Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.11.2013
Размер155 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Использование коллективного способа обучения

на уроках истории


Панкова Любовь Герасимовна,


учитель истории высшей категории

МОУ СОШ д. Екатериновка

Долгоруковского района Липецкой области,

E-mail(школа):sc10@dolgorukovo.lipetsk.ru

Приучай ученика работать, заставь его не только
полюбить работу, но настолько с ней сродниться,
чтобы она стала его натурой… Приучи его к тому,
чтобы для него было немыслимо иначе, как
собственными силами что-либо усвоить: чтобы он
самостоятельно думал, проявлял себя, развивал
свои дремлющие силы, вырабатывал из себя
стойкого человека.

А. Дистерверг
В последние годы учительство все больше и больше тревожит то обстоятельство, что значительное число учащихся теряют интерес к учению, проявляя нежелание трудиться, безразличие к результатам своей учебы. С трудом приходится вырабатывать у них навыки осознанного чтения, анализа, синтеза.

Как сделать учебный процесс для учащихся творчески насыщенным и увлекательным? Каким должно быть взаимодействие обучающего и обучаемого в совместной работе на уроке?

Эти проблемы заставляют педагога искать наряду с уроком другие формы обучения, которые в большей степени бы способствовали индивидуализации и дифференциации обучения, позволяли бы максимально раскрыть свои возможности и учителю и учащемуся.

Эти идеи заложены в коллективном способе обучения.

В настоящее время разработано несколько методик КСО. Это «Методика Ривина», «Обратная методика Ривина», «Методика Ривина- Баженова», «Взаимообмен заданиями», «Взаимопередача тем», «Мурманская методика».

Каждая из них решает в процессе обучения определенные дидактические задачи - но на единой основе—естественного общения учащихся, реализуют идею погружения в предмет, так как уроки сдваиваются. Обучение идет по специально составленному тематическому планированию и дидактическим материалам. Естественное общение предполагает нетрадиционную посадку учащихся в классе (она необходима для организации коллективных занятий).

И преимущество коллективного способа обучения состоит в том, что он позволяет полнее реализовать специфику предмета.

На уроке истории и обществознания учащиеся должны усвоить терминологию предмета, овладеть не только общеучебными, но и специальными умениями и навыками. Кроме того они учатся абстрактному мышлению, логике исследовательской и прогностической деятельности, работе с картой. Практика показывает, что в процессе общения даже слабые ученики усваивают терминологию по предмету, раскрепощаются, начинают говорить, давать вполне удовлетворительные ответы.

Организация коллективных занятий предусматривает обязательную дифференциацию обучения учащихся. Это достигается за счет различных вариантов карточек (задания разного уровня сложности), возможности работать с учебниками различных авторов, научно-популярной и справочной литературой. Ученик имеет возможность выбора объема и глубины изучаемого материала (но не ниже уровня программных требований). Это особенно важно в тех школах, где нет возможности углубленного обучения (например, сельская малокомплектная школа). Методика коллективных занятий дает возможность выбора оптимального для каждого учащегося темпа обучения.

Коллективный способ обучения помогает в какой-то степени разрешить еще несколько проблем, волнующих современного учителя. Это, прежде всего, проблемы подготовки домашнего задания. При этом способе обучения домашнее задание сводится к минимуму и носит, как правило, индивидуальный характер, так как весь учебный материал осваивается учащимися в процессе занятий в школе.

Общение учащихся в парах сменного состава несет в себе и большой воспитательный потенциал. У слабых учащихся через некоторое время снимается «комплекс неполноценности», так как в ходе занятий им неоднократно приходится быть в роли учителя или помощника для своего партнера, учить культуре общения, вырабатывать внимание.

Коллективный способ обучения в своей практике я начала использовать с 1991 года постепенно, следуя рекомендациям В. К. Дьяченко («Сотрудничество в обучении», стр.28 М.; «Просвещение» 1991 .)

Отбирая для этого не все, а наиболее доступный для самостоятельного изучения детьми темп, используя при этом и уроки изучения новых знаний и лекции, и другие активные формы обучения, логическим продолжением которых является отработка учебного материала в парах сменного состава. Завершается изучение тем контролем знаний и умений учащихся.

Одним из обязательных условий работы по КСО является использование специального тематического планирования.
Приведу примеры такого планирования по теме «Преобразования Петра I» .

Всего часов - 4 ч.


Отработка учебного материала «ВЗ»

2 часа


Учебная лекция

1 час
1час

Зачет

1 час

Объем и содержание лекции определяю, как обычно, исходя из программных требований, уровня подготовленности класса, их учебных способностей. Наиболее доступный для усвоения материал оставляю для самостоятельного изучения учащимся по методике «ВЗ», которая используется на первом этапе изучения темы.

По теме составляется листок учителя. В первую колонку листка учителя записываются темы карточек, во второй формулируются конкретные задания по каждой теме, в третьей колонке учитель конспектирует из подобранных заданий карточки для учащихся.


Карточки для учащихся

Для отработки учебного материала по любой методике КСО каждый ученик получает карточку. Поэтому необходимо заготовить карточки по количеству учащихся плюс один резервный комплект. Так, для класса в 20 учащихся готовлю 6 комплектов карточек, если в группе работает 4 учащихся и 4 комплекта карточек, если в группе работает 6 учащихся.

Формулировка задания по методике «ВЗ» начинается фразами «Подготовь рассказ и объясни партнеру…», «Используя схему (опорный сигнал, опорный конспект, план рассказа), объясни партнеру..» и т.д.

Выполняя задание, учащиеся должны подготовить объяснение (рассказ) и выступить в роли обучающего по отношению к своему партнеру.

Девиз методики «Научился сам - научи товарища».

При конструировании дидактического блока располагаю задание так, чтобы в основном в одной дидактической карточке был охвачен материал определенной темы блока. Карточка имеет две части.

В первой части формулируются задания, которые прорабатываются в паре. Вторая часть карточки для самостоятельной записи в тетради. В нее включаются практические задания. Ее выполнение контролируется учителем во время зачета. Для более сильных учащихся включены задания, обозначенные звездочкой. Минимальное число карточек в блоке равно четырем. Использую также блок из 6 карточек. Каждая карточка имеет определенный цвет: карточка № 1 –голубой;

карточка №2 – красный;

карточка № 3- желтый;

карточка № 4- зеленый;

карточка № 5 – сиреневый;

карточка № 6 –коричневый;
На левый край карточки наклеиваю цветную вертикальную полоску.

Для эстетического оформления тему блока пишу красным фломастером, а номер карточки и тему карточки соответствующим цветовому сигналу фломастером.

Приведу пример одного блока карточек по вышеуказанной теме.


И -10 Карточка № 1 «ВЗ»




Экономическая политика Петра I


1. Используя текст учебника (стр. 35), лекции и карту, расскажи партнеру об экономическом развитии России во время правления Петра I.

2. На мануфактурах работали две группы крестьян – посессионные и приписные. Объясните различия между ними.

__________________________________________

__________________1_______________________

3. Что означают эти даты? 1682-1725г., 1697-1698г., 1714г., 1721г., 1724г.

4. Объясните значение этих понятий: «Табель о рангах», майорат,

Генеральный регламент, рекрут.

5. Заполните таблицу

Социальные слои общества

Социальная группа

Функции

Роль в жизни российского общества

И – 10 Карточка № 2 «ВЗ»

Развитие торговли

1. Используя учебник, текст лекции, документ хрестоматии Милюков П.Н. «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра I» (стр. 63-64), определите значение торговли для развития экономики России.


  1. В эпоху Петра I приобрели особое значение крупные ярмарки –

Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Благовещенская на севере, Ирбитская на Урале и т.д. Эти ярмарки устраивались в разное время года неодновременно. Почему?

Отметьте их на контурной карте.

_________________________________________________

______________________2__________________________

3. Что объединяет эти даты? 1700г., 1701г.,1708г., 1709г., 1714г., 1721г.

4. Объясните значение этих понятий: абсолютизм, губерния,

протекционизм, фискал.


И
-10 Карточка № 3 «ВЗ»



Реформаторская деятельность Петра Алексеевича

1. В чем причины законодательной активности Петра I?

2. Перечислите основные реформы Петра I, в чем их цели и значение?

_____________________________________________________

_______________________3______________________________

3. Что означают эти даты? 1701г.,1705г.,1710г.,1711г.,1720г.,1722г.,1724г.

4. Объясните значение этих понятий: коллегия, генерал – прокурор,

прибыльщик, меркантилизм, секуляризация

5. Укажите нововведения Петра I, а также их смысл и значение.

Заполните таблицу

Меры

Дата

Значение











И - 10 Карточка № 4 «ВЗ»




Личность Петра I в высказываниях историков

Прочитайте мнения историков о Петре I и его эпохе и попробуйте возразить каждому из них, используя текст лекции, материалы хрестоматии стр. 52-54, 65-67, 67-70.


