Скачать 92.66 Kb.
|
Проведение семинарских занятий при изучении методики преподавания математики. Основной задачей курса методики преподавания математики является подготовка учителя начальных классов к овладению программой начальной школы по математике, современной методикой её преподавания и к самостоятельному и творческому подходу в решении вопросов обучения математике. Чтобы успешно работать над осуществлением главной задачи, преподаватель методики математики должен научить учащихся педколледжа самостоятельной систематической работе с методической литературой. Пояснительная записка к программе по методике математики ориентирует методистов на то, что некоторые вопросы или темы программы могут быть изложены лекционно, а по прочитанным лекциям полезно проводить семинарские занятия с докладами учащихся. При составлении календарно-тематических планов методисты обычно решают, какие темы будут изучены лекционно с проведением семинаров. Проводится примерно один семинар в семестр. Выбираются наиболее трудные темы курса. Об этом сообщается учащимся на первом же уроке в начале семестра. Подготовка к семинару, как правило, занимает 2-3 недели. На первом уроке по теме учащимся сообщаются вопросы, темы докладов, литература, даются практические занятия по теме, советы, как лучше подготовиться к семинару. Если при подготовке надо использовать несколько статей, то группа разбивается на подгруппы и каждая подгруппа изучает обязательно 1-2 статьи. Все учащиеся делают необходимые записи, а на семинаре дополняют ответы своих товарищей по указанному вопросу. Докладчиков, как правило, выступает не более трёх. Продолжительность докладов – 5-6 мим. На семинаре обычно выставляется 7-10 оценок. Продолжительность семинара – урок. Опыт показывает, что при подготовке, к семинару учащиеся работают не только с учебником математики I-IV классов, с учебником методики, но и с журналом «Начальная школа», с методическими статьями и пособиями. Рассмотрим примеры проведения семинаров при изучении нескольких тем курса методики. Пример I. Тема: «Особенности организации обучения математике в малокомплектной школе». При изучении методики математики указанную тему изучаем лекционно за три урока, а на четвертом уроке проводим семинар. Причём до проведения семинара желательно наблюдать урок математики одновременно с двумя или тремя классами в одной из сельских малокомплектных школ. Оборудование урока-семинара: выставка литературы, которую может использовать практикант при подготовке к урокам по математике, подвижные таблицы, наборное полотно в несколько рядов, планшеты, фланелеграф, раздаточные пособия. На доске написана тема семинара и высказывание В.П. Стрекозина, ставшее девизом работы сельских учителей: «Работа в малокомплектной в школе – это ежедневный творческий поиск новых форм, приёмов работы с тремя классами и умелое их использование». Далее на доске выписаны различные виды упражнений с элементами самоконтроля,
2 · 18 36 : 9 2. 376 : 94 – вычисли и проверь умножением. 3. Реши задачу, проверь её решение составлением и решением обратной задачи. 4. Составь примеры на умножение двух чисел с ответом 24. (Примеров должно быть.) 5. Составь и реши примеры на сложение такие, чтобы в ответе получилось 52. 6. 3, 6, 9, … продолжи ряд до 27. 7. Заполни «магический» квадрат. 8. Запиши все нечётные числа от I до 9, увеличив их в 5 раз. Даются и другие упражнения. В ходе изучения темы лекционно каждому учащемуся даётся практическое задание: составить самому или выписать из методической литературы по 2-3 примера упражнений с элементами самоконтроля и продумать их назначение при работе с 2-3 классами. Семинар начинается вступительным словом методиста, в котором отмечается, что наш колледж за время работы выпустил сотни учителей, успешно работающих не только в городских, но и в сельских школах, в том числе в малокомплектных школах. Перед малокомплектными школами стоит задача дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Опыт учителей, работающих в малокомплектных школах, доказывает, что и в этих условиях можно добиваться высоких результатов работы. Цель нашего семинара: привести в систему, расширить и углубить знания учащихся по теме, подготовить учащихся к практике пробных уроков и к преподаванию математики в малокомплектной школе. Предлагаются для обсуждения следующие вопросы.
Пример 2. Тема: «Методика устных вычислений». Материал темы даётся лекционно за два урока, семинар проводится на третьем уроке, причем до провидения семинара учащиеся наблюдают урок по указанной теме. В ход изучения темы каждому учащемуся группы даётся практическая работа: подобрать 2-3 игры для занятий устными вычислениями в I-IV классах, дать их описание, а если потребуется, то выполнить необходимые зарисовки. Причём игры подбирать такие, о которых не упоминали на уроках методики. Подобрать 2-3 занимательных упражнения для занятий устным счётом. При рассмотрении вопроса «Учёт навыков устных вычислений» учащиеся анализируют предложенные методистом математические диктанты, устные контрольные работы, а при подготовке к семинару выполняют практическую работу в двух вариантах. Вариант I. Составить математический диктант на 5-7 мин, для III класса по теме «Внетабличное умножение и деление». Вариант 2. Составить устную контрольную работу для III класса на 10 мин. по теме «Площадь». Так как указанные темы изучается по методике позже, то подробно инструктируются, как подготовить данные работы, каким материалом можно пользоваться. К указанному семинару готовятся два докладчика по вопросу: «Игры в учебнике II класса», что способствует более детальному к изучению учебников математики начальных классов. Перед началом семинара указывается учащимся на то, что основная задача начальной школы – это формирование твердых, сознательных навыков устных и письменных вычислений. Задача же будущих учителей на семинаре – показать не только понимание основных теоретических вопросов темы, но и умение применять их в практической работе. Для обсуждения на семинаре предлагаются следующие вопросы:
В конце семинара заслушиваются составленные математические диктанты, даются им оценки и обобщаются результаты обсуждения вопроса, нацеливаются на накопление материала для устных вычислений, на поиски новых форм проведения устных вычислений в начальных классах. Пример 3. Тема: «Методика внеклассной работы». Материал темы изучаем на двух уроках. На третьем проводится семинарское занятие. По теме учащиеся наблюдает показательное занятие опытных учителей. Чаще всего это групповое внеклассное занятие или занятие математического кружка. В начале первого урока излагаем лекционно материал по трём вопросам.
Вторую половину первого урока и весь второй урок изучаются виды внеклассной работы по математике. Заранее готовятся докладчики по следующим вопросам.
Доклады учащихся тщательно рассчитываются по времени, проверяются. На втором уроке в основном идет практическая работа. Знакомятся учащиеся с материалами стенда в кабинете «Внеклассная работа по математике» (из опыта работы выпускников педколледжа). Анализируется примерная тематика внеклассных занятий в I, II классе, планы занятии математического кружка во III и IV классах, разработанные методистами педколледжа и проверенные на практике в базовых школах, знакомятся с материалами из опыта организации внеклассной работы в школах города. В конце урока каждый учащийся получает конспект пробного внеклассного занятия и самостоятельно его анализирует. При работе над материалам темы даётся рекомендательный список литературы. К третьему уроку-семинару готовится выставка книг по внеклассной работе. На доске – рекомендательный список литературы, примерный план проведения комбинированного внеклассного занятия. Небольшие группы учащихся по 2-3 человека получают к семинару задание: 1) рассказать об опыте проведения внеклассных занятий на пробной практике; 2) ознакомить с математическим КВН; 3) ознакомить с математическим утренником в I, II, III, IV классах и др. Для обсуждения на семинаре ставятся следующие вопросы.
В заключении даются советы, какой материал как можно использовать летом при прохождении практики в лагерях, какие подвижные математические игры можно организовать с детьми. Пример 4. Тема: «Методика изучения темы «Многозначные числа». На доске заранее подготовленные к семинару записи.
Вопросы для обсуждения на семинаре.
6. Выступление учительницы IV класса, классам базовой школы. План выступления.
Рассмотрены конкретные примеры проведения семинаров по четырём темам курса методики. Они могут быть проведены также по таким темам курса, как «Методика обучения решению задач», «Методика изучения темы «Десяток», «Методика изучения темы «Сотня». |