Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) Город: Магнитогорск.
МСКОУ школа-интернат №4.
Учитель: Хохрякова Людмила Викторовна, Яшникова Наталья Ивановна, Кузина Юлия Евгеньевна.
Класс: 8
Тема учебного занятия: Армейский калейдоскоп по теме «Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников».
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Тип учебного занятия: комбинированный урок (физика, математика).
Цели (образовательная, развивающая и воспитательная) и задачи учебного занятия:
Отработка умений решать задачи на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.
Развитие логического мышления через различные виды упражнений по физике и математике.
Воспитание патриотизма, интереса к учебным предметам через нетрадиционную форму урока и применение ИКТ.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): лаборатория «Архимед», экран, мультимедийный проектор, авторская презентация, источники питания, низковольтные лампы на подставках, ключи, соединительные провода, карточки с индивидуальными заданиями.
Ход учебного занятия.
Урок проводится в кабинете физики, оснащенном АРМ учителя.
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР.
| Знания
| Умения
| 1. Организационный момент
| 4 минуты.
| Сообщить тему, цели урока.
|
|
| Словесный
| Фронтальная
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Учитель сообщает тему и цели урока; желает учащимся обладать всеми качествами (перечисляет их), которые должны быть у защитника Отечества.
Здоровый
Активный
Щедрый
Инициативный
Талантливый
Надежный
Идеальный
Коммуникабельный
| Учащиеся слушают, настраиваются на урок.
| Время
| Цель этапа Проверить готовность учащихся к уроку.
| Знания
| Умения
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| 2.
Разведка.
| 5 минут.
| Знать имена выдающихся учёных, формулу закона Ома для участка цепи, единицы измерения величин, входящих в формулу, правило включения вольтметра и амперметра в электрическую цепь.
| Уметь работать с перфокартой.
| Словесно-наглядный
| Фронтальная.
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Учитель предлагает учащимся взять перфокарты и говорит, что обычно разведчики идут вперед отряда для того, чтобы составить маршрут, иначе, указать координаты перемещения отряда. А для того, чтобы начертить линию на перфокарте, нужно ответить на вопросы, которые вместе с вариантами ответов будут проецироваться на экран.
Найти портрет Р. Декарта.
Найти портрет Г. Ома.
Под какой буквой записана формулировка закона Ома?
В каких единицах измеряется сила тока?
Как включается в цепь амперметр?
| Учащиеся отвечают на предложенные вопросы, выполняют самопроверку.
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 3.
Учебная часть.
| 10 минут
| Отработать умение выражать из формул нужную величину, переводить единицы измерения из крупных в мелкие и наоборот.
| Знать формулу закона Ома для участка цепи, формулы для нахождения силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников.
| Уметь выражать из формул нужную величину, переводить единицы измерения из крупных в мелкие и наоборот.
| Словесно - наглядный.
| Фронтально - индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Учитель раздает учащимся таблицы и объясняет, как их использовать при работе с единицами измерения физических величин.
Наименование
| Обозначение
| Множитель
| Мега-
Кило-
Гекто-
Санти-
Милли-
Микро-
| М
к
г
с
м
мк
| 106
103
102
10-2
10-3
10-6
| После работы с единицами измерения учитель объясняет, как выражать из формул: (1) I=U/R, (2) R=ρl/S, (3)1/R=1/R1+1/R2.
| Учащиеся слушают объяснения учителя, решают вместе с ним задачи:
R = 100 мОм = 0,1 Ом;
R = 0,7 кОм = 700 Ом;
R = 2 Мом = 2000000 Ом.
Из формулы (1) выразить U.
Из формулы (2) выразить l.
Из формулы (3) выразить R2.
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 4.
Воздушный десант.
| 5 минут
| Проверить умение выражать из формул нужную величину, переводить единицы измерения из крупных в мелкие и наоборот.
| Правила выражения одной величины через другие из заданной формулы, соотношения основных единиц измерения.
| Уметь выражать из формул нужную величину, переводить единицы измерения из крупных в мелкие и наоборот.
| Самостоятельная работа.
| Индивидуальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Предлагает учащимся принять участие в «воздушном десанте» с целью поразить мнимого противника умением работать с единицами измерения; раздает им таблицы (единицы измерения величин) и парашюты, на которых записаны индивидуальные задания. По мере выполнения учитель проверяет работы.
| Самостоятельно решают задачи по индивидуальным карточкам. Карточка №1
Выразить из формулы U=U1+U2 величину U1.
