Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Предмет: Математика Класс:5
Конохова Елена Сергеевна, учитель математики высшей категории, МОУ
« Тверской лицей», г.Тверь
Конспект урока.
Цель урока: Совершенствование учениками в совместной деятельности с учителем действий со смешанными числами с одинаковым знаменателями-сложение и вычитание
Задачи:
- обучающие: Повторить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями;
научить складывать и вычитать смешанные числа, создавать математичес-кие модели;
выявить пробелы в знаниях, устранить их ,самостоятельно определять цель учебной деятельности.
- развивающие: Развивать математическую речь;
формировать положительную мотивацию к обучению;
формировать действия самоконтроля и самоанализа через использование ЭОР.
- воспитательные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
учиться критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Тип урока: Урок обобщающего повторения.
Техническое оборудование: компьютеры, мультимедиа- проектор, интерактивная доска.
Ожидаемый результат: Научить выполнять действия сложение и вычитание со смешанными числами. Воспринимать устную речь, проводить информационно-смысловой анализ текста. Развивать логическое мышление, пространственное воображение .Уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа. Уметь развёрнуто обосновывать суждения. Участвовать в диалоге. Правильно оформлять работу. Уметь осуществлять проверку выводов. Применять известные алгоритмы.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний :
а) историческая справка;
б) устный счет;
в) теоретический опрос.
3.Решение задач.
4.Решение уравнений.
5.Физкультминутка.
6.Математический диктант.
7.Самостоятельная работа.
8.Рефлексия.
9.Подведение итогов.
10.Домашнее задание.
Конспект урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1
| 2
| 3
| Организа-ционный
| Накануне урока разбивает класс на три группы, используя исследование и рекомендации психолога (исследования по темпераменту). Просит ребят выбрать капитанов команд.
- Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.
- Объявляет тему урока.
- Просит учащихся сформулировать цель урок.
-Записывает ее на доске, чтобы в конце урока вернуться к ней.
- Обращает внимание учащихся на то, что сегодня им предстоит отправиться в необычное путешествие, захватив с собой знания по данной теме , смекалку, находчивость. Работа на уроке будет состоять из этапов, результаты которых капитаны будут фиксировать в оценочных листах группы.
-Выводит таблицу на итерактивную доску, после каждого этапа просит заполнить её.
.
| - Рассаживаются по заранее озвученным группам, выбирают (самостоятельно) капитана в группах.
- Приветствуют учителя.
- Формулируют цель урока.
| Актуализация знаний.
историческая справка.
| -Начинает путешествие с цитаты. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»- писал А.Н.Крылов. Вот и сегодня знания по данной теме помогут при путешествии в сказочную страну.
-Объявляет первую остановку: Информационную.
-Просит представителей команд сообщить факты о возникновении дробей.
-Напоминает, что это было творческим здание на прошлом уроке.
|
| устный счет
| Сообщает, что дорогу преграждает, мешает двигаться дальше, необычное растение, пока учащиеся не узнают его название, не смогут продолжить путь.
- Проводит устный счет, используя ЭОР1: игровое задание http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/113947/?interface=pupil&class=47&subject=16
-Подводит итоги.
| Представители команд устно решают примеры, если ответ неверный, то вопрос переходит к другой команде.
| теоретический опрос.
| « Счет и вычисления – основа порядка в голове»-говорил И. Песталоцци.
_Продолжает игру. По правилам которой, на следующем этапе необходимо объяснить местным жителям необычной страны правила, с помощью которых надо выполнять сложение и вычитание смешанных чисел, чтобы они могли использовать их при необходимости.
-Проводит демонстрацию примеров, используя ЭОР2http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f2ca062-95e3-4f50-b3a3-7e47c2aa1dc5/25_1_1nm.ppt
-Подводит итоги.
- Рефлексирует деятельность:
_Какие правила мы усвоили?
- Что осталось непонятным при выполнении сложения и вычитания смешанных чисел?
- На что нужно ещё обратить внимание?
| -Записывают примеры, показанные на слайдах в тетрадь,
-решают их,
-желающие объясняют решение,
-получают призовые очки,которые выставляют другие команды,
- рефлексируют свою деятельность.
|
|
|
| Решение задачи
Индивидуальная работа
| -Продолжает игру. Местные жители просят разрешить их спор, для этого нужно решить задачу.Демонстрация слайдов с задачей, используя ЭОР3. http://www.fcior.edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html
-При работе над задачей задаёт общие вопросы:
-О чем говорится в задаче?
-Что известно в задаче?
