Автор (ФИО, ОУ, должность)
| Багаутдинова Альфия Салаватовна
Башкирская гимназия №158 им. М.Карима
учитель математики
| Название урока
| «Сумма углов треугольника. Решение задач»
| Форма
| Урок с применением интерактивной доски
| Учебный предмет, класс
| Геометрия, 7 класс
| Название темы или раздела
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| Программные средства
| Microsoft Word, Smart Notebook, Math Type
| Цели, задачи дидактического материала
| – совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника;
– ввести понятие прямоугольного треугольника;
– развитие логического мышления учащихся;
– воспитание дисциплинированности и внимательности учащихся.
| Содержание дидактического материала
| 1. Организационный момент (сообщение темы урока, формулировка целей урока)
2. Актуализация знаний учащихся (раздаются индивидуальные карточки двум ученикам, с остальными в это время проводится устный опрос по предыдущей теме и устно решаются задачи по готовым чертежам; проводится небольшой тест и взаимопроверка)
3. Введение нового понятия
4. Закрепление (решение задачи)
5. Подведение итогов, выставление оценок
6. Домашнее задание
| Ресурсы дидактического материала
| Графические изображения
| Используемые источники информации
| Геометрия 7 – 9: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008.
Интернет:
http://geometr.info/
http://www.fmclass.ru/
| Возможности использования дидактического материала:
– педагогом на уроке
– учащимися
| Педагог может использовать данную разработку при подготовке к уроку по теме «Сумма углов треугольника. Решение задач» в полном объеме либо только задачи в качестве самостоятельной работы учащихся, раздаточного материала для работы на уроке.
Учащиеся могут использовать задачи из Приложений для самостоятельной подготовки
|
План-конспект урока Тема: «Сумма углов треугольника. Решение задач» Цели урока:
– совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника;
– ввести понятие прямоугольного треугольника, катета и гипотенузы, применять эти понятия при решении задач, научить строить и распознавать на рисунках прямоугольный треугольник;
– развитие логического мышления учащихся;
– воспитание дисциплинированности и внимательности учащихся. Тип урока: закрепление изученного материала Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Ход урока: I. Организационный момент
Учителем сообщается тема урока (записана на доске), формулируются цели урока. II. Актуализация знаний учащихся
В начале урока двум ученикам раздаются индивидуальные карточки с заданиями (на 10 минут) (см. Приложение 1)
С остальными учениками проводится устный опрос
А) Сформулировать теорему о сумме углов треугольника (Сумма углов треугольника равна 1800).
Б) Какой угол называется внешним углом треугольника? (Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника).
В) Каким свойством обладает внешний угол треугольника? (Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним).
Устное решение задач по готовым чертежам:(см. Приложение 2)
1)
2)
3)
4)
Ответы:
600
.
Собрать индивидуальные карточки
Раздать учащимся листочки и провести небольшой тест с целью подготовки к восприятию нового понятия (вопросы представляются по одному на доске). (см.Приложение 3)
Тест:
В треугольнике АВС угол, при этом другие два угла:
а) один острый, другой может быть прямым или тупым;
б) оба острые;
в) могут быть как острыми, так и тупыми.
В треугольнике АВС угол В — тупой, при этом другие два угла могут быть:
а) только острыми;
б) острым и прямым;
в) острым и тупым.
В тупоугольном треугольнике могут быть:
а) прямой и острый углы;
б) тупой и прямой углы;
в) тупой и острый углы.
В остроугольном треугольнике могут быть:
а) все углы острые;
б) один тупой угол;
в) один прямой угол.
В прямоугольном треугольнике могут быть:
а) прямой и тупой углы;
б) два прямых угла;
в) два острых угла.
Попросить учащихся обменяться работами, проверить (по ключам на доске) и оценить работу соседа по парте (по шкале):
Ключи: 1 — б
2 — а
3 — в
4 — а
5 — в
Шкала оценок: 5 верных ответов – «5»
4 верных ответа – «4»
3 верных ответа – «3»
менее 3 верных ответов – «2»
III. Введение нового понятия Ввести понятие прямоугольного треугольника и его сторон (катеты и гипотенуза), сделать рисунок на доске и запись: – прямоугольный, , АВ – гипотенуза, АС и ВС – катеты. IV. Закрепление С целью закрепления введенного понятия решить задачу №231 из учебника (к доске вызывается один ученик)
Дано: , АМ – медиана, АМ=0,5ВС
Доказать: – прямоугольный
Доказательство:
1) – равнобедренный, АМ = ВМ => =
2) – равнобедренный, АМ = МС => =
3) По теореме:
Так как +=+=+
=> – прямоугольный, что и требовалось доказать. V. Подведение итогов, выставление оценок (попросить учащихся самим оценить работу одноклассников) VI. Домашнее задание:
решить задачи на листочках (задачи, распечатанные в виде раздаточных материалов в программе Smart Notebook см.Приложение 4)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 2 (продолжение)
Приложение 4
Приложение 4 (продолжение)
|