Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 299.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации10.11.2013
Размер299.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2
ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина ___Методика обучения математике________

(наименование)
Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и педагогика начального образования
Квалификация (степень) выпускника

____бакалавр______________________
Кафедра педагогики и методики начального образования

(название)
Курс _____2, 3______ семестр 4, 5, 6____________
форма обучения _____очная__________________________



Программа разработана

доцентом Мальцевой Е.В., к.п.н., доцентом




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола 2012




Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

методики начального образования


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.

Е.В. Мальцева




О.Л. Шабалина

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





































Пояснительная записка
Современное начальное образование является частью системы среднего образования, но в то же время самостоятельной ступенью обучения. Обучение математике в практике работы начальной школы осуществляется по вариативным программам и учебникам. Новое содержание математического образования сориентировано главным образом на формирование самостоятельности мышления младших школьников. Математическое мышление является одной из главных сторон интеллектуального развития личности.

1. Цель дисциплины – подготовка учителя, способного грамотно и квалифицированно обучать детей математике в начальной школе, развивать их математическое мышление.

2. Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Методика преподавания математики» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.6.1.).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания математики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Математика».

Освоение дисциплины «Методика преподавания математики» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать

диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

– способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);

– способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);

Студент должен

знать:

- современные научные концепции, лежащие в основе обучения младших школьников математике;

- цели, содержание и принципы построения начального курса математики;

- методы, формы организации учебного процесса по математике, современные средства обучения;

- методические подходы к изучению основных понятий начального курса математики;

- особенности уроков математики, их типы и структуру, современные требования к ним.

уметь:

- выполнять логико-математический и психолого-дидактический анализ вариативных программ, учебников и других дидактических материалов начального курса математики;

- планировать уроки математики: формулировать цели, задачи, этапы урока, виды деятельности и способы организации;

- реализовывать на практике намеченный план урока.

владеть:

- способами формирования математических понятий, представлений и др.;

- способами формирования действий (вычислительных приемов, умений решать задачи определенных типов (видов) и др.);

- способами моделирования разных типов уроков математики.

Важной методической особенностью данного курса является ориентация студентов на развитие творческих способностей и интереса к предмету, на развитие логического мышления детей, духовного потенциала личности младшего школьника. Задачи курса «Методика преподавания математики»:

- овладеть современными направлениями обучения младших школьников математике, инновационными технологиями, критически их оценивать и творчески развивать;

- формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе раскрытия целей и задач начального курса математики, методов, приемов, форм, средств обучения младших школьников, основных принципов и методических подходов развивающего обучения;

- развивать методические умения у студентов в процессе рассмотрения вопросов частной методики: понятий о числе и величине, формировании вычислительных навыков, общих умений работы над задачей, изучении алгебраического и геометрического материала;

- знать особенности формирования понятий в различных системах обучения математике;

- ориентировать студентов на развитие творческих способностей и интереса к предмету, на развитие логического мышления детей, духовного потенциала личности младшего школьника.

Компетентность будущего учителя формируется в процессе раскрытия целей и задач начального курса математики, методов, приемов, форм, средств обучения младших школьников, основных принципов и методических подходов развивающего обучения. Студенту необходимо овладеть методикой изучения основных понятий начального курса математики с учетом работы по вариативным программам, в соответствии с современными направлениями обучения младших школьников математике. Формирование методических умений осуществляется в процессе рассмотрения вопросов частной методики: понятий о числе и величине, формировании вычислительных навыков, общих умений работы над задачей, изучении алгебраического и геометрического материала. При этом учитываются особенности формирования понятий в различных системах обучения математике.

Все вопросы курса «Методика преподавания математики в начальных классах» рассматриваются с точки зрения взаимосвязи с теоретическими основами (математическими, дидактическими, психологическими).

Студенту необходимо овладеть современными направлениями обучения младших школьников математике, инновационными технологиями, критически их оценивать и

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) для студентов очного и заочного отделений по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

288 (8 зач.ед.)

4, 5, 6

Аудиторные занятия

108




Лекции

42




Практические занятия

66




Самостоятельная работа

144




Виды итогового контроля:

Зачет

4




экзамен

6


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах: 8 зачетных единиц, 288ч.

Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа (проект) с указанием семестра:

зачет – 4 семестр;

экзамен – 6 семестр;

курсовая работа – семестр.

Содержание программы

Методика обучения математике в начальных классах как педагогическая наука и как учебный предмет

Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Взаимосвязь методики преподавания математики с другими науками. Предмет и задачи методики математики. Методы научного исследования, используемые методической наукой. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения математике в начальных классах. Принципы построения курса математики в начальной школе. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения.

Организация обучения математике в начальных классах

Урок математики и требования к нему. Виды и структура урока. Особенности урока развивающего обучения. Подготовка учителя к уроку. План и конспект урока. Методический анализ урока. . Домашние задания по математике, их организация и проверка. Учет и оценка знаний и умений учащихся. Нормы оценок. Внеклассная работа по математике.

