Скачать 63.14 Kb.
|
Конспект урока По математике в 4-ом классе. Тема: Сложение многозначных чисел. Программа Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века». Автор разработки: Учитель начальных классов Лицея №15 г. Саратова Лукьянова Елена Анатольевна Саратов 2011 Тема: Сложение многозначных чисел. Тип урока: открытие нового материала. Цель: Научить письменному алгоритму сложения многозначных чисел. Задачи:1) Повторить нумерацию многозначных чисел; 2) Научить детей складывать многозначные числа с опорой на сложение трехзначных чисел; 3)Развитие математической речи, логического мышления; 4) Воспитывать интерес к уроку, умение организовано работать на уроке; Оборудование: презентация, учебник В.Н. Рудницкой «Математика 4 класс», рабочая тетрадь по математике, записи на доске; Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. 2. Устный счёт. Повторение нумерации многозначных чисел. - Посмотрите на доску, здесь даны числовые ряды, но они с пропусками. Ваша задача восстановить числовой ряд: 9 000 ___ ___ ___ ___ ___ ___ 9 007; (9 000, 9 001, 9 002, 9 003, 9 004, 9 005, 9 006, 9 007) 99 998 ___ ___ ___ ___ ___ ___ 100 005. (99 998, 99 999, 100 000, 100 001, 100 002, 100 003, 100 004, 100 005) - Следующее задание, будьте внимательны: 1)К какому числу надо прибавить 1, чтобы получилось число 100 000? (99 999). - Запишите это число. Назовите мне его. - Проверим, так ли это. (Ответ на презентации) 2) К какому числу надо прибавить 1, чтобы получился миллион? (999 999) - Что это за число? - Давайте проверим. (Ответ на презентации) 3)Из какого четырехзначного числа надо вычесть 1, чтобы получилось трехзначное число? (1 000) - Назовите это число. - Посмотрим, так ли это. (Ответ на презентации) - Давайте устно с вами посчитаем. Повторим устные приемы сложения трехзначных чисел. 320+70=390, 120+120=240, 260+40=300, 605+5=610, 300+90=390, 400+250=650, 500+200=700, 715+20=735.
- Ребята, сейчас мы с вами повторили устные приемы сложения, а теперь давайте вспомним письменные приемы сложения. - Открываем рабочую тетрадь на странице 13 №43 Сложите трехзначные числа. 436 308 732 296 251 167 196 487 687 475 928 783 - Здесь числовые выражения записаны уже столбиком. - С чего начнем складывать? (Начинаем складывать с разряда единиц) - Решаем, с комментированием. 3. Объяснение нового материала. - Мы сейчас с вами складывали трехзначные числа. Ребята, а посмотрите на доску, здесь записано числовое выражение с многозначными числами: 296 375 + 38 007 - А как же здесь быть? Как посчитать? (Точно также как трехзначные, столбиком) - А как будем подписывать эти числа? (Класс под классом, разряд под разрядом). - Хорошо, давайте вместе со мной сложим эти два числа. - Подписываем числа друг под другом. - Смотрим, во втором числе в классе тысяч какой разряд отсутствует? (Отсутствует разряд сотен тысяч) - Значит, начинаем подписывать второе число под разрядом десятков тысяч, так как разряда сотен тысяч у нас нет. 296 375 38 007 334 382 - Не забываем о том, что в классе единиц всегда должно быть 3 разряда, проверьте. - Давайте посчитаем, с чего начинаем складывать? (С класса единиц, с разряда единиц) 5+7=12, 2 записываем под единицами, 1 запоминаем; 7+0 и ещё 1 получаем 8, записываем под десятками; 3+0 = 3, записываем под сотнями; Переходим к классу тысяч, складываем единицы тысяч 6+8=14, 4 пишем под единицами, 1 запоминаем; 9+3 и ещё 1 получим 13, 3 записываем под десятками, 1 переходит в следующий разряд; 2+1+3, записываем 3 под сотнями. - Прочитайте ответ. (334 382) - Так как же нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно). - Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом). - С какого класса начинаем складывать? (С класса единиц) - С какого разряда? (С разряда единиц). - Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Какова тема нашего урока? (Мы будем складывать многозначные числа) - Совершенно верно, тема нашего урока «Сложение многозначных чисел». 4. Первичное закрепление нового материала. - Открывайте учебник на странице 27 №91. Выполняем это задание, читаем и находим сумму чисел. Найди сумму чисел. 68 305 и 9 286 673 и 12 869 18 000 и 6 375 1 480 и 260 387 306 250 и 18 998 458 207 и 207 954 - Как будем решать? (Столбиком, записывая разряд под разрядом, класс под классом) - С какого разряда начнем складывать? (С самого младшего разряда, разряда единиц, с класса единиц). 68 305 18 000 306 250 673 1 480 458 207 9 286 6 375 18 998 12 869 260 387 207 954 77 591 24 375 325 248 13 552 261 867 666 161 - Ребята, давайте сделаем вывод, так как нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно). - Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом). 5. Физкультминутка Гимнастика для глаз: Ребята, закройте глаза, я считаю до десяти, теперь откройте; посмотрите только глазами направо, налево, вниз, теперь нарисуйте глазами восьмерку. – Продолжаем работать. 6. Самостоятельная работа. - А сейчас вы работаете самостоятельно. Открываем рабочую тетрадь на странице 13 №45. – Вам надо найти значения числовых выражений. - 1-ый вариант выполняет первые два столбика, 2-ой вариант – вторые два столбика. Будьте внимательны, потом проверим. Выполните сложение. 48 356 209 366 2 874 687 12 974 1 793 19 057 29 630 61 330 211 159 21 931 30 317 - Проверяем ответы. Называете только результат. 7. Задача. - Ребята, но ведь многозначные числа встречаются у нас не только в числовых выражениях, они могут встретиться и в задачах. - Давайте сейчас с вами решим задачу, послушайте ее внимательно: Вулкан Везувий на Апеннинах расположен на высоте 1 277 м над уровнем моря. Вулкан Этна в Сицилии на 2 063 м выше Везувия, а вулкан Толима выше вулкана Этна на 1 875 м. Чему равна высота вулкана Толима над уровнем моря? - О чем идет речь в задаче? (О вулканах) - О каких вулканах? (О Везувие, Этна и Толима) - Что вы о них знаете, где они находятся? - Посмотрите на доску. - Везу́вий — единственный действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Входит в Апеннинскую горную систему. - Э́тна - действующий вулкан, расположенный на восточном побережье Сицилии. На арабском языке Этна называется «Гора огня». Этна — наиболее высокий действующий вулкан в Европе. Следует заметить, что высота Этны меняется от извержения к извержению. - Толима находится в Южной Америке, он действующий, достигает огромной высоты, так как горы, на которых он расположен, сами поднимаются высоко над уровнем моря. (рисунки с изображением вулканов) - Давайте решать задачу. Запишем условие: - Какие слова выпишем для краткого условия? В. – 1 277 м., Эт - ? м, на 2 063 м. выше Т.- ? м, на 1875 м. выше - Какой главный вопрос в задаче? (Какова высота вулкана Толима?) - Обведем его в овал. - Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что мы не знаем ответа на первый вопрос) - Каким арифметическим действием будем отвечать на первый вопрос? (Сложением) - Записываем первое действие. - Как будем считать? (столбиком) - Записываем столбиком, класс под классом, разряд под разрядом. 1) 1 277 2 063 3 340 - С какого класса начинаем считать? (С класса единиц) - С какого разряда? (С разряда единиц) - Что запишем в наименовании? (Высота вулкана Этна) - Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да) - Каким арифметическим действием? (сложением) - Что с чем будем складывать? (3 340 и 1875) - Записываем второе действие. 2) 3 340 1 875 5 215 - С чего начинаем складывать? (с класса единиц, с разряда единиц) - Как запишем ответ? Прочитаем еще раз вопрос задачи. (Высота вулкана Толима 5 215 метров). - Записываем ответ. 8. Итог урока. - Ребята, чему новому вы сегодня научились на уроке? (Сложению многозначных чисел). - Как сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, поразрядно) - Как записываем числа? (класс под классом, разряд под разрядом). - С какого разряда начинаем складывать? (с разряда единиц). - С какого класса? (с класса единиц). 9. Домашнее задание. Уч. с.28 № 97, р.т. с.13 №45 |