Скачать 54.34 Kb.
|
План-конспект урока. Тема: Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные Предмет: русский язык Класс: 5 Тип урока: урок обобщения и систематизации Учитель: Шаврина Евгения Витальевна Цели:
Оборудование: учебник «Русский язык. Практика.» 5 кл. / А.Ю. Купаловой, А.П. Еремеева и др.; индивидуальные карточки разноуровневого характера, мультипроектор, мультимедийный экран, презентация к уроку. Ход урока. 1. Организационный момент. Домашнее задание. Упражнение 413 (готовиться к письму по памяти). Назначение учеников экспертов. Помним критерии ответа: правильность, четкость, логичность. Ребята, наши эксперты объективны и справедливы, поэтому ни у кого не должно возникать обид. 2. Синтаксическая разминка. Задание: объясните постановку знаков препинания в данных предложениях. Составьте схемы. (работа по карточкам) Луг купается в тумане, и пахнут звезды молоком. Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Сейчас мы с вами ребята повторили пунктограммы. Пожалуйста, ребята, дайте определение понятию «пунктограмма». Пунктограмма – это место в предложении, где необходимо решить пунктуационную задачу. Ребята, скажите, в каких словах вы могли бы допустить ошибки? А как называются места в сове, в которых можно допустить ошибки? Орфограммы. Пожалуйста, дайте определение понятию «орфограмма». Орфограмма – это то написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. 3. Распределительный диктант. Задание: Распределите в две колонки слова . Первая – слова с орфограммами, вторая – слова без орфограмм. Мягкий, столб, дом, стол, книга, держать, дарить, лампа.
А теперь проверим выполненное задание. Правильно ли написаны слова? Кто не согласен с таким распределением? А теперь посмотрите внимательно, какие еще две колонки можно выделить? Какие орфограммы вы нашли? Если нашли, то скажите. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. Давайте обозначим их: подчеркните одной чертой слова с орфограммами-гласными. А теперь после того, как вы поделили орфограммы на орфограммы-гласные и орфограммы-согласные, можете назвать тему нашего урока? Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. Молодцы, ребята! Хорошо. А среди орфограмм-гласных какие бы вы орфограммы вы выделите: безударные гласные в корне слова, гласные и, а, у после шипящих. Хорошо, молодцы. Теперь посмотрите на орфограммы-согласные. Какие вы орфограммы-согласные вы видите? Глухие и звонкие согласные на конце слова и перед другими согласными. Как вы думаете, если тема урока «Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные», то какую цель урока вы сформулировали бы? Чему хотели бы научиться? Сообщение целей – различать орфограммы-гласные и орфограммы-согласные, научиться правильно писать и графически обозначать орфограммы в словах на письме в соответствии с орфографическими правилами. И конечно же, мы продолжаем учиться работать коллективно и оказывать друг другу взаимопомощь (воспитательная цель). 4. А теперь давайте с вами вернемся к нашим двум предложениям. Скажите, в каких морфемах может еще находиться орфограмма-гласная. В окончании. Приведите пример. Купается в тумане(в личном окончании глагола и существительного). Как проверить эти орфограммы. Формулируют правило. Хорошо, молодцы! Сколько орфограмм вы знаете. Давайте выпишем из предложения слова с орфограммами-гласными и орфограммами-согласными, подбирая проверочные слова и графически выделяя орфограммы и их условия проверки. (человек у доски) Графическое выделение орфограммы: выделяем морфему, в которой находится орфограмма, орфограмму подчеркиваем одной чертой, условия выбора орфограммы – двумя. Луг купается в тумане, и пахнут звезды молоком. Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Луг – луга, речные – реки, небосклона – небо, на заводи – воды. Теперь подведем итог. Сформулируй правила проверки тех слов, над которыми мы работали. А теперь, когда мы классифицировали орфограммы на типы, научились определять слабую и сильную позиции букв, графически выделять орфограммы и их условия проверки, то давайте выполним задание в виде игры «Найди лишнее» на закрепление ваших умений и знаний. «Найди лишнее» Задание: найдите в каждом ряду лишнее слово и объясните свой выбор. 1. провод, солнце, холод, столб 2. в окне, в стене, в столе, в июне 3. мороз, плод, походка, кот 5. Физкультминутка. Теперь мы с вами немножечко отдохнем. Легли на парту закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что вы гуляете по лесу, под ногами шуршат листья, бегают зверюшки. Отдохнули. Возвращаемся, сели ровненько, плечики расправили. Продолжаем работать дальше. 6. Теперь, когда мы научились определять тип орфограммы, графически обозначать орфограммы и выбирать правильное ее написание, то предлагаю вам упражнение № 417 в учебнике. Образец выполнения на слайде № 3. Проверяем устно. Правописание 2-х слов на выбор проверяем, объясняем. 7. Самостоятельная работа. (индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями). Перед вами задания разного уровня. Каждый из вас выбирает то задание, которое кажется вам понятным и выполняемым. Б жать, б лить, бл днеть, б льшой, в лить, в ртеть, в сти, в сна, гл ва, гл деть, гн лой, г диться, г нять, д вить, д рить, дн вной, д ла, ж леть, ж ра, ж лтеть, ж вой. Задание на «3». Вставьте пропущенные буквы, выделяя корень. Над существительными укажите сокращенно название части речи. Задание на «4». Выпишите сначала существительные, вставьте пропущенные буквы в корне и подберите к ним проверочные слова. Затем так же поступите с глаголами. Слова какой части речи остались не выписанными? Вставьте в них пропущенные буквы, разберите по составу и подберите по 3 однокоренных слова. Задание на «5». Распределите слова по частям речи, вставьте буквы. В какой части слова находятся пропуски? Вспомните и запишите четверостишие, в котором встречается слово весна. Укажите автора стихотворения. 8. Итоги урока. А теперь, ребята, подведем итоги нашего урока. Что мы с вами сегодня на уроке делали? Повторили понятие об орфограмме, распределили орфограммы на орфограммы-гласные и орфограммы-согласные, выделили среди орфограмм-гласных (безударные гласные в корне слова и гласные после шипящих) и орфограмм-согласных (глухие и звонкие согласные на конце слова и перед другими согласными), научились графически выделять орфограммы, находили сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, формулировали правила написания. Еще раз их повторим. На протяжении всего урока работали эксперты, которые мне помогали оценивать ответы учащихся объективно и честно, поэтому ни у кого из вас не должно быть обиды на наших экспертов. Выставление оценок учащимся и экспертам. Резерв: упр. 412 |