Скачать 274.8 Kb.
|
Отдел образования администрации Шахунского района Творческая работа (описание педагогического опыта) Тема: «Обучение математике на основе технологии «полного усвоения» Выполнила учитель математики МОУ Хмелевицкой сош Смирнова Ирина Николаевна Стаж работы учителем математики -19 лет Шахунья 2010
1. Введение 1.1. Тема опыта «Обучение математике на основе технологии полного усвоения» 1.2. Значимость и актуальность проблемы для педагога. Болезненными, сложными проблемами школы средней ступени является снижение интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний, умений и навыков, неудовлетворённость учителей результатами своего труда, недовольство родителей школой. И особенно сложным в настоящее время оказалось преподавание такого предмета, как математика. Для неё характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он ещё хуже усвоит последующий. Следует отметить, что при анкетировании детей 5 класса на тему «Что вам интересно?» на вопрос «Какой учебный предмет Вам кажется наиболее трудным и почему?» 5 человек (36%) назвали предмет математика, причиной является непонимание некоторых тем. Приложение 1. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходимого фундамента математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться. Дальнейшее изучение математики, а также смежных предметов становится для ученика трудным, а иногда и невозможным из-за существенных пробелов в знаниях. Педагог, пытаясь снять остроту проблем учебной деятельности подростков, использует наиболее рациональные формы обучения. Но отдельные «рецепты» (методы, приёмы и средства обучения) сами по себе, вне системы, оказывались ни хорошими, ни плохими. В одних случаях они были полезными («работающими»), в других - нейтральными, а иногда даже вредными. Стало ясно, что только в системе методы, приёмы и средства обучения приобретают дидактическое и общепедагогическое значение. Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение с учётом способностей и возможностей ребёнка. Именно это условие и легло в основу технологии «полного усвоения». Какие ещё факторы побуждают обратиться к этой технологии? Во-первых, разная зона ближайшего развития детей и как следствие этого разный темп их развития и усвоения знаний. Во-вторых, разная социальная среда, в которой развивается ребёнок, следствием этого является и является различный его багаж знаний и умений. Следует отметить, что в школе обучаются дети, проживающие в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Значит, обучение должно быть приспособлено и исходить из уровня развития каждого ребёнка, т.е. оно должно быть организовано не с учётом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе. На протяжении трёхсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А.Коменского «Всех учить всему». Но реально ли решить эту задачу? Именно такая задача ставится в подходе к обучению, получившем название «полного усвоения». Суть технологии заключается в индивидуализации занятий, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95%учащихся. 1.3. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы. Противоречия:
Исходя из противоречий, вытекает проблема обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, и при этом овладение им обязательными требованиями программы в рамках урочно-классной системы. Актуальность проблемы определила выбор технологии «полного усвоения» для применения в личной педагогической деятельности. 1.4. Условия возникновения и становления педагогического опыта. Условиями возникновения и становления педагогического опыта стали:
2. Цели и задачи педагогического опыта педагога. Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Задачи:
2.1 Методы исследования:
2.2 База исследования. Муниципальное образовательное учреждение «Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа» 5 класс Программа. Планирование учебного материала. Математика.5-6 классы (автор-составитель В.И.Жохов) Технология «полного усвоения» 2.3. Сроки работы: 2009-2010 учебный год – 5 класс До конца 2010 года - обобщение опыта и оформление творческой работы. 3. Теоретическая часть. 3.1. Ведущая психолого-педагогическая идея опыта: индивидуальный подход к ученику, направленный на усвоение учебного материала в объёме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности и активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения. 3.2. Результаты анализа изученной литературы. По мнению американских психологов Д.Кэрролла и Б.С.Блума ( из книги «Технология обучения: идеал и реальность» М.В.Кларина). Способности конкретного учащегося раскрываются при оптимально подобранных для него условиях. Данная технология задаёт единый для всех детей уровень знаний (объём не ниже стандарта), умений, навыков, но делает для каждого учащегося переменными время, методы формы, условия труда. Плюсы рассматриваемой технологии в том, учащиеся вынуждены сами постоянно принимать решения. Это готовит их к самостоятельной жизни, Технология стимулирует максимальное раскрытие способностей и творческих возможностей личности, реализует гуманистический подход. Процесс обучения по данной технологии вписывается и в познавательную, и в личностную парадигму, опираясь на неповторимость, самобытность учащегося, позволяет оптимально использовать помощь учителя и одноклассников. Последователи Д.Кэрролла и Б.С.Блума (Дж. Блок,Л.Андерсон) утверждают, что согласно модели «полного усвоения» при обучении по этой системе различия в учебных результатах будут иметь место за пределами общего для всех образовательного результата, т.е. общеобразовательного минимума, над которым будет надстраиваться дифференцированное обучение. Сравнительный анализ традиционного и технологического подхода к построению учебного процесса можно представить в виде схемы. Приложение 2 В современной российской педагогике наиболее полно представляют свой опыт преподаватели математики г. Брянска, чей механизм выбора адекватных организационно-педагогических приёмов по оптимизации деятельности учителя и ученика описывает Т.Д.Гончарова в своей книге «Обучение на основе технологии «полного усвоения». Я согласна с мнением автора книги в том, что процесс усвоения знаний зависит от уровня социализации личности и его психофизических возможностей. Практическую ценность имеют диагностические тесты и коррекционно-развивающие материалы, представленные автором. На мой взгляд, индивидуализация обучения по данной технологии является трудоёмкой для учителя. 3.4. Нормативная модель новообразований личности учащихся как ожидаемого результата. Технология «полного усвоения» может совершенствовать процесс обучения математике в рамках традиционной классно-урочной системы и обычного содержания обучения. Достоинствами данной технологии являются:
С учётом вышеперечисленных достоинств решаются следующие математические задачи:
4. Практическая часть. 4.1 Этапы работы по проблеме. В качестве основной единицы учебного процесса рассматривается блок логически и организационно завершённых уроков по некоторой теме, имеющий определённую структуру, не зависящую от содержания обучения. Каждый этап структуры соответствует определённому этапу деятельности учащихся по усвоению учебной информации. В зависимости от цели деятельности на каждом этапе подбираются соответствующие формы организации учебного процесса. Качество процесса обучения зависит от эффективности каждого в отдельности и всех вместе взятых уроков. В результате каждый урок получает свою главную дидактическую цель, приобретая при этом смысл именно в системе уроков, но утрачивает некоторую самостоятельность. Поэтому речь идёт об упорядочении структуры не отдельного урока, а совокупности уроков, отведённых на то, чтобы обеспечить усвоение некоторой порции материала. Эта совокупность уроков называется блоком уроков. 4.2. Авторское планирование. Примерное планирование учебного материала составлено в соответствии с учебной программой (автор- составитель В.И.Жохов) с учётом технологии «полного усвоения» (автор Т.Д.Гончарова)
|