«ШКОЛЬНАЯ АЛГЕБРА: МНОГООБРАЗИЕ ИДЕЙ И
МЕТОДОВ РЕШЕНИЙ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ»
Программа факультативного курса математики Х-го класса
Автор : Аубакирова К.Е.
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Программа по алгебре и началам анализа составлена на государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений для обязательного изучения алгебры и начал анализа отводится 34 часов в год по 1 часу в неделю. Программа выполняет две основные ф у н к ц и и.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
На базовом уровне содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих н а п р а в л е н и я х:
- систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств; совершенствование техники вычислений;
- развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
- систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
Цель курса:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Основные принципы отбора материала:
- принцип коммуникативной направленности
- принцип доступности
- принцип дифференцированности
- принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры)
- принцип наглядности
Методы и формы обучения:
- личностно-ориентированный подход
- самостоятельное добывание знаний
- тренировка в применении приобретенных знаний
- парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа
- рефлексия, самооценка
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
- вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функции, строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа.
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора
- вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
Задачи курса:
- акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых за курс полной общеобразовательной средней школы;
- расширить математические представления учащихся по определённым темам раздела “Тригонометрия”;
- формировать навыки применения свойств тригонометрических функций и соотношение между тригонометрическими функциями при преобразовании тригонометрических выражений, при решении тригонометрических уравнений и неравенств, при решении нестандартных задач;
- развивать способности учащихся к математической деятельности,
- способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных программой.
Учебно-тематический план прикладного курса по алгебре и началам анализа 10-го класса
№
| Тема
| Кол-во часов
| Содержание уроков
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид ур.
| Дата
| Деятельность учащихся на уроке
| Дом. зад-е
| 1.1
| Функция и способы ее задания
| 1
| Функция y = kx2, , y = f(x + l), y = ax2 + bx + c, ее свойства и график
| формирование представлений о функции y = kx2, функции , гиперболе, перемещении графика по координатной плоскости, квадратичной функции y = ax2 + bx + c;
– формирование умений построения графиков функций y = kx2, , y = ax2 + bx + c и описание их свойств;
– овладение умением использования алгоритма построения графика функции y = f(x + l) + m, y = f(x + l),
y = f(x) + m;
– овладение навыками решения квадратных уравнений графическим способом, построения дробно-линейной функции
| Изучение нового материала. Лекция-презинтация
|
| Опрос, изучение нового, закрепление изученного
| §1 №№13, 17
| 1.2
| Простейшие преобразования графиков функции
| 1
| Параллельный перенос, параллельный перенос вправо (влево), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции
| Иметь представление, как с помощью параллельного переноса вправо или влево построить график функции
Уметь развернуто обосновывать свои суждения
| Практикум
|
| Диктант, решение задач, сомооценивание
| §2№№22, 25, 28
| 1.3
| Свойства функции
| 1
| функции, контрольные точки графика, вершины графиков, ось симметрии, фокус, график функции.
| Иметь представления о функции, о ее графике и свойствах.
Знать свойства функции и их описание по графику построенной функции.
Уметь:
– строить график функции
– добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа.
| Комбинированный
|
| Опрос, закрепление изученного, подведение итогов
| §3 №№32, 39, 43
| 1.4
| Исследование функции и построение ее графика
| 1
| Параллельный перенос, параллельный перенос вправо (влево), параллельный перенос вверх (вниз), вспомогательная система координат, алгоритм построения графика функции
| Иметь представление, как с помощью параллельного переноса вверх или вниз построить график функции
Уметь:
– строить график функции. описывать свойства функции по ее графику;
– использовать для решения познавательных задач справочную литературу
| Урок-презентация. Зачет
|
| Защита проектов проверочная работа
| §4 №№46, 50,53
| 1.5
| Контрольная работа
№1
| 1
| Контрольная работа
| Систематизировать и обобщить знание учащихся. Подведение итогов.
| Урок-зачет
|
| Самостоятельное решение примеров и задач.
| Составление тестовых заданий по пройденным темам
| 2.6
| Преобразование суммы и разности тригонометрических функции в произведение
| 1
| Определение синуса, косинуса, тангенса угла. Сумма и разность синусов.
