том, что собранный вами материал заслуживает внимания, компенсирует вам долгие часы, потраченные на составление речи и ее многократное повторение.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Место выступления

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Выдающийся французкий филосов Э. Морен называл это «страхом сцены», а американский писатель Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих. c:\users\позитроника\desktop\pamiati6[1].jpg

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь. 

Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки - высокими, туфли - быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.c:\users\позитроника\desktop\0005-005-tekhnologija-publichnogo-vystuplenija-i-biznes-prezentatsii[1].jpg

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения  также не нужны.

Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

Успешное публичное выступление - несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью - попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить.   Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала - слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Семь отличий устной речи от письменной:

1. Интонация - выражает отношение к тому, о чем идет речь; оттенки речи расширяют смысл сказанного; интонация усиливает воздействие слова, передает оттенки мысли, диапазон интонаций.

2. Адресность - структура и характер речи зависят от аудитории, к которой обращена речь.

3. Жест - (выразительный) сопровождает речь.

4. Мимика - подчеркивает и усиливает действие произнесенного слова (паузы в речи, улыбка, нахмуренные брови и т.д. делают речь доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной).

5. Умение публично мыслить - преодолевая волнение, формулировать мысли в процессе речи, говорить свободно, не заучивая наизусть. (Иначе работает не мысль, а память).

6. Тщательная подготовка к выступлению - продумывание текста от начала до конца, его написание.

7. Импровизация.
Искусство выступать

Оцените свою аудиторию

Первое, что вам будет необходимо при подготовке к выступлению, это ответить самому себе на вопрос: «Кто меня будет слушать?»

Оценка аудитории - это изучение конкретной аудитории, которая будет слушать вашу речь.

Ожиданиям слушателей надо соответствовать или превосходить эти ожидания.

Слушатели ожидают, что вы:

  • определите тему и ритм беседы;

  • будете компетентны;

  • будете держаться уверенно;

  • хорошо знаете материал.

Самое главное - правильно поставить цель

Какую цель в своем выступлении вы ставите? Это первый и самый главный вопрос, на который вы должны дать ответ. В противном случае вы даже не поймете, успешно прошло выступление или нет.

Все остальное - материал и порядок его изложения, количество деталей и продолжительность речи, зрительные образы, которые вы используете - будет зависеть от вашего выступления.

Организуем материал

Определив цель выступления, можно приступать к составлению плана.

В тексте вашего выступления обязательно нужны повторы, для того чтобы акцентировать внимание слушателей на основных положениях. Поэтому наиболее популярными являются принципы «расскажите им»:

Расскажите им, что вы собираетесь им рассказать.

Расскажите им.

Расскажите им, что вы им рассказали.

Применяйте эту технику также внутри каждой отдельной части: делайте обобщение в начале каждой части и в конце. Повторяйте для слушателей свои мысли, но не делайте это слишком часто.

При подготовке к речи у вас может скопиться слишком много материала. Решите, что будете использовать обязательно, и что стоит приготовить на всякий случай. Избавьтесь от всех деталей, которые замедлят или уведут изложение в сторону от главной темы.

В памяти слушателей чаще всего остается начало речи, ее завершение, основная идея и несколько ключевых мыслей.

Поэтому тщательно продумайте, как вы начнете свою речь. Вступление должно привлечь внимание слушателей и подвести к основному содержанию.

Начать речь можно с риторического вопроса. Это такой вопрос, ответ на который не подразумевается.

Выразительная или наводящая на размышления цитата также уместна для вступления к речи с любой продолжительностью. Однако, избегайте пространных цитат, используйте объем текста прежде всего для того, чтобы донести до сведения аудитории собственные суждения.

Эффективное начало найдено, распланируем основную часть.

1. Определитесь с тезисом (тезис - это высказывание, сконцентрировавшее, в себе основное содержание своей речи). Он должен иметь форму простого предложения, поддерживать намеченную цель, привлекать внимание слушателей. Например:

  • цель выступления: я хотел бы, чтобы аудитория поняла основные критерии оценки алмазов;

  • тезис: алмазы оцениваются по величине, цвету, прозрачности, огранке.