Методы обучения математике

Характеристика методов обучения математике. Выбор методов в зависимости от целей, содержания, средств и форм обучения математике, от возрастных особенностей учащихся. Использование игр в обучении младших школьников математике. Активные методы обучения.

Средства обучения математике

Средства обучения математике как компонент методической системы. Различные виды учебных пособий по математике для младших школьников и методические пособия для учителя, их назначение, особенности и методика использования. Учебники математики для начальных классов, их содержание, построение и оформление. Обучение учащихся приемам работы с учебником и учебной литературой. Наглядные пособия по математике, их виды и особенности использования.


Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики

Общая характеристика развивающих подходов к обучению математике младших школьников. Приемы умственных действий и их формирование у младших школьников при обучении математике: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Способы обоснования истинности суждений. Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики.

Особенности обучения математике в малокомплектной школе

Организация обучения математике в малокомплектной школе. Место урока математики в расписании. Одно-предметные и одно-темные части урока. Особенности планирования урока в малокомплектной школе. Руководство самостоятельной работой учащихся на уроках математики. Оснащение учебного процесса в условиях малокомплектной школы.

Организация самостоятельной работы учащихся

на уроках математики

Виды самостоятельных работ на уроках математики и их организация. Формы контроля и самоконтроля. Использование различных видов дидактических материалов для самостоятельной работы. Анализ учителя самостоятельных работ учащихся. Дифференцированный подход к учащимся при обучении математике.

Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел

Различные методические подходы к формированию понятия натурального числа: число как количественная характеристика эквивалентных конечных множеств, число как результат измерения величин. Подготовка к изучению нумерации чисел в дочисловой период. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел по концентрам: первый десяток, второй десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. Число и цифра. Позиционный принцип записи чисел. Поразрядный и поклассный состав числа.

Методика изучения арифметических действий

Система формирования вычислительных навыков. Вычислительный прием и вычислительный навык. Формирование вычислительных навыков. Качества сформированности вычислительных навыков (по Бантовой М.А.). Понятие сложения и вычитания. Сложение и вычитание в пределах 10. Переместительное свойство сложения. Табличное сложение и вычитание в пределах 20. Сочетательное свойство сложения. Различные подходы к сложению и вычитанию в пределах 100. Смысл действий умножения и деления. Методика изучения табличного умножения и деления. Переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения. Деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Организация и методика устных вычислений. Частные приемы устных вычислений. Алгоритм письменного сложения и вычитания. Письменное умножение, письменное деление (на однозначное число, разрядные числа, двузначные и трехзначные числа).

Методика обучения младших школьников решению задач

Функции текстовых задач. Основные подходы к ознакомлению с задачами:

по видам, на основе сформированных понятий и приемов умственных действий (не зависимо от видов). Классификация простых задач. Подготовка и ознакомление с первыми задачами. Методика обучения решению простых задач. Методика обучения решению составных задач. Методические приемы обучения младших школьников решению задач. Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами. Задачи на движение. Особенности работы с нестандартными задачами, развитие математического мышления, творческих способностей при решении задач.
Методика изучения алгебраического материала

Общие вопросы методики изучения алгебраического материала. Методика изучения числовых выражений и выражений с переменной. Равенства и неравенства в начальном курсе математики. Неравенства с переменной. Методика изучения уравнений и их использование при решении задач. Буквенная символика. Формирование у детей первоначальных представлений о функциональной зависимости.
Методика изучения геометрического материала

Общие вопросы методики изучения геометрического материала. Приемы изучения запаса геометрических представлений детей, поступающих в 1 класс.

Развитие пространственных представлений, мышления и воображения учащихся. Методика ознакомления учащихся с геометрическими фигурами: точка, прямая, отрезок, луч, ломаная, угол и его виды, окружность и круг, многоугольники, прямоугольник, квадрат и их свойства, симметрические фигуры, объемные тела. Методика изучения P, S, V. Задачи с геометрическим содержанием.
Методика изучения важнейших величин

Общие вопросы методики изучения младшими школьниками основных величин. Изучение мер и формирование измерительных навыков. Методика работы над величинами: длина, масса, емкость и единицы их измерения. Приемы развития познавательной деятельности учащихся при изучении величин. Время и его измерение. Задачи на время.

Методика ознакомления с долями и дробями

Методика формирования представлений о долях величины. Сравнение долей. Образование дробей, их сравнение. Деление и дроби. Решение задач на дроби: нахождение дроби числа, числа на дроби, части числа. Действия с дробями. Сравнительный анализ содержания материала в различных курсах начального обучения математике.

Обзор развития методики начального обучения математике

и перспективы ее дальнейшего совершенствования

Становление и развитие методики обучения математике в дореволюционной русской школе. "Арифметика" Л.Ф.Магницкого. Основные направления развития методики начального обучения математике в трудах П.С. Гурьева, К.Д. Ушинского, А.И.Гольденберга, В.А.Латышева, С.И.Шохор-Троцкого и др. Развитие методики математики в советский период. Основные направления развития методики за рубежом.

Перспектива дальнейшего совершенствования методики начального обучения математике.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск