Скачать 102.98 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Среднее арифметическое (5 класс), Веклич Н.В. Цель: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел. Задачи: Образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий – УУД): - научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое», «правило нахождения среднего арифметического» Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Развивающие (формирование регулятивных УУД): - развивать умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. Организация деятельности учащихся на уроке: -самостоятельно выходят на проблему и решают её; -самостоятельно определяют тему, цели урока; -выводят определение и правило среднего арифметического; -работают с текстом учебника; -отвечают на вопросы; -решают самостоятельно задачи; -оценивают себя и друг друга; -рефлектируют. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал, мел, доска. Структура урока:
ХОД УРОКА (Слайд 2) У каждого ученика есть «Карта успешности на уроке». На каждом этапе урока ученики самостоятельно выставляют в карту баллы за правильные ответы. Правильный ответ – 1 балл. Сидящий рядом за партой ученик следит за объективностью выставления баллов. В конце урока подводятся итоги и каждый ученик сам себе выставляет отметку. Карта успешности на уроке Ф.И учащегося
Каждый правильный ответ – 1 балл (Слайд 3) Устный счет Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Для устного счета у вас на партах лежат карточки, результаты вычислений запишите в нижней строке. Карточки для устного счета.
(Слайд 4) Проверка устного счета по готовым ответам
(Слайд 5) Решение задач. №1. Миша, Коля и Петя были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый мальчик? №2.Игорь сорвал 8 яблок, а Маша 4. Сорванные яблоки дети поделили поровну. Сколько яблок досталось каждому? №3. В школе 4 пятых класса. В 5 “А” 22 ученика, в 5 “Б” 26 учеников, в 5 “В” 24 ученика, в 5 “Г” 20 учеников. Сколько бы человек было в каждом классе, если детей разделить поровну? (Найдите среднее количество детей в шестых классах.) Вопрос: Похожи ли решения этих задач? Какое действие мы выполняли первым? Какое вторым? Почему мы сумму делили на 3, 2, 4? Ведь этих данных в задаче нет. Что обозначают эти числа? Составьте план решения таких задач.
Ребята, прочитайте вопрос для последней задачи в скобках (Найдите среднее количество детей в шестых классах). Измените вопросы в первых двух задачах. А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний» (Средняя температура, среднее образование, средняя цена, средняя заработная плата и т.д.) А что «среднее» в математике можно найти? (Среднее значение нескольких чисел). Назовите тему урока (Среднее значение нескольких чисел). Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». (Слайд 6) Запишите тему урока. Назовите цель нашего урока: Узнать: - что такое среднее арифметическое; - как найти среднее арифметическое нескольких чисел; - для чего применяется среднее арифметическое. Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Откройте учебник на стр.226, найдите определение «среднего арифметического», прочитайте. И расскажите его друг другу. («Среднее арифметическое - это частное суммы нескольких чисел на их количество»). (Слайд 7) Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
(Слайд 8) Ответ: 1. «Найти сумму всех чисел» 2. «Найти количество слагаемых» 3. «Разделить сумму чисел на их количество» (Слайд 9) Давайте сейчас кратко запишем правило нахождения среднего арифметического:
Решим № 1502, стр. 227 учебника. (Все решают в тетрадях, один ученик на доске; ответ 46, 8 : 9 = 5,3) Ребята, а вы знаете, что фигуристка добилась хорошего результата в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой. (Слайд 10) Динамическая пауза Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Ручками колен коснитесь. Сели, встали. Сели, встали И на месте побежали. (Слайд 11) Ещё немного отдохнём. Включите свою смекалку, чувство юмора и сообразительность и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ. Итак, начнём: Найдите среднее арифметическое:
Ребята, Кентавр – это мифическое существо, подробнее узнать о котором я предлагаю вам самостоятельно из энциклопедии или википедии. №1496, стр. 227. Ребята, давайте устно найдем среднее арифметическое чисел 2 и 10 и с помощью координатного луча постараемся объяснить, что такое среднее арифметическое: - Сколько единичных отрезков от 2 до 6, а от 6 до 10? - Какой вывод можно сделать? (Точка, обозначающая среднее арифметическое, находится на одинаковом расстоянии от этих двух чисел). (Слайд 12) Самостоятельная работа. Работа состоит из трёх уровней сложности, и чтобы получить наивысший балл необходимо решить задания всех уровней.
(Слайд 13) Проверка самостоятельной работы по готовым ответам: Проверку самостоятельной работы и выставление оценок ребята осуществляют в парах (друг другу).
Дополнительное задание: стр. 227, № 1497 а) (70,6+71,3):2=141,9:2=70,95 б) (0,1+0,2+0,3):3=0,6:3=0,2 в) (1,11+1,12+1,19+1,48):4=4,9:4=1,225 г) (7,381+5,004+6,118+8,019+7,815+5,863):6=40,2:6=6,7 Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». (Слайд 14) Подведение итогов урока. Рефлексия: - Что нового узнали на уроке? - Что называется средним арифметическим нескольких чисел? - Как найти среднее арифметическое 10 чисел? - Что понравилось или не понравилось на уроке? Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи, узнаем, как находить среднюю скорость, среднюю урожайность. (Слайд 15) Этап оценивания знаний учащихся Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!» (Слайд 16) Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. В течение урока вы работали в картах успешности. Оцените себя. Сосчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку в соответствие с критериями: за 16 баллов – «5», за 11 - 15 баллов – «4», за 10 - 7 баллов – «3», а если какой-то ученик плохо разобрался в теме урока и набрал меньшее количество баллов, то в графе моя оценка он пишет «ПОМОЩЬ!». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. (Слайд 17) Домашнее задание: Чтобы вам было проще на следующем уроке разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и выполните №1524, 1534 (а) на стр. 230. Творческое задание: вычислите средний рост всех членов семьи. СПАСИБО ЗА УРОК!!! |