Этапы урока
| Цель этапов
| Деятельность
|
учителя
| Учащихся
|
Целеполагание
| -включить учащихся в учебную деятельность;
-определить план работы на уроке;
| Организация учебного процесса на этапе 1
- Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?
Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения.
Что мы для этого должны сделать?
| Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек. Приложение 1
Выяснить, что нам известно.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| -актуализировать знания для восприятия нового материала.
-зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов, в виде правил.
| Организация учебного процесса на этапе 2
-В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?
-Вспомним план по которой идет изучение любой темы.
- Что из перечисленного мы уже изучили? - К какому шагу приступим на этом уроке? -С какого действия начнем?
Сформулируйте тему урока?
-На что похожи десятичные дроби?
-Повторим алгоритм десятичной записи.
-А еще чем похожи натуральные числа и десятичные дроби?
- Подумайте, какие алгоритмы надо повторить, чтобы изучить новый способ действий.
Задание «Светофор» показано через проектор Приложение 3 Табличку с
алгоритмом показать через проектор
Приложение 4
Для сложения натуральных многозначных чисел вывесить табличку с алгоритмом «сложение в столбик». Приложение 5 - Проверим алгоритм десятичной записи. Приложение 2
- Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковы?
а) 7,08 + 3,25 и 7 + 3
б) 4,12 +5,27 и 4 + 5
- Выполните сложение и запишите ответ десятичной дробью.
- Так каким образом можно сложить десятичные дроби? Итак, что мы повторили?
-А как вы думаете каков будет наш следующий шаг?
- То есть пробное действие.
-Всегда ли пробное действие получается сразу?
-но расстраиваться мы не будем, ведь наш девиз (вывесить на доску)
Не ошибается тот, кто ничего не делает!
Индивидуальное задание:
1,27 + 8,2674
- На выполнение дается 15 сек.
- Время вышло. У кого нет ответа?
- как выполняли задание? - Почему не получилось?
Если кто-то выполнил, рассказывает свой способ действия. Возможно и сложение столбиком.
-Какая же сложилась ситуация?
|
Десятичные дроби
Определение
Свойства
Сравнение
Арифметические действия
-Определение, свойства, сравнение десятичных дробей.
-Будем изучать арифметические действия с дробями.
- Со сложения.
-Сложение десятичных дробей.
(тема записывается в тетрадях и на доске)
-Записью.
Приложение 2
-Многие действия с десятичными дробями, например округление или сравнение, выполняются почти так же, как и с натуральными числами.
-Алгоритм сложения натуральных чисел и алгоритм сложения обыкновенных дробей.
(ученики с помощью сигнальных карточек выполняют задание «Светофор»)
- Устно проговаривают алгоритмы сложения натуральных и чисел и смешанных чисел.
- а) Нет, т.к. целые части совпадают, а дробные – нет
б) Да в этих суммах слагаемые одинаковые, но различаются записью.
4,12 +5,27 = 4 +5 =
9 = 9,39
-Заменить их соответствующими обыкновенными дробями или смешанными числами. Выполнить действия по известным алгоритмам Алгоритмы десятичной записи, алгоритмы сложения натуральных и смешанных чисел
- Попробуем выполнить сложение десятичных дробей. -Нет.
Учащиеся поднимают руки.
-Переходили к смешанным числам.
- Не хватило времени, алгоритм очень громоздкий.
Ответы учеников: кто-то не успел, выполнили, но разные ответы. Нового алгоритма нет на доске ..
|
Выявление причин затруднения
| Организовать взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения в деятельности.
Согласовать тему и цель занятия
| Организация учебного процесса на этапе 3
- Итак, какое задание надо выполнить?
- Вам это удалось?
-В чем причина затруднения? - Сформулируйте цель урока - Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой?Цель и задачу показать через проектор
|
-Сложить десятичные дроби.
-Нет.
-Нет учебного алгоритма сложения десятичных дробей.
- Научиться быстро складывать десятичные дроби.
- Вывести алгоритм сложения десятичных дробей.
|
Построение проекта выхода из затруднения
| Построить проект выхода из затруднения
| Организация учебного процесса на этапе 4
- Итак, в начале урока мы выяснили связь между десятичными дробями с натуральными и обыкновенными дробями. Алгоритм сложения смешанных чисел мы уже использовали. Что можно попробовать?
- Но не забудьте, что десятичные дроби – это числа с целой и дробной частью, как смешанные числа.
- Каким будет ваш план действий?
|
Обратиться к натуральным числам. Попробовать складывать в столбик. Будем использовать сложение «в столбик», с учетом алгоритма сложения смешанных чисел
|
Реализация построенного проекта
| Зафиксировать новый способ действия
| Организация учебного процесса на этапе 5 После того как проанализировали результаты работ учащихся, неверные решения убрать с доски, оставить только правильные
На доске:
1,2700
+
8,2674
9,5374
- Почему у вас в этой записи запятая записана по запятой?
Если в конце числа 1,27 нули не приписаны, задать вопрос: с чем сложить цифры 7 и 4 в числе 8,2674? - Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей
-Какую задачу мы поставили перед собой? -Вам это удалось?
-Запишите в тетрадь, получившийся пример
- Как вы думаете, поможет ли данный алгоритм для достижения цели данного урока?
| Работа в парах
(можно на доске, карточках, чтобы потом вывесить на доску, проанализировать работу учащихся) -Связь со смешанными числами . Целая часть складывается с целой, а дробная – с дробной.
Добавим нули, чтобы уравнять число разрядов в обоих числах, т.к. приписывание нулей в дробной части не меняет десятичную дробь.
Работа фронтально. Алгоритм вывесить на доску.
-Создать удобный алгоритм сложения десятичных дробей.
-Да.
Записывают в тетрадь пример.
-Да.В паре проговаривают созданный алгоритм.
|
Первичное закрепление.
| Организовать усвоение нового способа действий
| - Выполните действия:
а)4,3 + 9,4; б) 29,54 + 1,47; в) 253,007+4,35
| У доски по очереди, с проговариванием вслух
|
Самостоятельная работа
| Проверить свое умение применять алгоритм сложения дес. дробей
| Организация учебного процесса на этапе 7
Самостоятельная работа «Вертушка»
| Каждый учащийся должен прорешать все варианты заданий
|
Включение в систему знаний и повторение
| Использование полученных знаний для дальнейших действий с десятичными дробями
| - Организация учебного процесса на этапе 8
- Какое действие неразрывно связано с сложением?
-Как выдумаете, сильно ли будут отличаться друг от друга алгоритм сложения и вычитания?
- Что нужно изменить, чтобы получить алгоритм вычитания?
-Проверьте правильность своего предположения
Вычислите: 9,5374 – 1,27
-Сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей
|
- Вычитание -Нет
-Слово сложить заменить вычесть Вычисляют пример
|
Рефлексия
| Оценить собственную деятельность
| Организация учебного процесса на этапе 9
- Какую цель ставили перед собой на уроке?
-Смогли ли ее достичь?
-Выполнили ли основную задачу урока?
-Какой еще алгоритм удалось получить?
-Что более всего понравилось на уроке?
- Оцените свою работу с помощью карточки самооценки - Оцените свое настроение на уроке.
Оценки за урок:
«5», если все плюсы или один плюс-минус
«4»- нет минусов, плюс-минус встречается более одного раза.
| Отвечают фронтально на вопросы учителя
|