Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.11.2013
Размер67.44 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Математика > Анализ
Мастер – класс по теме:

«Формирование исследовательских компетенций школьников на занятиях элективного учебного предмета Математика

в 10 классе»
Учитель Н.А Ряшина

Развивающая функция обучения требует от учителя не только изложения математических знаний, а также умения учить школьников мыслить, находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания.

Уместно в этой связи привести слова французского ученого М.Монтеня:

«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». И в этом есть определенный смысл. Поэтому учебную дисциплину математику надо изучать не только ради накопления математических знаний, но и ради процесса их получения.

Опыт показывает, что эффективным средством обучения школьников является организация учебных исследований, посредством которых формируются исследовательские компетенции.

Что такое исследовательская компетенция?

  • Это способность ученика видеть проблемные вопросы;

  • Анализировать;

  • Формулировать гипотезу;

  • Проводить мини-исследование.

Процесс формирования исследовательских компетенций я покажу на занятии элективного учебного предмета. Тема занятия: « Использование монотонности функций при решении алгебраических уравнений». Цель занятия: помочь учащимся открыть новые знания, провести мини-исследование.

Эпиграфом нашего занятия я выбрала изречение философа глубокой древности Конфуция «Учение без размышления – тщетный труд».

Вопрос: Как вы понимаете эту фразу?

Ответ: размышлять – значит анализировать, исследовать, а учиться – это значит не только получать готовые знания, но и самому их добывать.

Поэтому на занятии мы будем заниматься исследованием алгебраических уравнений. У вас на столах лист исследования, который вы будете заполнять в ходе занятия.
Лист исследования по теме:

«Использование монотонности функций при решении алгебраических уравнений».
Проблемный вопрос:___________________________________________________
Гипотеза:_____________________________________________________________
Что знаю:_____________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Что еще надо знать:_____________________________________________________

______________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Итак, на экране вы видите алгебраические уравнения высших степеней:

X4 – 4x3+ 27 = 0, x6 + 2x4 + 3x2 - 54 = 0

Вспомните, какие вы знаете способы решения алгебраических уравнений?

Ответ: Существует несколько способов решения алгебраических уравнений:

  • разложение на множители;

  • введение новой переменной;

  • понижение степени многочлена, стоящего в левой части уравнения делением на двучлен (х-а), где а – один из корней многочлена;

  • графический;

  • с помощью формулы, например квадратные.

Задание: решите алгебраическое уравнение X4 – 4x3+ 27 = 0

Вопрос: Вы справились с заданием? Какое получилось решение?

Ответ: х=3.

Да, решение не совсем короткое, а корень единственный.

Вопрос: Можно ли угадать корень данного уравнения?

Ответ: Да, корень уравнения легко угадать, если провести простейшие вычисления со степенями.

Вопрос: Будем угадывать корни уравнения степени больше 2?

Ответ: Угадать можно один, в крайнем случае, два корня в том случае, если корни целые числа. А если корней более, чем два, то решение угадыванием будет нерационально и невозможно.

Вопрос: Какой проблемный вопрос возникает в связи с этим?

Ответ: Проблемный вопрос можно сформулировать следующим образом:

«Как определить число корней алгебраического уравнения?»

Запишите в свой лист исследования проблемный вопрос «Как определить число корней алгебраического уравнения?»

Вопрос: Какой метод решения алгебраических уравнений наиболее наглядно демонстрирует наличие и число корней уравнения?

Ответ: графический.

На экране графическое решение простейших алгебраических уравнений.

Прокомментируйте решение. (ПК слайды 8,9)

Вопрос: Как вы считаете, существует ли соответствие между монотонностью функции и числом корней уравнения?

Ответ: Да, если функция строго монотонна на множестве, то уравнение имеет один корень на этом множестве, если функция меняет монотонность, то число корней больше одного.

Вопрос: Какое можно высказать предположение?

Ответ: Возможно число корней уравнения зависит от монотонности функции?

Сформулируйте гипотезу.

Ответ: Гипотеза: «Число корней алгебраического уравнения зависит от монотонности функции на множестве».

Запишите в лист исследования гипотезу: «Число корней уравнения зависит от монотонности функции на множестве».

Вопрос: Какой дальнейший ход рассуждений?

Ответ: Гипотезу нужно доказать или опровергнуть.

Итак, актуализируем знания, которыми вы обладаете по теме «Монотонность функции»

  1. Определение монотонности функции.

Вопрос: Какая функция называется монотонно возрастающей, монотонно убывающей на некотором множестве Х?

Ответ: формулировка определение монотонности функции.

Итак, в лист исследования в строку «что знаю» запишите определение монотонности функции.
2. Определите промежутки монотонности данных функций:





















Вопрос: Что еще вы знаете?

Ответ: монотонность элементарных функций.

В лист исследования запишите:

2. Монотонность элементарных функций.

На экране (ПК слайды 11-17)графики элементарных функций, назовите формулу данной функции и промежутки монотонности.

Заполните таблицу. Запишите промежутки монотонности элементарных функций:




п/п

Функция

Возрастает

Убывает

1

У = , к








2

У = , к








3

У = , x








4

У = , x








5

У =  x 








6

У = 









Итак, для доказательства нашей гипотезы мы обладаем следующими знаниями: определение возрастающей и убывающей функций, промежутки монотонности элементарных функций.

Вопрос: Является ли левая часть алгебраического уравнения, например

X4 – 4x3+ 27 = 0, элементарной функцией?

Ответ: Нет, левая часть уравнения - это сумма элементарных функций.

Вопрос: Какое необходимо условие для существования единственно корня уравнения высших степеней?

Ответ: Необходимо, чтобы сумма элементарных функций в левой части уравнения была функцией строгой монотонности.

Вопрос: Что еще нужно знать для доказательства гипотезы?

Ответ: Для доказательства гипотезы необходимо знать, что сумма возрастающих (убывающих) функций есть функция возрастающая (убывающая).

Итак, запишите в лист исследования: в строку «что еще надо знать»:

сумма возрастающих (убывающих) функций на некотором множестве Х есть функция возрастающая (убывающая) на множестве Х.

Докажите.

Учащиеся приводят доказательство данного утверждения на основе определения монотонности функции.

Вопрос: Какой можно сделать вывод?

Ответ: Если левая часть алгебраического уравнения произвольная рациональная функция, определенная на некотором множестве Х, строго монотонна, то уравнение имеет на данном множестве не более одного корня.

Вопрос: Гипотеза верна?

Ответ: Да, гипотеза верна.

Запишите вывод в лист исследования.

Вы познакомились с методом использования монотонности функции при решении алгебраических уравнений. Мы рассмотрели один из случаев данного метода.

Решим уравнение (ПК слайд 20)

Проведите анализ уравнения, используя монотонность функций.

На данном занятии я создаю проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами и процессом управляет учитель. Вместо объяснения поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки. Данный метод обучения формирует исследовательские компетенции учащихся.

В чем плюсы метода?

  • Развиваются познавательные интересы учащихся;

  • Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор информации и т.п.;

  • Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, учащиеся видят результат своего труда;

  • Отсутствует формализм знаний.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск