Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 209.17 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.11.2013
Размер209.17 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Математика > Программа дисциплины




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методы непараметрической статистики в социологии»


для направления 040100.68 «Социология» подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии
Программа дисциплины

Методы непараметрической статистики в социологии



для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавров

специализации «Прикладные методы социологических исследований»

Автор программы:

к.ф.-м.н, проф. Д.С. Шмерлинг

schmerling@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации


«22» апреля 2013 г.

Зав. кафедрой Козина И.М.
Рекомендована секцией УМС Социология «14» мая 2013г

Председатель Ярская-Смирнова Е.Р.
Утверждена УС факультета Социологии

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь Надеждина Е.В.

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки


Данная программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.62 «Социология» (уровень подготовки: бакалавр), изучающих дисциплину «Методология и методы социологического исследования».

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • образовательной программой 040100.62 «Социология»;

  • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 040100.62 «Социология», утвержденным в 2012 году.



  1. Цели освоения дисциплины

Основная цель курса


Курс рассчитан на студентов-социологов и посвящен рассмотрению вопросов сопоставления традиционных и современных математико-статистических моделей описания социальных явлений. Отечественная литература в соответствующем отношении достаточно богата, имеются учебники, методические пособия самого разного плана: с разной широтой охвата проблематики, рассчитанных на читателей с различной подготовкой и т.д.. Особенностью данной программы является обсуждение формальных математических моделей прежде всего с точки зрения социологии.

Определенное внимание в курсе уделяется описанию роли статистического подхода в социологии, анализу ситуаций, при которых он не адекватен. Рассматривается ряд часто встречающихся в социологии ситуаций, в которых не выполняются условия реализации известных математико-статистических подходов.

Цель курса – активное освоение непараметрической, в частности ранговой, математической статистики – быстро прогрессирующего «конкурента» классической гауссовой статистики. Последняя совершенно неумеренно применяется в социальных исследованиях, в т.ч. социологических, науках о жизни (life sciences) в науках о поведении (behavioral sciences), не говоря уже о физико-технических направлениях исследований.

Задачи курса:

- введение в основные принципы непараметрической статистики, как предпочтительной методологии для многочисленных исследований социологов и других специалистов behavioral sciences;

- усвоение приемов обработки массивов данных, распределение которых неизвестно, как из-за малых объемов выборок, так и из-за разрозненности наблюдений;

- преодоление мифа о всеприменимости гауссова («нормального») распределения;

- отработка навыка использования «непараметрики» (nonparametrics) в типовых ситуациях и малых выборках.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать основные непараметрические методы социологического анализа данных;

- знать возможные варианты пакетов анализа социологических данных для различных видов задач;

- уметь ставить задачи сравнения и оценивания эффектов воздействия различных факторов на социальные процессы;

- уметь выбирать и использовать адекватные методы анализа данных для решения конкретных задач, в том числе параметрические или/и непараметрические методы и модели;

- иметь навыки (приобрести опыт) анализа реальных социологических данных.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и

выбору путей её достижения (формируется частично)

ОК–1

− обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки научной теории

− дает самостоятельную оценку предлагаемому научному тексту

лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий по анализу данных

Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных

ситуациях и готовность нести за них ответственность (формируется частично)

ОК-4

− самостоятельное построение моделей анализа данных с использованием непараметрической статистики

- самостоятельная постановка задачи анализа данных

практические занятия, выполнение домашних заданий по анализу данных

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных

социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (формируется частично)

ПК-5

− усвоение методов анализа данных на уровне, позволяющем самостоятельно строить модели, с использованием непараметрической статистики

практические занятия, выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой работы

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (формируется частично)

ОК-6

− самостоятельное построение моделей анализа данных, оценка качества модели и умение выбрать лучшую модель

− обработка реальных социологических данных методами непараметрической статистики

практические занятия, выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой работы

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных

исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных

исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта

и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

(формируется частично)

ПК-2

− умение построения выборки для социологического исследования

− знание этапов проведения социологического исследования

− умение работать с базами социологических данных

− знать основные методы анализа социологических данных, применяемых к различных типам данных

− умение строить модели анализа и давать интерпретацию полученных результатов

лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий по анализу данных

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и

гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической

деятельности (формируется частично)

ПК-4

− умение на основе комбинированного применения методов анализа данных строить принципиально новые модели

выполнение домашних заданий по анализу данных, выполнение итоговой работы



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин (базовый блок).

Настоящая дисциплина может читаться после освоения элементарного курса «Математическая статистика» и параллельно, или после, курсов «Эконометрика» и «Анализ данных» и т.п.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Алгебра

Математический анализ данных

Дискретная математика

Логика

Курс непараметрической статистики хорошо взаимодействует с курсом «Методология и методы социологических исследований (первая часть)»и «Методология и методы социологии (качественные методы)»
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Курсовая работа

Научно-исследовательский семинар

Курсы по выбору

Прикладное программное обеспечение

ВКР

  1. Тематический план учебной дисциплины





Наименование разделов, тем

Всего

часов

Лекции


Семинары

Самостоятельная работа

1. Уточнение основных задач математической статистики

11

2




9

2. Современные уточнения методов интервального оценивания основных параметров распределений

13

2

2

9

3. Новейшие подходы к уточнению регрессионных моделей

16

4

2

10

4. Общая линейная модель. Дисперсионный анализ и методы множественных сравнений

15

4

2

9

5. Принципы проведения эксперимента в социологии

14

3

2

9

6. Общее представление о непараметрическом подходе

11

2




9

7. Ранговые методы

15

2

4

9

8. Непараметрические подходы в многомерном статистическом анализе

13

2

2

9

ИТОГО

108

21

14

73



  1. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Текущий

(неделя)

Форма контроля

Модули

Параметры **

1

2

3

4




Домашнее задание







*



Построение моделей в Excel и/или SPSS, StatXact 10 и т.п.

Итоговый

Зачет










*

Устный зачет




    6.1 Критерии оценки знаний, навыков

    Текущий контроль: осуществляется на семинарах в форме оценки работы студента на занятии; включает в себя проверку конспектов специальной литературы и домашнего задания.

    Тематика домашнего задания приведена в соответствующем разделе программы.

    Итоговый контроль – зачет.



6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах

  • домашнее задание

  • конспекты

  • зачет


Алгоритм формирования оценки таков:

  • вес оценки за домашнее задание – W домашнее задание = 0,2

  • вес работы на семинарах – W работа на семинарах = 0,2

  • вес оценки за конспекты – W конспекты = 0,1

  • зачет – W ответ на зачете = 0,5



Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть взвешенная сумма четырех оценок за домашнее задание (О домашнее задание), работу на семинарах (О работа на семинарах), конспекты (О конспекты) и ответ на зачете (О ответ на зачете):

Орез = (W домашнее задание х О домашнее задание) + (W работа на семинарах х О работа на семинарах) + (W конспекты х О конспекты ) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)
Оценка в 5-тибалльной и 10-тибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.
Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично


  1. Содержание дисциплины



Тема 1. Уточнение основных задач математической статистики

Общее представление о параметрах распределений. Главная задача математической статистики - изучение случайных величин путем выборочных оценок параметров их распределений и переноса результатов с выборки на генеральную совокупность. Два мощных направления, в рамках которых осуществляется перенос: оценивание параметров (введение терминов - параметры и статистики) и проверка статистических гипотез. Два вида оценивания: точечное и интервальное. Общая характеристика всех названных подходов.
Тема 2. Современные уточнения методов интервального оценивания основных параметров распределений

Свойства точечных оценок (несмещенность, эффективность, состоятельность). Их содержательный смысл. Представление о мерах средней тенденции. Их содержательный смысл. Необходимость учитывать не только среднее, но и величину разброса значений признака.

Меры средней тенденции и их точечные оценки (математическое ожидание, квантили, мода). Меры разброса и их точечные оценки (дисперсия, среднее квадратичное отклонение, среднее абсолютное отклонение, квантильный размах, коэффициент качественной вариации, энтропия). Возможность расчета тех и других для признаков, измеренных по разным шкалам.

Оценка доли как частный случай оценки математического ожидания для специальным образом организованных дихотомических переменных. Обобщение подхода на другие способы многомерного статистического анализа.

Интервальное оценивание в случае многоступенчатых выборок. Оценивание при использовании моделей стратифицированных и взвешенных выборок.

Основная литература

    1. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Введение в математическую статистику: Учебник. М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 600 с. Гл. 3, стр. 159-198.

    2. Толстова Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007. Гл. 1-2 стр. 19-50.



Тема 3. Новейшие подходы к уточнению регрессионных моделей

Основная модель. Линейный регрессионный анализ. Метод наименьших квадратов. Расчет коэффициентов. Оценка качества уравнения.


Современные модели регрессионного анализа. Примеры социологических задач, не решаемых в рамках традиционной регрессии.

Модели логистической регрессии. Взаимодействие переменных в модели логистической регрессии.

Тема 4. Общая линейная модель. Дисперсионный анализ и методы множественных сравнений


Основная модель. Сравнение с моделью регрессионного анализа. Связь с проверкой статистической гипотезы о равенстве средних. Множественные сравнения.

Обобщение дисперсионного и регрессионного подходов в рамках общей линейной модели.
Основная литература к темам 3,4

  1. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.: ИД «ФОРУМ», 2008. Главы 3-4 стр. 82–99; 125–137

  2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Симонова Г.И. Теория вероятностей. М.: МЦНМО, 2009. Гл. 1-2 стр. 60-125.

Дополнительная литература к темам 3,4

  1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

  2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987.

  3. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998.

  4. Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982.

  5. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.

  6. Статистические методы анализа социологической информации. М.: Наука, 1989.

  7. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

  8. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

Тема 5. Принципы проведения эксперимента в социологии

Цели эксперимента. Логика проведения эксперимента. Классификации экспериментов. 4 метода доказательства причинных связей по Миллю. Модель планируемого эксперимента.

Специфика проведения эксперимента в социологии: неэкспериментальный характер социологических данных, эксперимент по Конту, факторы, затрудняющие эмпирическое выявление и доказательство причинных зависимостей. Использование математической статистики при планировании эксперимента. Методический эксперимент в социологии
Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 190-227

  2. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.: Наука, 1990.Т.2. С. 190-214

  3. Основы прикладной социологии. М.: Интерпракс, 1996. С.68-72

  4. Ядов В.А.Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: «Самарский ун-т»,1995. С.220-231

Дополнительная литература

  1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 437-458

  2. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.:Наука, 1981

  3. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980

  4. Статистические методы анализа информации в социологических исследований. М.: Наука, 1979. С.178-194

  5. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы.Ростов-на-Дону,1989


Тема 6 . Общее представление о непараметрическом подходе.

Смысл и роль параметрической статистики. Достоинства и недостатки параметрического подхода Суть непараметрического подхода. Изучение неизвестных непрерывных распределений.

Переход от параметрических к непараметрическим методам.


Тема 7. Ранговые методы


Замена численных наблюдений рангами. Связанные ранги. Ранговые коэффициенты корреляции. Интервальное оценивание ранговых коэффициентов связи. Сравнение различных ранговых коэффициентов связи, их познавательные возможности, специфика использования в социологии.
Тема 8. Непараметрические подходы в многомерном статистическом анализе.

Непараметрический дисперсионный и регрессионный анализ. Непараметрические методы в экспертных оценках
Основная литература к темам 6, 7, 8

  1. Кендэл М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1995. Стр. 9-100

  2. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М.: Наука, 1989. Раздел 3.

  3. Тюрин Ю.Н. Непараметрические методы статистики. М.: Знание, 1978.Стр. 5-58.

Дополнительная литература к темам 6, 7, 8

  1. Ван дер Варден Б.Л. Математическая статистика. М.: ИЛ, 1960 (посл.две главы).

  2. Гаек Я., Шидак З. Теория ранговых критериев. М.: Наука, 1971

  3. Тарасенко Ф.П. Непараметрическая статистика. Томск: изд-во томского ун-та, 1976.

  4. Хеттсманпергер Т. Статистические выводы, основанные на рангах. М.: Финансы и статистика, 1987.

  5. Холлендер М., Вулф Д. Непараметрические методы статистики. М.: Финансы и статистика, 1983.

  6. Юл Дж., Кендалл М. Теория статистики. М.: Статистика, 1960.



8. Образовательные технологии

Занятия проводятся в форме интерактивных лекций и практических занятий.

В рамках практических занятий решаются прикладные социальные задачи непараметрическими методами математического моделирования. На семинарах ведутся расчеты по типовым задачам.

Самостоятельная работа по обработке данных проводится на ЭВМ, на которых установлен пакет SPSS, StatXact, Electre, Expert Choice, MakeItRational – Analytical Hierarchy Process Software и прочее.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


    1. Темы домашнего задания

  1. Дискретные распределения

  2. Непрерывные распределения

  3. Задача оценивания: классические и нестандартные примеры (Уилкоксон и др.)

  4. Задача проверки гипотез (2 выборки – Стьюдент и Уилкоксон)

  5. Доверительные интервалы для одной, двух выборок, интервалы от Уилкоксона, Ходжеса и Лемана

  6. Проблема регрессии в классике с примерами

  7. Менее известные методы регрессионного анализа

  8. Идея и развитие ранговых методов: примеры и теория

  9. От одной выборки к двум выборкам

  10. Что делать, если нужно объединить две и более выборок в одну?

  11. Однофакторный дисперсионный анализ – от чисел к рангам

  12. Двухфакторный дисперсионный анализ для наблюдений и рангов

  13. Множественные сравнения для ANOVA-1,2 – аппарат для рангов

  14. План эксперимента в случае 2-х, k (k>2) выборок и 2-хфактороной схемы рандомизации

  15. Многомерные критерии для одной, 2-х, k (k>2) выборок

  16. Многомерные критерии для двухфакторного ANOVA1



    1. Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

  1. Как устроено и откуда происходит Гауссово (нормальное) распределение?

  2. Как устроено и откуда происходит распределение Коши?

  3. Как устроено и откуда происходит распределение Пуассона?

  4. Как устроено и откуда происходит распределение «χ-квадрат»?

  5. Как устроено и применяется биномиальное распределение?

  6. Как устроено и откуда происходит распределение Стьюдента?

  7. Как выбрать постановку задачи для двух выборок?

  8. Как устроен классический статистический критерий? Примеры

  9. Как устроен ранговый статистический критерий? Примеры

  10. Какие области описывает доверительный интервал?

  11. Как устроены критерии согласия?

  12. Для чего нужно знать форму распределения?

  13. Какими могут быть оценки параметра сдвига (shifting location)?

  14. Какими могут быть оценки параметра масштаба (scale)?

  15. Каков «физический смысл» ранговых методов для:

- одной,

- двух,

- k (k>2) выборок?

  1. Каков «физический смысл» ранговых методов для:

- двухфакторного дисперсионного анализа,

- многофакторного дисперсионного анализа?





11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



11.1. Базовый учебник

Hollander M., Wolfe D. Nonparametric statistical methods. Wiley, 1999.

Холлендер М., Вулф Д. Непараматерические методы статистики: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 518 с. Гл. 1-8.

Глава 1. Предварительные сведения

Глава 2. Задача о дихотомических данных

Глава 3. Одновыборочная задача о положении (сдвиге)

Глава 4. Двухвыборочная задача о положении (сдвиге)

Глава 5. Двухвыборочная задача о рассеянии (масштабе)

Глава 6. Однофакторные таблицы дисперсионного анализа

Глава 7. Двухфакторные таблицы дисперсионного анализа

Глава 8. Задача о независимости
11.2. Справочники

  1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М., 1983

  2. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М., 1978

  3. Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М.: Финансы и статистика, 1982

  4. Прохоров Ю.В., Розанов Ю.А. Теория вероятностей основные понятия. Предельные теоремы. Случайные процессы (справочник). М., 1967

  5. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. Современный подход. М.: Финансы и статистика, 1982

  6. Справочник по прикладной статистике. В 2-х томах. М.: Финансы и статистика, 1989, 1990

  7. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. Киев, 1978

  8. Хастингс Н., Пикок Дж. Справочник по статистическим распределениям. М.: Статистика, 1980

  9. Энциклопедический социологический словарь. М., 1996


11.3. Основная литература

  1. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Введение в математическую статистику: Учебник. М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 600 с. Гл. 3, стр. 159-198.

  2. Толстова Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007. Гл. 1-2 стр. 19-50.

  3. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.: ИД «ФОРУМ», 2008. Главы 3-4 стр. 82–99; 125–137

  4. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Симонова Г.И.. Теория вероятностей. М.: МЦНМО, 2009. Гл. 1-2 стр. 60-125.

  5. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 190-227

  6. Методы сбора информации в социологических исследованиях.: Наука, 1990.Т.2. С. 190-214

  7. Основы прикладной социологии. М.: Интерпракс, 1996. С.68-72

  8. Ядов В.А.Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: «Самарский ун-т»,1995. С.220-231

  9. Кендэл М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1995. Стр. 9-100

  10. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М.: Наука, 1989. Раздел 3.

  11. Тюрин Ю.Н. Непараметрические методы статистики. М.: Знание, 1978.Стр. 5-58.


11.4. Дополнительная литература

Большаков А.А., Каримов Р.Н. Методы обработки многомерных данных и временных рядов. М.: Горячая линия-Телеком, 2007. – 522 с.

Ван дер Варден Б.Л. Математическая статистика. М.: ИЛ, 1960 (посл.две главы).

Гаек Я., Шидак З. Теория ранговых критериев. М.: Наука, 1971

Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 437-458

Джессен Р. Методы статистических обследований. М.: Финансы и статистика, 1985. – 478 с.

Ивченко Г.И., Медведев Ю.И., Чистяков А.В. Задачи с решениями по математической статистике. М.: Дрофа, 2007. – 318 с.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М.: Наука, 1987.

Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998.

Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980

Колесин И.Д. Принципы моделирования социальной самоорганизации. СПб.: «Лань», 2013. – 288 с.

Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981

Паниотто В.И. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982.

Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.

Статистические методы анализа информации в социологических исследований. М.: Наука, 1979. С.178-194

Сухорученков Б.И. Анализ малой выборки. Прикладные статистические методы. М.: Вузовская книга, 2010 – 384 стр.

Тарасенко Ф.П. Непараметрическая статистика. Томск: изд-во томского ун-та, 1976.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

Теория вероятностей и математическая статистика в задачах. Ватутин В.А., Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. и др. М.: Дрофа, 2003. – 328 с.

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы.Ростов-на-Дону,1989

Хеттсманпергер Т. Статистические выводы, основанные на рангах. М.: Финансы и статистика, 1987.

Холлендер М., Вулф Д. Непараметрические методы статистики. М.: Финансы и статистика, 1983.

Юл Дж., Кендалл М. Теория статистики. М.: Статистика, 1960.

Hollander Myles, Wolfe Douglas A. Nonparametric statistical methods. - Wiley, 1999. – 787 p.

Hettmansperger T.P., McKean J.W. Robust nonparametric statistical method / 2 ed. – Boca Raton, FL: Taylor & Francis Group, 2011. – XVII, 535 p.


12. Материально-техническое обеспечение дисциплины



На всех лекциях используется проектор, на практических занятиях знакомство с методами и обработка результатов проводится на ЭВМ с установленным пакетом SPSS, StatXact 10, Expert Choice и др. (желательно компьютерный класс или ноутбуки из расчета 1 вычислительное устройство на двоих).
Автор программы: _______________________ / Д.С. Шмерлинг /


1 Puri M.L., Sen P.K. Nonparametric Methods in Multivariate Analysis. – N.Y.: Wiley, 1971. – 440 p. Ch. 4, 5, 7.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск