Конспект открытого урока в 9 классе (физико-математический профиль) на едином методическом дне
В МОУ СОШ № 4 г. Брянска
«ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ,
СОДЕРЖАЩИХ СТЕПЕНЬ С
РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ»
Конспект урока разработала:
учитель математики высшей категории МОУ «СОШ № 4 г.Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»,
Почетный работник общего образования Российской Федерации
Шатковская Елена Александровна Тема урока : «Преобразования выражений, содержащих степень с рациональным показателем». Цели урока :
Образовательные :
Развивающие :
Воспитательные :
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений учащихся. Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа учащихся в парах, индивидуальная работа. Дидактическое обеспечение и оборудование : учебное пособие мульти – медийный проектор, карточки заданий, плакаты, таблицы.
Ход урока .
1. Организационный момент.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу со степенью рациональным показателем. Что мы узнали по этой теме на предыдущих уроках ?
| На предыдущих уроках мы изучили определение степени с рациональным показателем, ее свойства, научились применять свойства к преобразованию числовых выражений, содержащих степень с рациональным показателем, находить значение числовых выражений с помощью свойств степени.
| Сегодня на уроке мы попробуем распространить наши знания и умения по этой теме на работу с буквенными выражениями, содержащими степень с рациональным показателем.
|
|
2. Актуализация знаний учащихся.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Какие преобразования буквенных выражений мы умеем выполнять ?
| Раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых, сокращение дробей, упрощение выражений.
| Сегодня нам предстоит научиться выполнить все эти преобразования, но таких буквенных выражений, которые содержат степень с рациональным показателем. Что нам понадобится ? Что будем использовать ?
| Нам понадобятся : определение степени с рациональным показателем, ее свойства, способы раскрытия и создания скобок.
| Повторим определение степени с рациональным показателем.
| Ученик проговаривает определение степени , одновременно с этим на экране ММП появляется буквенная запись.(см. дискету)
| Назовем основные свойства степени с рациональным показателем.
| Учащиеся перечисляют свойства, свойства появляются на экране ММП.( см. дискету)
| Повторим применение этих свойств в работе с числовыми выражениями простейшими буквенными выражениями .
| Учащиеся работают на заготовленных карточках :
1. Вычислить :
1). 34∙27; 2). (3)∙; 3). .
2. Упростить :
1). (125х-6); 2). ; 3).()3.
| Проверим правильность выполнения заданий : обменяйтесь своими работами с соседом по парте и проверьте его работу с помощью ММП.
| Учащиеся обмениваются листами и с помощью ММП по решениям на экране выполняют проверку работы.(см. дискету)
| После выполнения проверки верните лист с работой соседу, получите свой и давайте проанализируем полученный результат : какие ошибки, на какие свойства, почему?
К следующему уроку на этих же листах выполнить работу над ошибками.
| Учащиеся знакомятся с итогами проверки, делают устный анализ ошибок, делают выводы.
|
3. Этап комплексного применения знаний и умений учащихся.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Одним из первых преобразований, которые мы сегодня выполним, будет разложение выражения на множители. А зачем нам нужно уметь выполнять разложение буквенного выражения на множители?
|
Для того, чтобы иметь возможность сократить дробь.
| Итак, давайте попробуем выполнить разложение на множители нового типа буквенных выражений : содержащих степень с рациональным показателем.
Какие способы разложения выражения на множители мы знаем ?
Как выполняем эти задания ?
Что применяем ?
| У доски с комментарием работают учащиеся со следующими заданиями :
Разложить на множители :
1). а – 1= (а)2 – 12 = (а- 1)(а+ 1)
или
а – 1 = (а )3 – 13 = (а- 1)(а+а+1).
2). х – у = (х)2 – (у)= (х -у)(х+ у)
или
х – у=(х)3-(у)3 = (х-у)(х+ ху+ у).
3). а- в= (а)2 – (в)2 = (а- в)(а+в)
( можно использовать формулу разность кубов)
4). х3 - = х3 - у= (х)2 – (у)2 = (х- у)(х+ у).
В заданиях 1 – 4 использовали разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения.
5). ху- ху= ху(у- х) – здесь использовали вынесение общего множителя за скобки.
6). а+ а+ а+а4 = а(а+ 1)+ а4(а+1)=(а+1)(а+а4)=а4(а+1)(а+1).
В этом задании применили способ группировки.
| Как мы уже сказали, умение разложить выражение на множители необходимо для выполнения другого преобразования – сокращения дроби.
Попробуем перенести наши умения на этот тип заданий. В парах вам предстоит выполнить работу по сокращению дробей.
Выполним проверку с помощью ММП.
| Учащиеся выполняют работу в парах:
Сократить дробь:
1). ; 2). ; 3). ;
4). ; 5). ; 6)..
Проверка выполняется с помощью ММП.(см. дискету).
| Следующее преобразование, которое мы попробуем применить к выражениям со степенью с рациональным показателем, будет раскрытие скобок. Зачем оно нужно?
Какие способы для выполнения этого преобразования мы знаем?
Эти приемы вы повторите в ходе следующей работы. Какие способы раскрытия скобок используем в каждом случае ?
| Раскрытие скобок необходимо уметь выполнять при упрощении выражений.
Мы умеем выполнять раскрытие скобок в следующих случаях : умножение одночлена на многочлен; умножение многочлена на многочлен; применение формул сокращенного умножения.
Учащиеся с комментарием выполняют предложенную работу по тексту на экране ММП:
Раскрыть скобки :
1). ав(а-в) = ав - ав;
2). (а- в)(в-а) = ав- а- в+ ав;
3). (3х-2у)(3х+ 2у) = 9х – 4у;
4). а+ 2)2 = а + 4а+ 4;
5). (х- у)2 = х- 2ху + у;
6). (х+ у)(х- ху+ у) = х + у. (см. дискету).
| Все выполненные сегодня преобразования можно встретить в одном задании : упростить выражение.
Рассмотрим такие задания .
В чем особенность этого примера ? Есть ли отличия в решении 2-го примера ?
Встретились ли здесь рассмотренные нами преобразования буквенных выражений ?
| У доски учащиеся выполняют и комментируют задания:
Упростить выражение :
1). = +
= а- в+ а+ в= 2а
Его особенность в том, что здесь удобнее не приводить дроби к одинаковому знаменателю, а вначале упростить их путем сокращения.
2).= =
= -
В этом задании нет возможности сократить дроби, поэтому здесь пришлось приводить дроби к общему знаменателю, а затем выполнять упрощение в числителе дроби.
Да, в этих заданиях нам пришлось разложить выражение на множители, сократить дробь, раскрыть скобки, привести подобные слагаемые.
| Завершим нашу работу выполнение диагностической самостоятельной работы, которая поможет нам оценить уровень усвоения сегодняшнего материала.
| Учащиеся выполняют работу по вариантам.
Диагностическая самостоятельная работа по теме
«Применение свойств степени с рациональным показателем к преобразованию выражений».
1 вариант.
1). Упростить :
а). (81а-8) ; б). .
2). Сократить дробь :
а).; б). .
3). Упростить выражение :
а). ( - () : ;
б). (. 2 вариант.
1). Упростить :
а). (27в-6) ; б). .
2). Сократить дробь :
а). ; б). .
3). Упростить выражение :
а). (: ;
б). (
|
4. Итоги урока.
5. Постановка домашнего задания.
Задание по учебнику : № 475. 476, 477(б,г). 478(а,г), работа над ошибками. |