Структура и содержание авторской программы педагога Работа над авторской программой начинается с детального знакомства с содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и недостатков. Составление программы предполагает осознание её концепции, главных идей и логики программы, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический стаж, индивидуальные особенности и условия работы, так и на запросы и потребности родителей и детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников и др.
Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной.
Логика любой программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и критерия оценки этого результата.
Требования к авторским программам Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного образования. Программы должны предусматривать различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:
занятие как специально организованная форма обучения;
нерегламентированные виды деятельности;
конкурсы, соревнования, конференции, выставки, олимпиады и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к обучающемуся, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и физиологические особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием перечней применяемых материалов и оборудования.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации. Примерная структура и характеристика основных блоков авторской программы Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.
Таблица 1 Структурные элементы авторской программы
Элементы
авторской программы
| Содержание элементов
| Титульный лист
| - наименование образовательного учреждения;
- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
- название элективного курса;
- класс, на который рассчитана программа;
- ФИО, должность автора (авторов) программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.
| Пояснительная записка
| - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели, задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
- методы, формы обучения и режим занятий;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов.
| Учебно-тематический план
| - перечень тем или разделов, последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждой темы;
- вид занятий;
- деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит провести рейтинг учащихся по итогам авторского курса;
- образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, конспект, макет, схема, стихи, тезисы, эксперимент и др.).
| Содержательная часть
| - перечень тем и их реферативное описание;
- содержание теоретической и практической частей;
- дифференцирование учебного материала.
(содержание должно быть направлено на: создание условий для развития личности; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям).
| Информационное обеспечение
| - литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.
| Возможное
приложение
| - основные понятия курса;
- списки тем рефератов;
- темы проектов;
- темы курсовых и творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации.
|
Первый блок программы
Первый блок программы содержит пояснительную записку и концепцию.
Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект – самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).
Таблица 2
Состав аспектов содержания первого блока
Аспекты содержания
первого блока
| Маркеры
| 1
| 2
| 1. Актуальность разработки курса
| Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...
В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...
| 2. Причины введения учебной дисциплины (курса, предмета, факультатива)
| Необходимость введения ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...
Причины введения ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...
Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...
| 3. Особенности программного материала
| Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
Особенность изучаемого курса состоит в ...
Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...
Отличительными чертами данной программы являются ...
Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...
Нами переработаны авторские материалы ... , являющиеся основанием данной учебной программы.
Базой данного курса являются программы ...
| 4. Роль и место дисциплины (курса, предмета, факультатива)
| Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план ...
Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...
Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...
| 5. Адресат
| Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.
Курс рекомендован учащимся ...
Программа рассчитана на обучение ...
| 6. Соответствие Государственному образовательному стандарту
| Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по ...
Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации ... для классов с углубленными изучением ...
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по ..., мы опираемся на ...
| 7. Требования к знаниям и умениям обучающихся
| В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1. .......................................;
2. .......................................;
3. .......................................;
знает:
4. .......................................;
5. .......................................;
умеет:
6. .......................................;
7. .......................................;
8. ......................................;
владеет:
9. ......................................;
10. ....................................;
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...
| 8. Целевая установка
| В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).
Данный курс преследует цель ...
Данная программа имеет цель ...
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. формировать систему ...;
2. совершенствовать умения ...;
3. развивать творческий подход к ...;
4. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...
Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
| 9. Структура программы
| Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. «..........»;
2. «..........»;
3. «..........».
В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ...
Программа ... включает следующие разделы: ...
| 10. Формы организации учебного процесса
| Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
| 11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
| Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ...
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ...
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...
| 12. Итоговый контроль
| Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...
Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает ...
Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...
| 13. Объем и сроки изучения
| Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).
Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.
| |