-Что надо узнать?
-Как будем решать задачу?
Какие дополнительные обозначение примем? -Предлагает дополнительные задания тем, кто выполнил задание первым, используя ЭОР4http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a51741f9-dc22-43d4-8f7d-a4cd13eaa33e/25_4_md(1).ppt
-Показывает готовое решение на слайде, чтобы была возможность сравнить свое решение каждому ученику.
- Подводит итоги. В зависимости от скорости и правильности решения выставляет баллы.
.
| -Отвечают на вопросы учителя,
-записывают краткое условие в тетрадь,
-решают самостоятельно,
-первые получившие ответ, показывают решение учителю.
-выполняют индивидуальные задания на ноутбуках.
| Решение уравнений
| -Продолжает игру. Необходимо найти неизвестный код, который состоит из трех цифр, чтобы открылись необычайные просторы сказочной страны.
-Предлагает решить уравнения из рабочей тетради по математике, автор: Т.М. Ерина.
- Просит каждую команду задать соперникам вопросы по нахождению неизвестных компонентов.
-Вызывает представителей команд для решения уравнений у доски ( двое работают на скрытых досках) .-Проверяет решение вместе со всем классом.
-- Подводит итоги. В зависимости от скорости и правильности решения выставляет баллы.
-Рефлексирует деятельность.
Какие трудности встречаете при решении уравнений?
-На что нужно уделить внимание, чтобы лучше решать уравнения?
-Какого вида уравнения легче решать?
| -Задают вопросы о нахождении неизвестных компонентов.
-Решают по три уравнения из рабочей тетради. (Примеры уравнений:
1 + х = 2 y + 3 = 6 (2 + x) - = 6 )
| Физкультминутка
| -Продолжает игру. Все команды были успешны в путешествии, немного устали, разгадали код, который поможет полюбоваться красотой необычной страны.
-Проводит физкультминутку, регламентируя время показа слайдов в зависимости от класса, степени усталости учеников, используя цифровой ресурс 5Dlya_glaz_fizminutka_Taranec_A.N..pptx
.
| -Выполняют действия, предлагаемые учителем
-Следят за изображением на слайдах.
| Математический диктант
| - Продолжает игру. Жители страны попросили их проверить: правильно ли они усвоили правила сложения и вычитания смешанных чисел. Они решили примеры, а теперь ребята должны выполнить эти же действия и сравнить результаты.
-Проводит математический диктант по вариантам.
- Осуществляет проверку с помощью взаимоконтроля.
-Использует ЭОР6http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6545131-47ba-4378-8d70-ee78aa8afde3/25_5_md(2).ppt
.
-Подводит итоги.
| - Выполняют задания, предложенные на слайдах.
- Представители команд записывают свои ответы на интерактивной доске.
-Проверяют задания у сидящих рядом учеников.
| Самостоятельная работа
| -Продолжает игру. Объявляет последнюю остановку: Неизведанные дали.
-Предлагает выполнить самостоятельную работу по вариантам. Результаты ее будут проанализированы на следующем уроке.
| -Выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях по тестовым заданиям авторов: Е.А. Седовой, С.Д. Троицкой.
| Рефлексия
| «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький». (Конфуций). Кто слышал эти слова и знает, кому они принадлежат? Каждый сегодня выбирал свой путь при путешествии ,выполненяя задания.
-Вопросы задаёт конкретному ученику, но на них могут отвечать и желающие.
Какой этап урока тебе показался самым интересным в познавательном плане?
Что нужно знать, чтобы успешно выполнить зачётную работу на следующем уроке?
На что нужно дома обратить внимание?
Что оказалось самым трудным при выполнении заданий?
Укажите, какую помощь, поддержку для успешной самореализации по данной теме ты хотел бы получить?
| -Отвечают на вопросы учителя.
-Анализируют свою деятельность на уроке.
| Подведение итогов.
| -Озвучивает предварительные итоги работы в группах.
-Возвращается к сформулированной цели урока.
- Обращается к ученикам : «.Хочется, чтобы математика научила вас внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы. Уверена, что прекрасный мир математики постепенно пойдёт вам навстречу, начнёт открывать вам свои тайны, и вы полюбите математику на всю жизнь.»
| -Слушают подведение итогов.
-
| Домашнее задание
| -Задает домашнее задание по учебнику: №1139, №1140.
-Просит по желанию подготовить презентацию по данной теме, используя знания по информатике или воспользоваться интернетресурсами.
| -Записывают в дневники домашнее задание.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|