Выразить в омах сопротивление 570 мОм.
Карточка №2
Выразить из формулы U=U1+U2 величину U2.
Выразить в омах сопротивление 0,3 кОм.
Карточка №3
Выразить из формулы R=R1+R2 величину R1.
Выразить в омах сопротивление 0,45 МОм.
Карточка №4
Выразить из формулы R=ρl/S величину ρ.
Выразить в килоомах сопротивление 48000 Ом. Карточка №5
1. Выразить из формулы R=ρl/S величину l.
2.Выразить в килоамперах силу тока 90 А.
Карточка №6
Выразить из формулы R=ρl/S величину S.
Выразить в миллиомах сопротивление 0,0038 Ом. Карточка №7
1.Выразить из формулы 1/R=1/R1+1/R2 величину R1.
2. Выразить в мегаомах сопротивление 1230000 Ом. Карточка №8
1. Выразить из формулы 1/R=1/R1+1/R2 величину R2.
2. Выразить в миллиамперах силу тока 3,2 А.
|
Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР.
| Знания
| Умения
| 5
Тактическая задача
| 5 минут
| Проверить умение собирать электрические цепи по схемам, работать с лабораторией «Архимед».
| Знать условные обозначения элементов электрической цепи, принцип работы с лабораторией «Архимед» при использовании датчика тока.
| Уметь собирать по схеме электрическую цепь, с помощью лаборатории «Архимед» получать график зависимости силы тока от напряжения.
| Практический.
| Групповая.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Учитель сообщает о том, что в современной армии нужны грамотные специалисты, так как во всех видах войск используется новейшее оборудование; о том, что в нашей школе так же используются новинки. Например, лаборатория «Архимед».
Затем класс делится на три группы. Две группы «диверсантов», которые должны уметь хорошо собирать электрические цепи, «посылаются в тыл мнимого врага», где первая группа собирает цепь с последовательным соединением проводников, а вторая – с параллельным (схемы проецируются на экран). Третья группа (командный состав) работает с лабораторией «Архимед» и получает график зависимости силы тока от напряжения.
Учитель подводит итоги практической работы.
| Учащиеся выполняют практические задания в группах.
| Время
| Цель этапа Продолжить работу по формированию умения находить значения величин по графику, закрепить умения учащихся решать простейшие задачи на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.
| Знания
| Умения
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| 6
Стратегическая задача.
| 10 минут.
| Знать формулу закона Ома для участка цепи, формулы для нахождения силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников.
| Уметь читать графики, применять формулы закона Ома для участка цепи, формулы для нахождения силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников при решении задач.
| Словесно - наглядный.
| Фронтальная.
|
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
| Учитель по результатам практической работы (полученному графику зависимости силы тока от напряжения, электрическим схемам) предлагает решить три задачи. Работа ведется с применением доски, к которой вызываются учащиеся, и экрана, на который проецируются условия задач.
| Учащиеся решают задачи.
По графику определить силу тока и напряжение и рассчитать сопротивление.
Две одинаковые лампы соединили последовательно и включили в сеть с напряжением 220 В. Каково сопротивление каждой лампы, если сила тока в цепи 500 мА?
Просмотреть видеофрагмент о параллельном соединении проводников и ответить на вопрос: «Что произойдет с силой тока в основном проводе?»
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 7
Военный парад.
| 3 минуты.
| Познакомить учащихся с деятельностью ЛЕГО – кружка.
|
|
| Словесно-наглядный.
| Фронтальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель информатики знакомит ребят с деятельностью ЛЕГО – кружка.
|
Учащиеся демонстрируют выполненные ими из конструктора «ЛЕГО» модели «военной техники».
| Этапы учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОР
| Знания
| Умения
| 8
Подведение итогов.
| 3 минуты
| Подвести итог занятия, дать домашнее задание.
|
|
| Словесный.
| Фронтальная.
|
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Учитель подводит итоги, называет положительные и отрицательные моменты, выставляет оценки.
Домашнее задание: составить кроссворд из 6-12 слов по разделу «Электричество».
| Слушают учителя, записывают домашнее задание.
| |