Скачать 55.91 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Цивильская средняя общеобразовательная школа №2» Урок химии в 8 классе. Тема: Окислительно-восстановительные реакции. Конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» Номинация «Разработка урока». Учитель: Сергеева С.И. 2007 год ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ Тема урока: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса». Тип урока: Тренировочный (взаимообучение). Вид урока: Объяснительно-иллюстративный с элементами игровых ассоциаций. Цель урока: Научить учащихся «не бояться» составлять уравнения электронного баланса. Задачи урока:
План урока:
Подготовка к уроку:
Ход урока: Учитель: Ребята, наш химический корабль отправляется на выполнение важного задания. Цель задания: Найти нужный цифровой код. Но этот код зашифрован в ОВР. Скажите, кто знает, что обозначает эта аббревиатура? Учащиеся отвечают, что это – окислительно-восстановительные реакции. Параллельно можно объяснить сам термин «аббревиатура» - сокращение фразы первыми буквами слов. Учитель: Чтобы каждый «экипаж» как можно лучше справился со своей задачей, необходимо знать, какие химические «рифы» вас могут подстерегать на пути. Давайте повторим основные положения:
Рассмотрим блок-конспект (на доске). Окислительно-восстановительные реакции всегда сопровождаются изменением степени окисления элементов, которое связано с переходом электронов от одного атома к другому. Окисление – процесс отдачи электрона, который сопровождается повышением степени окисления. 0 Na – 1e Na+ Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением степени окисления. 0 Cl2 + 2e 2Cl - Окислитель – атом или ион, который принимает электрон, а сам восстанавливается. Окислитель имеет отрицательную степень окисления: +e «жадненький» Восстановитель - атом или ион, который отдает электрон, а сам окисляется. Восстановитель имеет положительную степень окисления: -e «добренький» Процессы окисления и восстановления протекают одновременно, при этом число электронов, отданное восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем. На этом основан подбор коэффициентов методом электронного баланса. Примечание: СО – степень окисления При повторении «блок-конспекта» учитель вводит игровую ассоциацию: Окислитель – «пират» - он «награбил» много электронов, а ему все мало, он «жадненький», у него –СО. Восстановитель – «друг» - он отдаст последний электрон, у него +СО. Однако необходимо дать и химически обоснованное объяснение отрицательной и положительной степени окисления:
Учитель: Уважаемые химические мореплаватели, скажите, а что же такое СО и как его определять у элемента «внутри» формулы? Не зная этого, вы не сможете выполнить основную задачу! Учащиеся дают определение степени окисления и находят её в формулах веществ. Например: +1 Х -2 H2SO4 +1*2+x-8=0 x=6 Учитель раздает «штурманам» вспомогательную инструкцию и задание «капитану» и «штурману» выяснить готовность команды к дальнейшим действиям.
ПОМНИТЕ!!!
0 0
Учитель: Дорогие друзья, вы готовы к выполнению главного задания! 1-й этап. Определяем степень окисления элементов до и после реакции. 2-й этап. Выделяем элементы, в которых изменилась СО («находим парочки»). 3-й этап. Составляем уравнения электронного баланса. Помним, что число отданных и принятых электронов равно! 0 +5 +3 -3 Al + HNO3 Al (NO3)3+(NH)4NO3+H2O 0 +3 Al - 3e Al 8 +5 -3 N + 8e N 3 4-й этап. Расставляем коэффициенты в данном уравнении. 0 +5 +3 -3 8Al + 30 HNO3 8Al (NO3)3+3(NH)4NO3+9H2O Порядок действий:
5-й этап. Определяем окислитель и восстановитель: AI – повышает СО – восстановитель, N – понижает СО – окислитель. Учитель: А теперь, «капитаны экипажей», подойдите ко мне и возьмите задания, в которых, как я уже говорила в начале урока, зашифрован цифровой код. «Код» - это сумма коэффициентов уравнения ОВР до и после реакции. Ребята получают уравнения окислительно-восстановительных реакций и находят коэффициенты. Учитель проверяет правильность найденных «кодов». Заключение: Учитель: Ребята, все «экипажи» хорошо справились со своими заданиями, никто не наткнулся на «подводные» химические «рифы». Я надеюсь, что вы отлично выполните домашнюю работу. На дом даются два уравнения реакции, в которых необходимо расставить коэффициенты методом электронного баланса. |