Скачать 61.52 Kb.
|
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова Тема: Морфемика.(Состав слова. Обобщение.) Задачи: обучающая: создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний всего изученного материала по теме: Морфемика; развивающие: -создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать познавательные объекты, выделять главное в познавательном объекте, классифицировать познавательные объекты; - содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; -способствовать формированию коммуникативных умений работы в группе; воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к точке зрения другого человека, умению договариваться. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, видеокамера, листы и фломастеры для работы в группах, карточки с заданием для составления схем в группах, слайд- схема, план-карты города «Морфемика», учебники русского языка 3кл, 4кл, (Зелениной Л.М., Хохловой Г.Е; Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.; Рамзаевой Т.Г; Поляковой А.В.). Ход урока: I. Организационный момент. II.Постановка цели урока. Прочитайте внимательно высказывание К.Д. Ушинского. ( Слайд на доске) - Что скажете? Как понимаете эти слова? Кто согласен с мнением великого педагога? -Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний по теме: Морфемика. Определите и сформулируйте цель урока. (Повторить и систематизировать знания («разложить все по полочкам»), чтобы затем применять их на практике.) А) Активизация знаний учащихся на основе рефлексии. -Я предлагаю вам вернуться на первый урок по этой теме, на котором вы сформулировали задачи изучения всей темы. Показ фрагмента видеоурока (Урок постановки учебной задачи по теме: «Морфемика»), на котором дети сформулировали задачи изучения темы. На доске появляется слайд: -Что скажете? (Мы все задачи решили, даже больше, мы дополнили еще и другие задачи) Учитель фиксирует на доске те задачи, которые были доопределены детьми в ходе изучения темы, а именно: Узнали: - значение каждой части слова; - способы выделения частей слова; - способы образования слов, их названия; - что такое словоизменение и словообразование; -как отличить предлог от приставки; Формировали умения: -разбирать слова по составу; -образовывать слова разными способами; -различать формы слова и однокоренные слова; -различать предлоги и приставки при письме. III. Постановка учебной задачи. -Теперь вернемся к цели урока. Назовите ее. (Обобщить, систематизировать, «разложить по полочкам знания по теме.) Как вы думаете, что можно сделать, чтобы разложить все по полочкам? (сгруппировать, объединить в группы по какому – то признаку, составить памятку или таблицу). Я предлагаю вам составить схему, глядя на которую, вы сможете вспомнить весь изученный материал по этой теме. -Кто догадался, как будем работать? (Сидим группами, значит будет групповая работа) IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся. А) инструктаж. -У вас на парте комплект карточек, которые вы сможете использовать при составлении схемы. Что еще вам может помочь, чтобы отразить все знания и умения по теме? (Задачи темы – на доске). На столах лежат карточки: 1 группа: корень, существительное, словообразование, основа, морфема, приставочный, синонимы, суффикс, окончание. 2 группа: глагол, корень, приставка, существительное, словоизменение, основа, морфема, суффиксальный, антонимы, суффикс, соединительная гласная. 3 группа: способы образования слов, местоимение, словообразование, приставка, основа, морфема, приставочный, корень, суффикс, окончание. -По каким критериям будем оценивать схему?(ребята обсуждают критерии оценки) 1.По схеме можно рассказать все, что знаем по теме: Морфемика. 2.Логика расположения материала. Б) Самостоятельная работа в группах. В) Представление работ. Взаимооценка по критериям. Схема I группы. Морфемика Части слова Способы образования слов словообразование Приставка приставочный словоизменение корень приставочно-суффиксальный суффикс суффиксальный окончание Схема II группы. Морфемика Морфемы неморфема словообразование словоизменение Приставка основа однокоренные слова формы слова корень суффикс окончание Схема III группы. . Тема: Морфемика Состав слова Способы образования слов словоизменение Корень приставочный Приставка суффиксальный Суффикс приставочно-суффиксальный Окончание сложение основ Основа словообразование Г) Рефлексия по итогам выполненного задания. - В чем испытывали затруднения? (Вы специально дали задание с «Ловушками». В карточках были лишние слова, и еще не хватало карточек). -Что помогло вам не попасть в ловушку? (нас много в команде, на доске задачи помогали). -На что обратить внимание в будущем? -Могу я вам предложить свою схему? (Конечно. Мы уже ждем, что вы нам приготовили…) На доске появляется слайд. - -Какая из схем может стать эталоном и почему. (Обсуждение детьми достоинств и недостатков, выбор эталона). - Используя данную схему, расскажите все, что знаете по теме: «Морфемика». V. Домашнее задание. -Посмотрите на свои планы-города Морфемика, которые вы составляли на уроке постановки учебных задач. Что скажете? У кого появилось желание усовершенствовать эти карты? (почти все подняли руки). Это будет вашим домашним заданием. Предложите свой проект усовершенствования плана-карты . VI. Составление заданий для самостоятельной работы. Создание ситуации выбора для учащихся. -Опираясь на схему, назовите умения, которые мы формировали на основе этих знаний. Дети называют:
-Каким образом мы можем проверить, насколько хорошо у вас сформированы эти умения? (В самостоятельной работе). А)Работа с учебником. -Рассмотрите последние 10 упражнений, которые предлагают авторы учебника по этой теме. Можно ли с их помощью проверить все эти умения? (Нет, нельзя, Там повторяются задания лишь по составу слова, нет ни одного задания по разделу словообразование). -Как быть? Что предлагаете? (Можно самим подобрать или составить задания) -Завтра у вас будет самостоятельная работа по теме: Морфемика. Предложите, какие бы вам хотелось получить задания, чтобы проверить знания и умения по этой теме. Б)Работа в группах. - Для работы я предлагаю вам учебники русского языка по другим программам и системам, вы можете использовать свои учебники и свои память и фантазию. 1 группа работает по разделу состав слова. 2 группа работает по разделу словообразование 3 группа работает по теме: Морфемика на службе у орфографии (Как знания по этой теме помогают грамотно писать) - По каким критериям будем оценивать работу? 1.Задания соответствуют учебной задаче. 2.Творческий характер заданий. В)Представление работ. Ребятами были предложены следующие виды заданий:
Взаимооценка работы групп по критериям -Молодцы! Вы очень много предложили видов заданий, и все они формируют умения по теме: Морфемика. Ваши задания лягут в основу самостоятельной работы по этой теме, я лишь наполню их другим содержанием. VII.Итог урока. -Какая задача стояла перед нами на уроке? -Что мы для этого сделали? Кто из вас сможет по схеме рассказать все, что мы знаем по теме: Морфемика? -Кто для себя отметил, что ему надо повторить к завтрашней самостоятельной работе? -Оцените себя по критериям: зеленый - я готов к самостоятельной работе хорошо, синий- я готов, но в некоторых вопросах не уверен, сомневаюсь, надо потренироваться, красный- мне придется потрудиться и все повторить и потренироваться, потому что чувствую себя неуверенно. |