Конспект урока по математике
По образовательной системе «Школа 2100»
По учебникам Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П.
«Математика (Моя математика)»
3 класс
Тема «Взаимосвязь скорости, времени и расстояния» Подготовила конспект
Михайлова А. Н.
Сыктывкар, 2011
Цель: подвести детей к выводу о зависимостью между тройками величин – скорость, время, расстояние.
Задачи:
1.Образовательные:
познакомить с формулой движения, времени и расстояния;
актуализировать знания о нахождении расстояния;
расширять словарный запас и кругозор;
подвести детей к самостоятельному формулированию алгоритма поиска времени движения, если известны скорость и расстояние;
систематизировать и закрепить решение задач на основе взаимосвязи тройки величин.
2. Развивающие:
развивать наблюдательность;
развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
развивать творческие способности;
развивать умение взаимопроверки работ;
развивать математическую речь;
развивать мышление: умение обобщать, сравнивать, логическое мышление.
3. Воспитательные:
воспитывать самостоятельность;
воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников;
формирование компонентов учебной деятельности: мотивация, рефлексия, постановка учебной задачи;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду, интерес к предмету.
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование:
У учителя: карточки, учебник.
У учащихся: учебник, тетради. Литература:
Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика (Моя математика). Учебник для 3 - го класса в 3 -х частях. Ч 3. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2009. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Козлова С. А., Рубин А. Г. Математика. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. - М.: Баласс, 2008. – 208 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Оформление доски
Цени минутку! С. 38 № 4, 7
| Двадцать восьмое апреля.
Классная работа.
Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.
v- скорость движения
t - время движения
s - пройденное расстояние Формула нахождения расстояния
s = v · t
Формула нахождения скорости
v = s:t
Формула нахождения времени движения
t = s : v
| Д/З:
С. 38 № 5, 6
|
Этапы урока
| Содержание урока
| Приме
чания
| I. Орг. момент Самоопределе
ние к деятельности.
| - Ребята, сейчас у нас урок математики. Тема сложная, чтобы её понять надо быть внимательным и вдумчивым. Решайте в тетрадях задания, не как можно больше, а как можно лучше. Я проверяла ваши тетради, у многих из вас очень много ошибок в классной работе, делаете много, но не качественно.
|
| II. Актуализация знаний и мотивация
| - Что можно найти, зная скорость и время движения? (Можно найти расстояние).
- Чему равно расстояние? (Оно равно скорости, умноженной на время движения).
- Решите устно задачи.
1. Средняя скорость теплохода 36 км/ч, какое расстояние он преодолеет за 4 часа? (9 км). Почему 9? Как вы нашли?
2. Чему равна скорость автобуса, если за 2 часа он проехал 8 км? (16 км/ч). Почему? Как вы нашли?
|
| III. Постановка учебной задачи
| - Послушайте задачу: Боно купался возле яхты и увидел плывущую к нему акулу. Через сколько времени акула достигнет яхты, если она плывёт со скоростью 300 м/мин и находится в 900 м от яхты?
- Правильная ли модель дана на доске? (Да). Как такая модель называется? (Схема).
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет). Почему? (Не знаем, как найти время). Какой вопрос у нас возникает? Чего мы не знаем? Какую же задачу поставим перед собой? (Узнать, как находить время).
- Верно, сегодня мы научимся находить время и продолжим работу над темой «Взаимосвязь скорости, времени, расстояния».
|
На доске запись темы.
| IV.
«Открытие» детьми нового знания
| - Что нам поможет ответить на эти вопросы и проверить наши предположения? Где искать ответы? (В учебнике).
- Откройте учебник на с. 38 и найдите вопросительный знак. Прочитайте. Как ответить на этот вопрос? (Прочитать текст с восклицательным знаком). Прочитайте про себя. Вслух. Как можно найти время? (Надо расстояние разделить на скорость движения).
- С помощью чего можно найти время? (С помощью уравнения).
- Найдите второй знак вопроса на этой странице. Прочитайте. Прочитайте текст с восклицательным знаком. Как обозначают скорость движения? (Маленькой латинской буквой v). Время движения? (t). Пройденное расстояние? (s). Назовите формулу нахождения расстояния. (s = v · t). Прочитайте её хором. Назовите формулу нахождения скорости. (v = s:t). Прочитайте её хором. Назовите формулу нахождения времени движения. (t = s : v). Прочитайте её хором.
- Я повешу эти формулы на доске, чтобы они помогали нам сегодня решать задачи.
| На доске карточки – формулы.
| Физминутка
| Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт
Ушки моет, щёчки трёт
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
1, 2, 3, 4, 5
Хомка хочет сильным стать!
|
| V. Первичное закрепление
Работа по учебнику
| - Мы с вами познакомились с формулами нахождения скорости, времени и расстояния. Что нам надо сделать, чтобы закрепить наши знания по этой теме? (Решить задания). Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тетради не забудьте сдать в конце урока.
Откройте учебники и найдите задание № 1. Теперь мы сможем ответить на вопрос задачи? (Да). Решим у доски, остальные в тетради с полным объяснением. Что нам известно? (Известна скорость и расстояние). Что надо найти? (Время). Как найдём? С помощью какой формулы? (Время = расстояние : скорость). Не забывайте записывать ответ, причём км, м, минуты? (Без точек).
- Какое задание поможет закрепить знания по теме? (№ 2).
- Верно. Ребята, те кто закончил выполнять задание, на доске «Цени минутку!» выполняйте.
- Задание № 2. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (Надо решить задачи, заполняя таблицы). Почему надо заполнять таблицы? (Потому что видны тройки величин).
- Решим под буквой а. Что нам известно? (Время). Чему оно равно? (4 часа). В какой столбик мы запишем? (Во второй). Что ещё нам известно? (Расстояние). Какое расстояние голубь пролетел? (120 км). В какой столбик? (Где написано расстояние). Что необходимо найти? (Скорость). Как найдём, какую формулу применим? (Скорость = расстояние : время). Какой ответ получим? (30 км/ч).
- Самостоятельно решите под буквами б и в. Не забывайте чертить таблицу.
|
| VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - Теперь решим задание № 3. 1 человек у доски. Прочитайте. Что это? (Задачи). Под буквой а прочитайте. Что известно в задаче? (Пробежали 960 м каждый, Джим был 3 мин в пути, Бук – 4 мин). Зная, что каждый пробежал 960 м и зная время в пути Джима, что мы можем найти? (Скорость Джима). Зная расстояние, которое пробежал Бук и зная его время, что мы можем найти? (Скорость Бука). Зная скорости Джима и Бука, что мы можем найти? (Разницу скоростей). Сколько действий получится? (3). Можно ли решить выражением? (Можно). Решите и запишите по действиям и выражением.
Проверка.
960 : 3 = 320 м/мин
960 : 4 = 240 м/мин
320 – 240 = 80 м/мин
Ответ: на 80 м/мин скорость Джима больше, чем у Бука.
960 : 3 – 960 : 4 = 80 м/мин.
- Проверьте своё решение в тетради.
|
| VII. Включение в систему знаний и повторение
| - Под буквами б и в самостоятельно. Б- 1 вар. В – 2 вар.
|
| VIII. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
Дача домашнего задания.
| - Какую тему мы сегодня изучали? (Взаимосвязь скорости, времени, расстояния). Как связана эта тройка величин? Какими буквами обозначаются эти величины? Назовите формулы нахождения скорости, времени и расстояния?
- Какое новое знание получили? Что уже было известно? Что было делать легко? А что трудно? Как преодолевали трудности? Какое задание было наиболее сложно выполнить?
- На доске показана шкала знаний. У себя в тетрадях начертите такую шкалу и отметьте свой уровень знаний: если всё понял, умею решать, то сверху, если не очень то посередине, если ничего не понял, нужна помощь, то снизу. Поднимите листочек. Молодцы!
- Сегодня на уроке мне помогали: … и вам я ставлю 5.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с.38 № 5 и 6. Тетради сдаём. Благодарю вас за урок!
| На доске запись д/з.
| |