1. «Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, мы должны помнить, что это дворянский царь, отдавший свои дарования укреплению государства дворян. Преобразования сопровождались ростом эксплуатации народных масс, на что они отвечали восстаниями». (Н.И.Павленко «Петр I и его время»)

2. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр!. Он велик, без сомнения, но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей» (Н.М.Карамзин)

3. «Да, Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье – все он. Все он, всякий день, всякую минуту. На всяком шагу» (М.П. Погодин)

4. «Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности- вождя, «отца нации». Это и время запуска « вечного двигателя» отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам до сих пор. Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства, без которых не могла существовать и наша «административно – командная система» (Е.В.Анисимов «Время петровских реформ»)

5. «Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставался рабом. Действовал сознательно и свободно» (В.О. Ключевский)

С целью экономии времени на уроке каждая пара учащихся получает отпечатанный и наклеенный на контроль алгоритм работы по «ВЗ».
Алгоритм работы («ВЗ»)

  1. Получите карточку и цветовой сигнал. Поставьте точку в листке учета в той графе, которая отвечает номеру карточки.

  2. Подготовь первое задание. Используй для этого необходимую литературу, схемы, опоры или опорные конспекты.

  3. Если затрудняешься дать объяснение партнеру, предварительно на листочке составь план объяснения (или используй план, предложенный учителем), используй также опорные конспекты или опоры.

  4. Выполни второе задание в тетради и замени точку в листе учета на знак «+».

  5. Найди по цветовому сигналу или маршруту партнера.

  6. Сядьте рядом. Объясни своему партнеру задание карточки. Одновременно, где это необходимо, делай соответствующие схемы, сигнальные рисунки, фрагменты опорного конспекта.

  7. Ответь на вопросы товарища и задай ему контрольные вопросы.

  8. Выслушай товарища по первому заданию его карточки.

  9. Поменяйтесь карточками и каждый выполните второе задание новой для себя карточки.

  10. Сверьте вторые задания, если они выполнены одинаково, поблагодарите товарища и ищите себе нового партнера по маршруту.

  11. В листе учета знак «+» обведите кружочком для той карточки, которую передали партнеру и знак «+» для той, которую от него получили.

  12. Если задание выполнено неодинаково, то постарайтесь найти ошибку и поправить ее. В случае затруднения обратись к учителю.

  13. Работайте с новым партнером по алгоритму, начиная с пункта 2.

  14. К концу работы заполни экран учета.


Организация работы учебной группы

Наиболее часто работу малой группы организую по маршруту.
Схема маршрута для групп, состоящих из 4-х учащихся.

1 1 2 3 4

2 3 4 1 2

3 2 1 4 3

4 4 3 2 1

Схема маршрута для групп из 6 учащихся.

1 1 2 3 4 5 6

2 2 1 6 5 4 3

3 3 4 5 6 1 2

4 4 3 2 1 6 5

5 5 6 1 2 3 4

6 6 5 4 3 2 1
Для удобства маршруты записаны в листке учета фломастером, соответствующим цветовому сигналу карточки.

В малокомплектной школе, где обучаются учащиеся с разным уровнем обучаемости, оптимальным является вариант «свободного выбора».

Учащихся в классе мало (12-16), в связи с чем, есть возможность поставить столы по кругу (получается один круг). В этом случае все учащиеся хорошо видят друг друга в лицо и поэтому легко находят партнера по цветовому сигналу.

Комплектование групп провожу чаще с учетом обучаемости учащихся. Тогда в одной группе оказываются дети с одинаковым уровнем обучаемости учащихся, а следовательно они одновременно могут быть готовы к диалогу друг с другом. Кроме того, в блоке для сильных и слабых учащихся предусмотрены различной степени сложности задания; возможность использования текстов учебников различных авторов. При такой посадке, как правило, сильные учащиеся (в основном 1 группа) отрабатывают карточки значительно быстрее и их можно использовать в качестве консультантов в группе с низким уровнем обучаемости.
Учет выполненной работы

В практике работы по КСО использую чаще всего 3 вида контроля:

  1. Индивидуально-групповой (в листке учета малой группы)

  2. Индивидуально-классный учет (в экране учета)

  3. Индивидуальный (на полях в тетрадях).



При индивидуальном учете учащиеся на полях в тетрадях ставят точку, после выполнения заданий карточек вместо точки ставят знак»+», а после диалога с партнером обводят знак «+» кружочком. При использовании других методик партнером выставляется оценка и фамилия ученика, слушавшего ответ.

Для удобства листок учета сделала в виде перфокарты. В результате при переходе от одной темы к другой меняю в ней только белый листок. Кроме того, ее можно использовать при различных методиках.
Листок учета


Фамилия, имя учащегося

маршруты

Номер карточек

№1

№2

№3

№4

1

1234













2

3412













3

2143













4

4321














Контроль знаний и умений учащихся

Контроль усвоения материала всей темы проводится на специальном уроке в виде зачета, интеллектуальной игры «Что, где, когда», «Звездный час» и т.д.
Мурманская методика (ММ)

Отработка основных понятий курса проводится по Мурманской методике (ММ).

Она может быть использована как на специально отведенных занятиях (45-90 мин.), так и на традиционном уроке (20-25 мин.), на этапах изучения нового материала (например, после лекции учителя), так и при отработке умений и навыков и для контроля знаний.

Подготовка учебного материала

В первую колонку отбираются и записываются понятия, которые необходимо усвоить в пределах одной или нескольких тем.

Во второй колонке формулируются конкретные задания по заучиванию понятий, формулировок, хронологий и т.д. с указанием соответствующей страницы в учебнике, где дано это определение. Если, по мнению учителя, это определение некорректно или его нет совсем, то его вписывают в листок полностью, используя другой литературный источник или указывают, где это определение можно найти.

В третью колонку вписываются задания для отработки конкретных понятий (задания подбираются для устного выполнения).

Четвертая колонка предназначена для конструирования карточек.

Формулировка заданий для второй колонки начинается фразами: «Выучи наизусть…», «Что называется..», «Найдите и покажите…» и т.д.

Контроль знаний и умений учащихся

Проверка знаний учащихся по результатам отработки по Мурманской методике провожу в форме диктанта, тестирования, непосредственно на этом уроке.
Алгоритм работы по ММ

  1. Получите карточку и цветовой сигнал.

  2. Выучите наизусть (самостоятельно или с партнером данные в первой части определения, хронологию, понятие, Если вам трудно запомнить используйте схему вопросов)

  3. Выполните самостоятельно (устно) задания второй части карточки. Если оговорено в задании коллективное его обсуждение, то подготовьте свою точку зрения.

  4. Отыщи по цветовому сигналу своего партнера и потренируй его по первой части своей карточки.

  5. Сделай соответствующие пометки на полях своей тетради.

  6. Затем ваш партнер тренирует вас по первой части своей карточки.

  7. Обменяйтесь карточками.

  8. Обсудите результаты своей работы с партнером. Сделайте необходимые пометки в листке учета.

  9. Поблагодарите друг друга и ищите нового партнера по цветовому сигналу.

  10. Работайте с новым партнером по алгоритму, начиная с пункта 2.

  11. К концу занятий заполните экран учета.


Алгоритм работы по методике ОРБ

  1. Получите карточку и цветовой сигнал.

  2. Отберите литературу.

  3. Проработай всю указанную литературу по вопросам вашего плана.

  4. Запишите в тетрадь составленный вами текст.

  5. По окончанию работы над своей карточкой подготовьтесь к выступлению на малой группе или учителя.

  6. Помните! Опора для выступления - ваша карточка. Ваше выступление-это отчёт, а не обучение товарища.

  7. Получите новую карточку, начинайте работать с пункта 2.


Алгоритм работы по МРБ

  1. Получите карточку и цветовой сигнал.

  2. Запишите в тетрадь цвет и номер задания.

  3. Выполните оба задания.

  4. Найдите партёра по цветовому сигналу, отличному от вашего.

  5. Запишите его фамилию на полях вашей тетради рядом с номером задания, которое будите рассказывать.

  6. Прочитайте вслух условие первого задания, которое будете рассказывать и одновременно пишите ход его решения на чистом листе (тетрадь с решением закрыта)

  7. Ответьте на вопросы партнёра, обсудите ход решения. Выслушайте его ответ.

  8. Дайте тетрадь партнёру, чтобы он поставил на полях оценку.

  9. Работай с партнёром по его заданию (повторяя с пункта 3)

  10. Поблагодарите друг друга.

  11. Отыщите следующего партнёра и изложите ему второе задание (повторяя с пункта 5 по пункт 9)



Обозначения методик:


Взаимообмен заданиями.

ММ
Мурманская методика.

ОМР


Обратная методика Ривена.


Методика Ривена-Боженова.

Литература


  1. Дьяченко В.К. Обучение по способностям. Народное образование – 1994. - № 2-3. – с. 34-38, 44-46.

  2. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии. Начальная школа. -–1994. - № 4. – с. 12-14.

  3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 335с.

  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 112с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск