1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
1
| Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
| - Я рада приветствовать на уроке вас, ребята. Вспомните, как вы должны вести себя на уроке?
На уроке я сижу –
Не верчусь и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке?
– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой – Незнайка – узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему? – Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами?
|
- Хоровое чтение четверостишья.
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
- Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям. - Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.
-Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание
-трудиться, работать самому
| 3
|
2
| Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
Цель:
- фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
|
| 1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел.
– Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.
Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы.
– Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить.
Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д–2 и Д–3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров.
– Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму.
| Под руководством учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения.
Дети считают устно.
Учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками.
| 5
|
|
|
| Учитель переворачивает листы.
– Прочитайте хором.
– Что же это?
– Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать.
– Что общего во всех примерах?
– Какой пример «лишний»?
– Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать?
На доске выставляется эталон Д–4 и проговаривается соответствующее правило.
|
- Дети читают: За работу взялся класс…
- Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, …
- Они все на вычитание: из двузначного числа надо вычесть однозначное.
- 20 – 8 – это пример на вычитание из круглого числа, а остальные – на вычитание с переходом через десяток.
- На вычитание двузначных чисел по общему правилу.
|
|
|
|
| 2) Тренировка мыслительных операций.
Раздать листы с заданием. То, что отделено пунктиром, завёрнуто. Дети этого пока не видят.
Открыть то же на доске.
Оно же записано на доске. Что интересного в разностях?
По одному с места с объяснением.
Учитель вписывает цифры на доске, дети – на листочках. – Какой приём вам потребуется для решения этих примеров?
– Знаете его?
– Тогда решите эти примеры самостоятельно. Время выполнения 1 минута.
– Назовите ответ первого (второго, третьего, четвёртого) примера.
|
- В уменьшаемом одна цифра неизвестна, неизвестные разряды чередуются; известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.
- В первом примере 6 десятков, 12 десятков не подходит, так как это двузначное число; во втором примере – 4 е, так как 10 е не подходят; в третьем примере – 8, так как …; в четвёртом – 6…, в пятом – 4…
- Вычитание двузначных чисел по общему правилу
- Да
5; 20; 41; 2.
|
5
|
|
|
| Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д–4.
– Какие способы вычитания я выбрала для повторения? – Скажите, а что будет дальше? – Что значит «задание для пробного действия»?
– Зачем я вам его предлагаю? 3) Задание для пробного действия.
– Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения.
– Назовите результат.
Учитель выписывает все варианты ответов детей.
– Что видите?
– Поднимите руку те, кто не получил ответа.
– Чего вы не смогли сделать?
– Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно.
– Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность?
|
- По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.
- Задание для пробного действия.
- Это значит, что в нём что-то новое.
- Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.
- 17; 23; 27, … - Мнения разделились - Мы не смогли решить пример 41 – 24.
- Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 – 24. - Надо остановиться и подумать.
|
|
3
| Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
|
| – Давайте думать. Какие числа вычитали?
– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел.
– Что вам помешало это сделать?
– Что же в этом примере было для вас новым?
Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера: – Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.
– Где вы уже встречались с таким случаем?
– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».
– Расскажите, как же вы действовали, и в каком месте почувствовали, что знаний не хватает?
– В чём же причина ваших затруднений?
| - Двузначные.
- При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.
- Здесь в уменьшаемом не хватает единиц. - Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.
- Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток
Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
| 1
|
4
| Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
- организовать составление совместного плана действий.
|
| – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? – Назовите тему урока. – В теме для удобства запишем коротко.
П 41 – 24 овесить на доску карточку с темой: – Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.)
– Какой способ записи будет необходим?
– А какие известные вам эталоны могут помочь?
– Значит, этот эталон вы будете уточнять.
– А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели.
Желательно зафиксировать план на доске.
| - Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
- Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
- Запись в столбик.
- Эталон вычитания двузначного числа из круглого. - Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.
| 3
|
5
| Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках.
|
|
– Итак, сначала …
Один учащийся у доски, остальные – на партах: – Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? – Что здесь мешает воспользоваться этим правилом?
– Разве уменьшаемое меньше вычитаемого?
– Где же спрятались единицы?
– Как же быть?
– Молодцы! Продолжите вычитание.
– А дальше?
– Итак, верный ответ – 17.
– Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то …
– Что будете делать дальше по плану?
– Я думаю, вы справитесь и без моей помощи.
| - Выложим графическую модель примера.
- Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы. - В уменьшаемом не хватает единиц.
- Нет.
- В десятке.
- 1 десяток заменить 10 единицами. – Открытие!!!
- Действуем по общему правилу: из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17. - Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы
- Решим этот же пример в столбик.
| 6
|
|
|
| Один у доски с объяснением:
– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались?
Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):
– Что дальше по плану?
Разделить детей на группы по 4 человека, как это принято в классе.
– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм.
Раздать каждой группе две половинки листа А–4 (разрез вдоль). На выполнение задания отводится 1–2 минуты.
| - Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 11 – 4 = 7. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 3 – 2 = 1. Пишу под десятками. Ответ: 17.
- Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.
- Надо уточнить этот алгоритм.
|
|
|
|
| – Посмотрим, что у вас получилось.
Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место.
В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид:
– Как же изменим опорный сигнал сложения в столбик?
Открыть опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):
Учитель вносит изменения в опорный сигнал урока 2-1-9 со слов детей:
– Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этот приёма? Где возможна ошибка? – Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели?
|
- Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы.
- Число десятков уменьшается на 1,.. - Мы достигли цели, но
надо ещё потренироваться.)
|
|
6
| Физминутка
| (пальчиковая гимнастика)
(левой рукой делаем массаж пальцев правой руки; затем наоборот)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ ГЛАВНЫЙ, САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО.