| Уметь применять формулы суммы и разности при преобразовании выражений.
| Комбинированный
|
| Работа с учебником. Тесты. Подведение итога по данной теме.
| §5 №№59, 64, 69
| 2.7
| Преобразование произведения тригонометрических функции в сумму или разность
| 1
| Синус, косинус, тангенс двойного угла. Синус, косинус, тангенс половинного угла. Формулы приведения
Произведение синусов и косинусов
| Уметь применять формулы двойного половинного угла при преобразовании выражений. Знать и уметь самостоятельно применять формулы суммы и разности синусов
| Урок-исследование
|
| Изучение нового, решение примеров, подведение итогов.
| §6 №№73, 75,77
| 2.8
| Основные свойства и графики тригонометрических функции
| 2
| Область определения и множество значений тригонометрических функций
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций
| Знать определения и уметь находить область определения и множество значений тригонометрических функций
Уметь определять четность и периодичность тригонометрических функций. Знать схему исследования функции, уметь строить график, находить промежутки убывания, возрастания, наибольшее и наименьшее значения функции
| Практикум
|
| Опрос, работа в парах, практическая работа
| §7 №№80 82, 84
| 2.9
| Обратные тригонометрические функции
| 1
| Обратные тригонометрические функции
| Знать свойства и графики обратных тригонометрических функций
| Практикум
|
| Опрос, решение задач, тест
| §8 №№88, 93, 97
| 2.10
| Простейшие тригонометрические уравнения и их решения
| 1
| Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнение cos x = a; sin x = a; tg x = a; сtg x = a.
| Знать определения арккосинуса, арксинуса, арктангенса, арккотангенса числа, уметь их применять, знать формулу корней уравнения
|
|
| опрос, работа с учебником, самостоятельная работа
| §9 №№105, 109, 112
| 2.11
| Способы решения тригонометрических уравнений и их систем
| 2
| Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим
| Уметь решать тригонометрические уравнения
| Практикум
|
| Опрос, решение дифференцированных заданий, подведение итогов
| §10 №№118, 127, 135
| 2.12
| Решение тригонометрических неравенств
| 1
| Тригонометрические неравенства
| Уметь решать тригонометрические неравенства, находить промежутки возрастания и убывания функции.
| Комбинированный
|
| Работа с учебником, самостоятельная работа
| §11№№140, 144, 148
| 2.13
| Контрольная работа
№2
| 1
| Контрольная работа
| Систематизировать и обобщить знание учащихся. Подведение итогов.
| Урок-зачет
|
| Тесты
| Составление тестовых заданий по пройденным темам
| 3.14
| Понятие предела функции в точке и непрерывность функции
| 1
| Числовые последовательности, определение предела последовательность
| Знать определение числовой последовательност, определение предела последовательность. Знать понятие непрерывности функций
| Комбинированный
|
| Изучение нового, примеры решения, подведение итогов
| §12 №№154, 157, 162
| 3.15
| Определение производной
| 1
| Определение производной
Производная функции у=кх+в
| Знать определение производной
Уметь находить производную функции у=кх+в
| Комбинированный
|
| Опрос, работа с учебником, тест
| §13 №№166, 170, 174
| 3.16
| Правила вычисления производных
| 1
| Производные элементарных функций
Производная обратной функции
| Знать формулы производных элементарных функций
| Практикум
|
| Диктант, решение задач
| §14 №№179, 185, 191
| 3.17
| Физический и геометрический смысл производной
| 1
| Угловой коэффициент прямой, геометрический смысл производной
| Знакомство с понятием производной функции в точке и ее физическим смыслом, формирование начальных умений находить производные элементарных функций на основе определения производной.
| Комбинированный
|
| Изучение нового, решение примеров, подведение итогов.
| §15 №№200, 210
| 3.18
| Касательная к графику функции
| 1
| Уравнение касательной к графику функции
| Знать уравнение касательной к графику функции, уметь составлять уравнение касательной
| Практикум
|
| Решение дифференцированных задач, самостоятельная работа
| §15 №№195, 211
| 3.19
| Производная сложной функции
| 2
| Дифференцирование суммы, произведения, частного Производная степенной функции
| Знать формулы дифференцирования суммы, произведения, частного. Уметь находить производную степенной функции
| Практикум
|
| Диктант, решение задач в группах, взаимооценивание
| §16 №№217, 220, 223
| 3.20
| Производные тригонометрических функции
| 1
| Производные тригонометрических функции
| Знать формулы производных тригонометрических функции, уметь решать примеры сложной функции
| Комбинированный
|
| Опрос, карточки, подведение итогов
| §17 №№231, 239, 245
| 3.21
| Приближенные вычисления
| 1
| Приближенные вычисления
| Уметь вычислять примеры с приближенными значениями
| Комбинированный
|
| Опрос, решение задач, зачет
| §18 №№248, 251, 255
| 3.22
| Контрольная работа
№3
| 1
| Контрольная работа
| Систематизировать и обобщить знание учащихся. Подведение итогов.
| Урок-зачет
|
| Самостоятельное решение примеров и задач.
| Составление тестовых заданий по пройденным темам
| 4.23
| Признаки возрастания и убывания функции
| 1
| Возрастание и убывание функции, промежутки монотонности
| Знать определения монотонных функций, уметь находить промежутки монотонности
| Комбинированный
|
| Изучение нового, примеры решения, подведение итогов. Работа с учебником
| §19 №№260, 263, 266
| 4.24
| Критические точки и экстремумы функции
| 1
| Точки экстремума, теорема Ферма. Достаточные условия экстремума
| Знать определения стационарных точек, критических точек, точек экстремума, достаточные условия экстремума, уметь находить экстремумы
| Практикум
|
| Решение примеров и задач. Тесты
| §20 №№273, 279, 284
| 4.25
| Исследование функции с помощью производной и построение ее графика
| 1
| Построение графиков функций, асимптоты
| Знать план построения графиков функций, уметь по нему строить графики
| Практикум
|
| Решение задач. Фронтальный опрос учащихся
| §21 №№288, 292, 299
| 4.26
| Наибольшее и наименьшее значения функции
| 1
| Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на интервале
| Уметь находить наибольшее и наименьшее значения функции на интервале
| Урок-исследование
Семинар-практикум
|
| Лабораторная работа «Построение графиков функций»
Выставка графиков
| §22 №№306, 312, 319
| 4.27
| Контрольная работа
№4
| 1
| Контрольная работа
| Систематизировать и обобщить знание учащихся. Подведение итогов.
| Урок-зачет
|
| Математический диктант
| Составление тестовых заданий по пройденным темам
| 5.28
| Основные элементы комбинаторики
| 1
| Случайные, достоверные, невозможные события, комбинации событий
| Познакомить с целями и задачами, решаемыми в данной разделе, ввести правило произведения для подсчета числа соединений определенного вида.
Познакомить с возможностями перестановок, показать их практическое применение.
Дать представления о размещениях, привести примеры размещений, уметь использовать размещения для решения задач.
Ввести понятие сочетаний, показать на примерах свойства сочетаний, учить решать задачи.
| Комбинированный
|
| Опрос, изучение нового, примеры решения, подведение итогов
| §23 №№323, 326, 329
| 5.29
| Бином Ньютона
| 1
| Сочетания без повторений и бином Ньютона
| Дать представление о биноме Ньютона и его применении для записи разложения многочленов n-ой степени.
| Комбинированный
|
| Опрос, изучение нового, примеры решения, подведение итогов
| §24 №№332, 334,336
| 5.30
| Применение комбинаторики и бинома Ньютона в теории вероятностей
| 1
| Сложение вероятностей
Вероятность произведения независимых событий
| Уметь решать задачи на использование бинома Ньютона. Уметь решать задачи с использованием изученного материала
| Практикум
|
| Решение задач, подведение итогов
| §25 №№339, 342, 345
| 5.31
| Контрольная работа
№5
| 1
| Контрольная работа
| Систематизировать и обобщить знание учащихся. Подведение итогов.
| Урок-зачет
|
| Электронный учебник-тест
| Повторение пройденной темы
|
|