2. Определившись с тезисом, можно приступать к основным положениям речи. Это будут простые предложения, раскрывающие тезис.

Проверьте следующее:

  • будут ли они всем одинаково понятны;

  • похожи ли они по синтаксическому строению (похожая структура главных предложений помогает лучше воспринимать сказанное);

  • содержательны ли они;

  • не слишком ли их много (лучше, чтобы их было не более пяти).

3. Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста, отведенными соответственно для изложения теории и практики. Затем заметьте основные пункты каждой из частей: первое, второе, третье... Раскройте их, пройдите, что называется, «по шагам» - и первоначальная схема обретет «объем», наполнится конкретикой и лучше запомнится слушателям, поскольку фактически будет озвучена повторно.

Поймут или не поймут то, что вы говорите, зависит от того, насколько хорошо вы объясните и проиллюстрируете основные положения. Поэтому составьте список иллюстративного материала. Соедините линиями связанные между собой основные положения с иллюстративным материалом. Не относящиеся к делу примеры вычеркните.

4. Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, помните, что обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего.

5. Попытайтесь найти образы, аналогии, истории.

Ваша цель - создать яркие образы, которые останутся в сознании слушателей. Сделайте свой текст осязаемым. Слушателям нужны образы, а не просто слова.

6. Завершение выступления - один из самых запоминающихся моментов.

В выводах будьте предельно конкретны и убедительны.

Усильте концовку обобщающими аргументами и точными завершающими фразами.

Выразите уверенность в правоте приведенной аргументации и в том, что, следуя заключительным выводам и предложениям, вы обязательно добьетесь желаемого результата.

График подготовки речи

Количество дней до выступления

Алгоритм действий

7 дней (или более) до выступления

Выберите основные положения из Вашей темы исследования, начинайте подготовку к докладу.

6 дней

Продолжите подготовку.

5 дней

Напишите конспект основной части доклада.

4 дня

Поработайте над вступлением и заключением.

3 дня

Завершите конспект; подберите дополнительный материал, если он необходим; подготовьте все наглядные пособия.

2 дня

Первая репетиция.

1 день

Вторая репетиция.

Назначенная дата

Произнесение речи.

Как запомнить текст

Запоминанию текста помогают:

  • зрительное и слуховое впечатление;

  • сосредоточение;

  • ассоциации;

  • повторение.

Работа над формой (оформление текста)

  • Напечатайте текст.

  • Пронумеруйте страницы.

  • Подчеркните ключевые слова.

  • Расположите иллюстративный материал.

  • Выверите правильность написания слов, обратив внимание на сложные слова и термины.

Поместите это на карточки!

Итак, вы сидите за письменным столом, смотрите на листы бумаги, вмещающие текст доклада, который вам предстоит прочитать завтра. Вы стараетесь запомнить текст целиком, но опасаетесь, что в нужный момент не сможете его вспомнить.

Прежде всего, не заучивайте его наизусть. Заученный доклад выглядит не лучшим образом. Конечно, его можно прочитать по бумаге, но это еще хуже, чем заучивание. И, увы, если вдруг потеряете то место, которое читали, возникнет еще большая заминка и паника.

В идеале, лучше повести спокойный разговор со слушателями.

Лучшие ораторы делают это каждый день с помощью специальных техник. Существует целый ряд приемов, которые вы можете взять на вооружение и, которые могут помочь запомнить доклад, не заучивая его наизусть слово в слово.

Если вы не можете без записей, используйте карточки.

Преимущества карточек:

  • не так мнутся и шуршат, как листы бумаги;

  • небольшие по размеру;

  • твердые, их легко держать в руках;

  • можно пронумеровать, чтобы не было путаницы

Делайте записи четким почерком, используя ручку или фломастер. Пишите только на одной стороне карточки и последовательно нумеруйте их. Перед выступлением просмотрите их несколько раз, чтобы лучше ориентироваться.

Репетиция

Одно дело - составить план своего выступления, и совершенно другое - действительно произнести его. Лишь произнеся слова вслух, вы сможете убедиться в том, что сами понимаете смысл своей речи.