ЭТОТ ПАЛЬЧИКСАМЫЙ ДЛИННЫЙ И СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК БЕЗЫМЯННЫЙ, ОН ИЗБАЛОВАННЫЙ САМЫЙ.
А МИЗИНЧИК ХОТЬ И МАЛ – ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ.
| 1
|
7
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm
| Задание для фронтальной работы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5cedd547-588b-4a07-9627-0bdfae4ac1df/ur21/z21_2.htm
1) № 2, стр. 24.
– Откройте в учебнике № 2 на стр. 24.
– Прочитайте задание.
Задание: Реши примеры по образцу. Запиши и реши следующий пример
– Решаем первый пример.
Один с места с объяснением.
– Решаем дальше.
«Цепочкой» с места с объяснением.
Дети решают примеры до тех пор, пока не заметят закономерность: уменьшаемое увеличивается на 1, поэтому и разность будет увеличиваться на 1. Когда рук поднимется достаточно много, у детей можно спросить:
|
- В уменьшаемом меньше единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 + 1 = = 11. Вычитаю единицы: 11 – 9 = 2. Уменьшаю количество десятков на 1, вычитаю десятки: 7 – 2 = = 5. Пишу под десятками. Ответ: 52.
| 7
|
|
|
| – Что случилось? Где-то ошибка? – Почему?
– Отлично! Назовите ответы дальше.
– Так вот зачем нужны математические законы! Они всегда так помогают! Составьте теперь вами последний пример, учитывая закономерность.
– Запишите ответ, не вычисляя.
2) № 3, стр. 24.
– Молодцы! Теперь можно и поиграть! Игра «Угадай-ка».
Учитель распределяет столбики по рядам.
– Работать будете в парах. Записываете в тетрадь примеры своего столбика в столбик. Один человек из пары объясняет вслух другому решение первого примера столбика. Затем вместе пытаетесь угадать ответ второго примера, поняв и объяснив закономерность. Далее второй человек из пары проверяет ответ второго примера.
Учитель при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. Выполнение задания проверяется фронтально.
– Теперь всё понятно?
| - Нет, просто дальше можно записать ответы, не вычисляя.
- Здесь уменьшаемое увеличивается на 1, а вычитаемое не изменяется, поэтому разность будет увеличиваться на 1.
- 55, 56, 57.
- 87 – 29
- 58
- Надо сначала поработать самостоятельно.
|
|
8
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
-тренировать способность к самоконтролю и самооценке
|
| – Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: № 4, стр. 24.
Задание:
Выбери и реши примеры на вычитание с переходом через разряд. Что в них интересного? Какой пример следующий? 98 – 19 47 + 38 95 – 20 54 – 17
50 + 30 29 – 9 76 – 18 68 + 23
– Прочитайте задание.
а) – Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала?
– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки рядом с выбранными вами примерами.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон к этой части задания:
|
- Выбрать примеры на новый вычислительный приём.
| 7
|
|
|
| – Какие трудности возникли при выполнении?
– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? – Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.
– Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+».
б) – Что надо сделать дальше?
– Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон решения примеров:
– Какие трудности возникли при решении примеров?
– Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+».
– Что интересного в примерах заметили?
– Какой пример будет следующим?
– Как записать ответ, не считая?
| - Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера.
- Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку.
- Решить примеры на новый вычислительный приём
- Забыли уменьшить число десятков на 1, …
- Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д.
- 32 – 16.
- Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц – на 1, значит, ответ следующего примера – 16.
|
|
9
| Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
-организовать повторение правила написания большой буквы;
-организовать повторение способов определения трудных мест в словах.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html
| – Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.
Разделить класс на группы.
– Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе?
– Задания на повторение вы выполните в группах:
№ 6 (3 столбик), стр. 24;
№ 9 (а, б – одна задача по выбору), стр. 25.
Задание записано на доске. На работу в группах даётся 3–4 минуты. После этого образцы записи решённых уравнений и задач выставляются на доске.
Задание № 6, стр. 24.
Реши уравнения и сделай проверку:
х – 9 = 14 х + 25 = 40 63 – х = 27
5 + х = 52 50 – х = 12 х – 48 = 24
– Проверьте решение по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите верное решение.
Решение (3 столбик):
63 – х = 27 х – 48 = 24
х = 63 – 27 х = 24 + 48
х = 36 х = 72
63 – 36 = 27 72 – 48 = 24
27 = 27 24 = 24
Задание: Реши примеры самостоятельно.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_2.html
Задание: Реши задачу:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/660f47b2-8754-4942-a859-58d4800da981/ur14/z14_4.html
|
- Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.
| 4
|
|
|
| – Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?
| - Трудно было договориться, что будем решать, …
|
|
10
| Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
| – Какую цель вы поставили на уроке?
– Достигли цели? Докажите. (…)
– Какой способ решения придумали? (…)
– Что понравилось? (…)
– Вы знаете, Незнайка вспомнил, что прислал нам только половину стихотворения, и вот следующая телеграмма:
Открыть на доске запись: Всё получится у вас!
– Прав ли был Незнайка? Что у вас получилось?
– Что было трудно?
– Над чем еще надо поработать?
– А теперь вернёмся к стихотворению Незнайки. Прочитаем его еще раз.
– Переделайте вторую строку так, чтобы в ней была оценка работы класса.
– Прочитайте хором стихотворение полностью.
– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе?
| - Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
- За работу взялся – всё получится у вас.
- Получилось всё у нас, …
| 3
|