Скачать 299.95 Kb.
|
ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института _______________ /____________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина ___Методика обучения математике________ (наименование) Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и педагогика начального образования Квалификация (степень) выпускника ____бакалавр______________________ Кафедра педагогики и методики начального образования (название) Курс _____2, 3______ семестр 4, 5, 6____________ форма обучения _____очная__________________________
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2012
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка Современное начальное образование является частью системы среднего образования, но в то же время самостоятельной ступенью обучения. Обучение математике в практике работы начальной школы осуществляется по вариативным программам и учебникам. Новое содержание математического образования сориентировано главным образом на формирование самостоятельности мышления младших школьников. Математическое мышление является одной из главных сторон интеллектуального развития личности. 1. Цель дисциплины – подготовка учителя, способного грамотно и квалифицированно обучать детей математике в начальной школе, развивать их математическое мышление. 2. Место дисциплины в ООП: Дисциплина «Методика преподавания математики» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.6.1.). Для освоения дисциплины «Методика преподавания математики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Математика». Освоение дисциплины «Методика преподавания математики» является необходимой базой для прохождения педагогической практики. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); – способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1); – способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2); Студент должен знать: - современные научные концепции, лежащие в основе обучения младших школьников математике; - цели, содержание и принципы построения начального курса математики; - методы, формы организации учебного процесса по математике, современные средства обучения; - методические подходы к изучению основных понятий начального курса математики; - особенности уроков математики, их типы и структуру, современные требования к ним. уметь: - выполнять логико-математический и психолого-дидактический анализ вариативных программ, учебников и других дидактических материалов начального курса математики; - планировать уроки математики: формулировать цели, задачи, этапы урока, виды деятельности и способы организации; - реализовывать на практике намеченный план урока. владеть: - способами формирования математических понятий, представлений и др.; - способами формирования действий (вычислительных приемов, умений решать задачи определенных типов (видов) и др.); - способами моделирования разных типов уроков математики. Важной методической особенностью данного курса является ориентация студентов на развитие творческих способностей и интереса к предмету, на развитие логического мышления детей, духовного потенциала личности младшего школьника. Задачи курса «Методика преподавания математики»: - овладеть современными направлениями обучения младших школьников математике, инновационными технологиями, критически их оценивать и творчески развивать; - формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе раскрытия целей и задач начального курса математики, методов, приемов, форм, средств обучения младших школьников, основных принципов и методических подходов развивающего обучения; - развивать методические умения у студентов в процессе рассмотрения вопросов частной методики: понятий о числе и величине, формировании вычислительных навыков, общих умений работы над задачей, изучении алгебраического и геометрического материала; - знать особенности формирования понятий в различных системах обучения математике; - ориентировать студентов на развитие творческих способностей и интереса к предмету, на развитие логического мышления детей, духовного потенциала личности младшего школьника. Компетентность будущего учителя формируется в процессе раскрытия целей и задач начального курса математики, методов, приемов, форм, средств обучения младших школьников, основных принципов и методических подходов развивающего обучения. Студенту необходимо овладеть методикой изучения основных понятий начального курса математики с учетом работы по вариативным программам, в соответствии с современными направлениями обучения младших школьников математике. Формирование методических умений осуществляется в процессе рассмотрения вопросов частной методики: понятий о числе и величине, формировании вычислительных навыков, общих умений работы над задачей, изучении алгебраического и геометрического материала. При этом учитываются особенности формирования понятий в различных системах обучения математике. Все вопросы курса «Методика преподавания математики в начальных классах» рассматриваются с точки зрения взаимосвязи с теоретическими основами (математическими, дидактическими, психологическими). Студенту необходимо овладеть современными направлениями обучения младших школьников математике, инновационными технологиями, критически их оценивать и Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) для студентов очного и заочного отделений по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах: 8 зачетных единиц, 288ч. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра: зачет – 4 семестр; экзамен – 6 семестр; курсовая работа – семестр. Содержание программы Методика обучения математике в начальных классах как педагогическая наука и как учебный предмет Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Взаимосвязь методики преподавания математики с другими науками. Предмет и задачи методики математики. Методы научного исследования, используемые методической наукой. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения математике в начальных классах. Принципы построения курса математики в начальной школе. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Организация обучения математике в начальных классах Урок математики и требования к нему. Виды и структура урока. Особенности урока развивающего обучения. Подготовка учителя к уроку. План и конспект урока. Методический анализ урока. . Домашние задания по математике, их организация и проверка. Учет и оценка знаний и умений учащихся. Нормы оценок. Внеклассная работа по математике. Методы обучения математике Характеристика методов обучения математике. Выбор методов в зависимости от целей, содержания, средств и форм обучения математике, от возрастных особенностей учащихся. Использование игр в обучении младших школьников математике. Активные методы обучения. Средства обучения математике Средства обучения математике как компонент методической системы. Различные виды учебных пособий по математике для младших школьников и методические пособия для учителя, их назначение, особенности и методика использования. Учебники математики для начальных классов, их содержание, построение и оформление. Обучение учащихся приемам работы с учебником и учебной литературой. Наглядные пособия по математике, их виды и особенности использования. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики Общая характеристика развивающих подходов к обучению математике младших школьников. Приемы умственных действий и их формирование у младших школьников при обучении математике: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Способы обоснования истинности суждений. Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики. Особенности обучения математике в малокомплектной школе Организация обучения математике в малокомплектной школе. Место урока математики в расписании. Одно-предметные и одно-темные части урока. Особенности планирования урока в малокомплектной школе. Руководство самостоятельной работой учащихся на уроках математики. Оснащение учебного процесса в условиях малокомплектной школы. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики Виды самостоятельных работ на уроках математики и их организация. Формы контроля и самоконтроля. Использование различных видов дидактических материалов для самостоятельной работы. Анализ учителя самостоятельных работ учащихся. Дифференцированный подход к учащимся при обучении математике. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел Различные методические подходы к формированию понятия натурального числа: число как количественная характеристика эквивалентных конечных множеств, число как результат измерения величин. Подготовка к изучению нумерации чисел в дочисловой период. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел по концентрам: первый десяток, второй десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. Число и цифра. Позиционный принцип записи чисел. Поразрядный и поклассный состав числа. Методика изучения арифметических действий Система формирования вычислительных навыков. Вычислительный прием и вычислительный навык. Формирование вычислительных навыков. Качества сформированности вычислительных навыков (по Бантовой М.А.). Понятие сложения и вычитания. Сложение и вычитание в пределах 10. Переместительное свойство сложения. Табличное сложение и вычитание в пределах 20. Сочетательное свойство сложения. Различные подходы к сложению и вычитанию в пределах 100. Смысл действий умножения и деления. Методика изучения табличного умножения и деления. Переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения. Деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Организация и методика устных вычислений. Частные приемы устных вычислений. Алгоритм письменного сложения и вычитания. Письменное умножение, письменное деление (на однозначное число, разрядные числа, двузначные и трехзначные числа). Методика обучения младших школьников решению задач Функции текстовых задач. Основные подходы к ознакомлению с задачами: по видам, на основе сформированных понятий и приемов умственных действий (не зависимо от видов). Классификация простых задач. Подготовка и ознакомление с первыми задачами. Методика обучения решению простых задач. Методика обучения решению составных задач. Методические приемы обучения младших школьников решению задач. Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами. Задачи на движение. Особенности работы с нестандартными задачами, развитие математического мышления, творческих способностей при решении задач. Методика изучения алгебраического материала Общие вопросы методики изучения алгебраического материала. Методика изучения числовых выражений и выражений с переменной. Равенства и неравенства в начальном курсе математики. Неравенства с переменной. Методика изучения уравнений и их использование при решении задач. Буквенная символика. Формирование у детей первоначальных представлений о функциональной зависимости. Методика изучения геометрического материала Общие вопросы методики изучения геометрического материала. Приемы изучения запаса геометрических представлений детей, поступающих в 1 класс. Развитие пространственных представлений, мышления и воображения учащихся. Методика ознакомления учащихся с геометрическими фигурами: точка, прямая, отрезок, луч, ломаная, угол и его виды, окружность и круг, многоугольники, прямоугольник, квадрат и их свойства, симметрические фигуры, объемные тела. Методика изучения P, S, V. Задачи с геометрическим содержанием. Методика изучения важнейших величин Общие вопросы методики изучения младшими школьниками основных величин. Изучение мер и формирование измерительных навыков. Методика работы над величинами: длина, масса, емкость и единицы их измерения. Приемы развития познавательной деятельности учащихся при изучении величин. Время и его измерение. Задачи на время. Методика ознакомления с долями и дробями Методика формирования представлений о долях величины. Сравнение долей. Образование дробей, их сравнение. Деление и дроби. Решение задач на дроби: нахождение дроби числа, числа на дроби, части числа. Действия с дробями. Сравнительный анализ содержания материала в различных курсах начального обучения математике. Обзор развития методики начального обучения математике и перспективы ее дальнейшего совершенствования Становление и развитие методики обучения математике в дореволюционной русской школе. "Арифметика" Л.Ф.Магницкого. Основные направления развития методики начального обучения математике в трудах П.С. Гурьева, К.Д. Ушинского, А.И.Гольденберга, В.А.Латышева, С.И.Шохор-Троцкого и др. Развитие методики математики в советский период. Основные направления развития методики за рубежом. Перспектива дальнейшего совершенствования методики начального обучения математике. |