Репетиция - лучшая проверка вашего выступления.

Кроме того, она позволит определиться со временем продолжительности презентации.

Поэтому вам необходимо:

  • репетировать свою речь в режиме реального времени, ничего не пропускать

  • репетировать в присутствии друзей и узнать их мнение,

  • использовать карточки - привыкнуть к ним

  • если используете видео- или аудиозаписи, отрепетировать с ними (будьте на всякий случай готовы говорить и без них)

  • если есть возможность, прорепетировать на месте будущего выступления (если такой возможности нет, попытайтесь побывать там, чтобы привыкнуть к помещению)

Не нервничайте!

В результате социологического исследования выявлено, что люди больше всего боятся:

  • беседовать с группой людей;

  • высоты;

  • насекомых и микробов;

  • финансовых проблем;

  • глубокой воды.

Поэтому любой из слушателей, будь он на вашем месте, нервничал бы, скорее всего, еще сильнее. Чтобы погрузиться в спокойное состояние, уединитесь в тихом месте, где никто не помешает. Вообразите, как выступаете перед публикой, как она внимательно слушает вас, в конце задает вопросы.

Наиболее важно уделить внимание дыханию. Старайтесь дышать как можно глубже. Дыхание должно идти как бы из живота, а не из верхней части легких. Замедлите дыхание, сделайте его спокойным, равномерным и глубоким. Такое дыхание придает голосу силу, глубину и убедительность.

Кроме того, уделите внимание лицевым мускулам в области рта, от которых зависит артикуляция. Произнесите скороговорку или напойте мотив любимой песни. Можете использовать жевательную резинку, чтобы разогревать язык и губы.

Один из наиболее простых приемов заключается в том, чтобы высунуть язык как можно дальше изо рта и произнести часть текста, добиваясь максимальной ясности звуков. На это нужно потратить не более 30 секунд, в течение которых удастся разогреть голосовые связки. При этом вы будете иметь довольно непрезентабельный вид, так что проделывайте эти упражнения в месте, где вас никто не видит.

Не забудьте об уверенности во взгляде. Во время выступления не смотрите только на одного человека, даже если он - главная персона среди собравшихся. Пусть ваши движения будут свободны, уместны. Не скрещивайте руки внизу живота или за спиной, не вертите в руках ручку. Старайтесь избегать монотонного хождения, не раскачивайтесь и не скрещивайте ноги. Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленях, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.
Характеристика «плохого» и «хорошего» голоса в сравнении

Хороший

Плохой

Рекомендации

Приятный

Резкий

1. Слушайте себя

2. Запишите свой голос на пленку

3. Обратите внимание на:

- резонанс;

- темп;

- выразительность;

- артикуляцию;

4.Читайте вслух по 10 минут.

5. Выступайте публично.

6.Слушайте хороших дикторов.

Спокойный

Дрожащий

Доверительный

Хриплый

Управляемый

Отрывистый

Теплый

Пронзительный

Мелодичный

Плаксивый

Заботливый

Скрипучий

Уверенный

Неуверенный

Дружеский

Бесцветный

Окрашенный интонацией

Скучный

Звучный

Слабый

Выразительный

Напряженный

Естественный

Монотонный

Манера выступления

Скорость речи приемлемая для восприятия.

Доброжелательное выражение лица, спокойствие.

Использование жестов, пауз до и после важных мыслей.

Организация пространства вокруг себя.

Выразительный голос, четкая артикуляция.

Располагающий внешний вид.

Самоанализ

Хороший ли вы оратор? Следующая анкета предназначена для проверки специфических характеристик, являющихся основами ораторского искусства. Рядом с каждым предложением поставьте цифру, обозначающую тот ответ, который лучше всего описывает ваше поведение: 1 - почти всегда; 2 - часто; 3 - иногда; 4 - редко; 5 - никогда.

  • Во время подготовки я тщательно изучаю аудиторию своего будущего выступления.

  • Во время подготовки я четко формулирую главные пункты и организую их так, чтобы они укладывались в некую последовательную схему.

