Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 55.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.11.2013
Размер55.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

«Цивильская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок химии

в 8 классе.

Тема: Окислительно-восстановительные реакции.
Конкурс педагогического мастерства

«Мой лучший урок»

Номинация «Разработка урока».

Учитель: Сергеева С.И.


2007 год

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Тема урока:

«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса».

Тип урока: Тренировочный (взаимообучение).

Вид урока: Объяснительно-иллюстративный с элементами игровых ассоциаций.

Цель урока: Научить учащихся «не бояться» составлять уравнения электронного баланса.

Задачи урока:

  1. Закрепить понятия:

  • степень окисления;

  • окислитель;

  • восстановитель.

  1. Научить детей быстро находить в реакциях химические элементы, в которых изменилась степень окисления.

  2. Зафиксировать в работе учащихся последовательность действий при составлении уравнений электронного баланса.

План урока:

  1. Повторение опорных знаний по «блок-конспекту».

  2. Тренировочные упражнения по определению степени окисления в отдельных соединениях

  3. Какая реакция является окислительно-восстановительной?

  4. Основные этапы составления уравнений электронного баланса.

Подготовка к уроку:

  • «Блок-конспект» с ассоциативной «запоминалкой» желательно сделать заранее

  • Удобнее, если «блок-конспект» будет на каждом столе или спроецирован на экран (кодоскопом, эпидиаскопом, компьютерным монитором.)

  • Также необходимо подготовить и «Руководство к ОВР».

  • Сделать набор упражнений с постепенным усложнением решения.

  • Разделить класс на «экипажи» (по 5 – 6 человек), в которых должны быть «капитан» и «штурман».

Ход урока:

Учитель: Ребята, наш химический корабль отправляется на выполнение важного задания.

Цель задания:

Найти нужный цифровой код. Но этот код зашифрован в ОВР.

Скажите, кто знает, что обозначает эта аббревиатура?
Учащиеся отвечают, что это – окислительно-восстановительные реакции. Параллельно можно объяснить сам термин «аббревиатура» - сокращение фразы первыми буквами слов.
Учитель: Чтобы каждый «экипаж» как можно лучше справился со своей задачей, необходимо знать, какие химические «рифы» вас могут подстерегать на пути.

Давайте повторим основные положения:

  1. Какие реакции называют ОВР?

  2. Что такое СО?

  3. Как изменяется степень окисления в ОВР?

Рассмотрим блок-конспект (на доске).

Окислительно-восстановительные реакции всегда сопровождаются изменением степени окисления элементов, которое связано с переходом электронов от одного атома к другому.
Окисление – процесс отдачи электрона, который сопровождается повышением степени окисления.

0

Na – 1e Na+
Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением степени окисления.

0

Cl2 + 2e 2Cl -
Окислитель – атом или ион, который принимает электрон, а сам восстанавливается.

Окислитель имеет отрицательную степень окисления:
+e

«жадненький»

Восстановитель - атом или ион, который отдает электрон, а сам окисляется. Восстановитель имеет положительную степень окисления:

-e



«добренький»

Процессы окисления и восстановления протекают одновременно, при этом число электронов, отданное восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем.

На этом основан подбор коэффициентов методом электронного баланса.

Примечание:

СО – степень окисления
При повторении «блок-конспекта» учитель вводит игровую ассоциацию:

Окислитель – «пират» - он «награбил» много электронов, а ему все мало, он «жадненький», у него –СО.

Восстановитель – «друг» - он отдаст последний электрон, у него +СО.

Однако необходимо дать и химически обоснованное объяснение отрицательной и положительной степени окисления:

  • атом, имеющий на внешней электронной орбитали 4-7 электронов, стремится к её завершению до 8 электронов, в частности, кислороду не хватает двух электронов, поэтому у него в СО –2;

  • а металлам энергетически легче отдать электроны, чтобы завершить электронную орбиталь, так как у них на внешнем уровне 1-3 электрона, поэтому они проявляют положительную степень окисления.


Учитель: Уважаемые химические мореплаватели, скажите, а что же такое СО и как его определять у элемента «внутри» формулы? Не зная этого, вы не сможете выполнить основную задачу!

Учащиеся дают определение степени окисления и находят её в формулах веществ.

Например:

+1 Х -2

H2SO4

+1*2+x-8=0

x=6

Учитель раздает «штурманам» вспомогательную инструкцию и задание «капитану» и «штурману» выяснить готовность команды к дальнейшим действиям.

  • «Штурман» повторяет по «схеме» материал всей «команде».

  • «Командир» опрашивает весь «экипаж».

  • Команда выполняет письменное задание и докладывает учителю о своей готовности.



ПОМНИТЕ!!!

  • Степень окисления кислорода в соединениях равна –2 (кроме некоторых исключений: Н2О2)

  • Водород в соединениях имеет степень окисления +1

  • Металлы в соединениях имеют +СО 0 0 0 0 0

  • Степень окисления элементов простых веществ равна нулю! (H2, C, Cl2, O2, N2,

0 0

  • Al, Cu и т.д.)

  • В химической формуле алгебраическая сумма степеней окисления равна нулю!



Учитель: Дорогие друзья, вы готовы к выполнению главного задания!
1-й этап. Определяем степень окисления элементов до и после реакции.

2-й этап. Выделяем элементы, в которых изменилась СО («находим парочки»).

3-й этап. Составляем уравнения электронного баланса.

Помним, что число отданных и принятых электронов равно!

0 +5 +3 -3

Al + HNO3 Al (NO3)3+(NH)4NO3+H2O




0 +3

Al - 3e Al 8
+5 -3

N + 8e N 3

4-й этап. Расставляем коэффициенты в данном уравнении.

0 +5 +3 -3

8Al + 30 HNO3 8Al (NO3)3+3(NH)4NO3+9H2O

Порядок действий:

  • Расставляем коэффициенты баланса электронов.

  • Подсчитываем количество атомов алюминия, азота, водорода.

  • Проверяем правильность расстановки коэффициентов по кислороду.

5-й этап. Определяем окислитель и восстановитель:

AI – повышает СО – восстановитель,

N – понижает СО – окислитель.
Учитель: А теперь, «капитаны экипажей», подойдите ко мне и возьмите задания, в которых, как я уже говорила в начале урока, зашифрован цифровой код.

«Код» - это сумма коэффициентов уравнения ОВР до и после реакции.
Ребята получают уравнения окислительно-восстановительных реакций и находят коэффициенты. Учитель проверяет правильность найденных «кодов».

Заключение:

Учитель: Ребята, все «экипажи» хорошо справились со своими заданиями, никто не наткнулся на «подводные» химические «рифы». Я надеюсь, что вы отлично выполните домашнюю работу.

На дом даются два уравнения реакции, в которых необходимо расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск