Скачать 34.26 Kb.
|
Урок-путешествие по теме: «Десятичные дроби», 5 класс Силаева Светлана Анатольевна, учитель математики МОУ «Лицей № 43» Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме: «Десятичные дроби»; отработать практические навыки путем решения примеров, уравнений и задач на сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей, на умножение десятичных дробей на натуральные числа; познакомить учащихся со сведениями из истории, сведениями из астрономии; пробудить у учащихся познавательный интерес к предмету. План урока:
Оборудование: презентация (приложение 1), звуковое сопровождение (приложение 2) Ход урока 1. Организационный момент (постановка цели урока). На прошлых уроках мы немало уже узнали о десятичных дробях: научились читать и записывать, сравнивать и округлять, складывать и вычитать десятичные дроби, а также умножать дроби на натуральные числа. Сегодня мы еще раз все повторим и подготовимся к проверочной работе. 2. Устная работа. Итак, начнем с разминки (слайд 2). Вычислите устно: 2,45+0,3-1,05+5,3-2,63+0,13; 10-3,5+1,18+0,32-3,2+0,13; 20,34-0,33+0,99-10,5+1,34-0,03. Ответ: 4,5; 4,93; 11,81. (слайд 3) Внимание! Внимание! Срочная телеграмма (слайд 4): Дорогие ученики 5 « В» класса! Обращаются к вам за помощью ваши любимые оценки. Нас похитили инопланетян. Они хотят, чтобы дети на Земле плохо учились. Спасите нас!!! Ваши Четверка и Пятерка. Нам надо отправляться на поиски Четверки и Пятерки. Выполним задание (слайд 5): Сравните: а) 16,2 * 16,199; б) 0,4489 * 0,449; в) 37,097 * 37,1; г) 8,547 * 8,474; д) 0,37 * 0,368; е) 0,095 * 0,1. 3. Математический диктант. Космический корабль к взлету готов (слайд 6). Для запуска двигателей необходимо выполнить математический диктант и расшифровать слово (слайды 7-17): Вариант I Вариант II 1) 0,2+0,7; 1) 0,3+0,5; 2) 1,3+0,8; 2) 0,7+1,4; 3) 0,49-0,13; 3) 0,57-0,14; 4) 3-0,5; 4) 6-0,5; 5) 0,2-0,14; 5) 0,3-0,16; 6) 0,3·2; 6) 0,3·3; 7) 0,5·2·0,7; 7) 0,3·2·0,5; 8) 0,05·100; 8) 0,04·100; 9) 0,2·0,6+0,2·0,4; 9) 0,4·0,7+0,4·0,3; 10) 0,18·2-0,08·2; 10) 0,16·3-0,06·3; 11) 0,09·6; 11) 0,07·8. Ответ. ВI - о т п р а в л е н и е. ВII - п у т е ш е с т в и е. Итак, мы отправляемся в путешествие (слайд 18). 4. Историческая справка. Мы пролетаем над городом Самарканд, в котором впервые появились десятичные дроби 500 лет назад, а имя ученого, который описал впервые эти дроби, мы разгадаем, решив задачу (слайд19). Задача. Близ города Самарканд протекает река Заравшан – это приток реки Амударья. По реке плывет галера. Скорость галеры по течению реки 10,6 км/ч, а скорость течения - 3,9 км/ч. Найдите собственную скорость галеры, скорость галеры против течения и расстояние, которое проплывет галера за 2 часа по течению реки. Ответ: 6,7 км/ч – Каши, 2,8 км/ч –Джемшид, 21,2 км – ибн Масуд. Это знаменитый ученый Средневековья, математик и астроном, работавший в обсерватории Улукбека - Каши (аль-Каши) Джемшид ибн Масуд (слайд 20). Этот восточный ученый записывал десятичные дроби, так же как и мы, но дробную часть он выделял красными чернилами или отделял вертикальной чертой (слайд 21). Но в Европе об этом не знали, и только через 150 лет фламандский инженер и ученый СТЕВИН СИМОН (слайд 22) заново изобрел десятичные дроби. И записывал их довольно сложно, например, (слайд 23). Запятая для отделения целой части от дробной стала использоваться только в XVII веке. 5. Решение задач. «Внимание! Внимание! Срочное сообщение экипажу космического корабля. Вам угрожает столкновение с кометой, чтобы его избежать, вам необходимо решить следующие примеры» (слайд 24): Температура ядра кометы приближенно равна 107,8946˚ С. Округлите данное число: а) до десятых; б) до сотых; в) до тысячных; г) до единиц; д) до сотен. Ответ: а) 107,9; б) 107,89; в) 107,895; г) 108; д) 100. «Срочное сообщение 5В классу (слайд 26). Топливо на борту на исходе. Чтобы произошла стыковка с грузовым кораблем для заправки, решите следующую задачу» (слайд 27): Задача. Масса космического корабля 5,37 т, а масса топлива на 32,489 т больше. Найдите массу корабля с топливом на борту. Ответ: 43,229 т. (слайд 28) «Экипажу корабля. Вы попали под метеоритный дождь, и корабль получил серьезные повреждения. Для осуществления ремонта необходимо решить задачу»: Задача. Масса двух метеоритов 11,24 т. Найдите массу каждого метеорита, если один из них на 3,24 т тяжелее другого (х+(х+3,24)=11,24). Ответ: 4 т и 7,24 т. (слайд 30) «Что голубчики?... Хороших оценок вам захотелось? Вот и попали в плен к космическим пиратам. Невредимыми вам не уйти, если не справитесь с заданием. Упростите выражение и найдите его значение» (слайд 31): 0,2а+3,7а-1,6а-1,2а, если а=2; 6; 10; 100. Ответ: 1,1а; 2,2; 6,6; 11; 110. (слайд 32) «Вы успешно справились с задачей. Счастливого возвращения на Землю», а чтобы не скучно было лететь обратно, расставьте правильно запятые в десятичных дробях (слайд 33): 1) 32+18=5; 4) 736-336=4; 2) 3+108=408; 5) 63-27=603; 3) 42+17=212; 6) 57- 4=17. Ответ: 1) 3,2+1,8=5; 2) 3+1,08=4,08; 3) 4,2+17=21,2; 4) 7,36-3,36=4; 5) 63-2,7=60,3; 6) 5,7- 4=1,7. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок наиболее активным учащимся. 7. Задание на дом. п.30 – 34, № 1333, 1335. |