  • Во время подготовки я стараюсь добиться уверенности в том, что я излагаю свои идеи так, чтобы они отвечали потребностям слушателей.

  • Когда я говорю, я чувствую, что аудитория воспринимает мою речь.

  • Когда я говорю, я смотрю прямо на моих слушателей.

  • Когда я выступаю на публике, моя речь меняется по тону и громкости голоса и по скорости произношения слов.

  • Когда я говорю, мои движения помогают мне объяснить или подкрепляют мои идеи, я ощущаю себя и выгляжу заинтересованным человеком.

  • Я твердо знаю, что могу выступать на публике.

  • Когда я выступаю с информационной речью, я стараюсь использовать техники, помогающие привлечь внимание аудитории, обеспечить понимание и улучшить запоминание.

  • Когда я выступаю с убеждающей речью, я стараюсь использовать техники, помогающие завоевать доверие, обосновать мои доводы и мотивировать слушателей.


Основываясь на ваших ответах, выделите слабые и сильные стороны своего поведения, связанные с выступлением на публике и наметьте пути устранения недостатков. Если вы хотите перед формулированием целей речи удостовериться в правильности вашего самоанализа, попросите кого-нибудь из друзей или сослуживцев оценить ваши характеристики по этой анкете.
Памятка

Умение красиво публично говорить приобретается в процессе обучения.

Первое, что вам будет необходимо при подготовке к выступлению, - это оценить аудиторию, перед которой вы будете выступать.

Второе - поставить цель. Остальное - материал и порядок его изложения, количество деталей и продолжительность речи, зрительные образы - будет подчинено раскрытию этой цели.

Не учите свой доклад наизусть. Используйте для запоминания метод мест и карточки.

Отрепетируйте свою речь.

Перед выступлением уединитесь, вообразите, как слушатели внимательны к вам, как аплодируют в конце доклада и задают вопросы. Замедлите дыхание, сделайте его спокойным, равномерным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что умение публично выступать необходимо для каждого человека, а особенно для руководителей.

Для того, чтобы правильно выступать, человек должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения аудитории. Практику, приобретённую в процессе выступлений, руководитель может использовать в повседневной деятельности: обладание ораторским искусством поможет ему лучше убеждать подчинённых, доказывать свою точку зрения. Выступая перед большой группой людей, сотрудник будет увереннее чувствовать себя в общении с каждым человеком в отдельности.

Любое проявление нашей деятельности – это та или иная разновидность общения, но лишь речь является той характерной чертой, которая отличает человека от других форм жизни. Он является единственным представителем всего живого, кто обладает даром речи, и качество речи служит показателем индивидуальности и значимости человека. Если он не в состоянии объяснить, что он имеет в виду, по причине нервозности, застенчивости или неспособности четко сформулировать мысль, это пагубно отражается на его личности.

Уверенность в деловой, общественной и личной жизни прямо зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения. Практика же публичных выступлений поможет приобрести эту уверенность.

Список использованной литературы

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие /- Мн.: Новое знание, 2005.

2. Колтунова М.В. Язык делового общения /- М.: Изд-во Экономическая литература, 2003.

3. Сопер П. Основы искусства речи /- М.: Феникс, 2005.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5. Медведев И. Правила успешного публичного выступления /Psyfactor, 2006.

http://domknigi.expert-poisk.ru/subdomains/files/album_photo/625.jpg

Для заметок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для заметок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для заметок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное учреждение

«Комплексный центр социального

обслуживания населения

Вольского района»
Директор КЦСОН Вольского района

Валерий Александрович Катков
Наш адрес:

412900 г. Вольск, Саратовская обл.

ул. Чернышевского 74
Адрес электронной почты:

csonvol@rambler.ru

Адрес сайта ГУ КЦСОН Вольского района:

cso.vvolske.ru

Телефоны:

Административный корпус

(секретарь): 8(845-93) 7-05-23

Материал составлен

специалистом по социальной работе

организационно – методического отделения

Аксеновой Ольгой Александровной

Тираж 50 экземпляров.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск