Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 327.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации30.11.2013
Размер327.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 3»


Педагогический проект


Создание дидактических условий на уроках

математики, способствующих формированию логической компетентности школьников


Выполнила: учитель математики
МБОУ «Белоярская СОШ № 3»

Лупырь Елена Михайловна

2012

Не мыслям надо учить,

а учить мыслить.

Э. Кант



Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной.

Технический прогресс, быстрый рост научных знаний ставят человека перед необходимостью постоянно пополнять и обновлять имеющиеся у него знания, корректировать и соотносить их с новыми открывающимися обстоятельствами. Поэтому перед современной школой встает проблема не просто подготовки учащихся к будущей самостоятельной трудовой деятельности, вооружение их отдельными знаниям и умениями, а в значительно большей степени подготовки их к самообразованию, саморазвитию.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умений анализировать, сравнивать, критически отбирать, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы.

Эти умения относятся к разряду общих интеллектуальных умений, поскольку используются в различных предметных областях, при работе с разными знаниями. В этом их универсальность и огромная роль в общем интеллектуальном развитии человека.

Основной целью обучения в современной школе должно стать интенсивное развитие умственных и творческих способностей детей, формирование у них различных видов познавательной деятельности, накопленных в социальном опыте человечества. К общим видам познавательной деятельности, в частности, относятся и логические приемы мышления: сравнение, выделение свойств объектов (явлений), подведение под понятие, выведение следствий, классификация, обобщение и др.

Вопрос о логической грамотности, как необходимом элементе образования, поставлен во многих педагогических исследованиях. Существует большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы формирования логического мышления в связи с усвоением той или иной специфической системы знаний.

Тем не менее, вопросы логической компетентности учащихся остаются весьма актуальными и в настоящее время. Многолетние наблюдения убеждают в том, что в мышлении учащихся старшего звена можно обнаружить недостатки: ориентировка на случайные признаки, которые в данный момент являются наиболее "яркими", нерасчлененность параметров изучаемых объектов, неумение отвечать на заданный вопрос, давать определение какому-нибудь понятию, нечувствительность к противоречиям и др.

Таким образом, очевидно, что в практике работы школы существует серьезная проблема: система логической подготовки учащихся не отвечает требованиям времени.

Основная причина такого положения дел видится в создавшемся противоречии между существующими потенциальными возможностями логического развития учащихся, потребностью общества в творческих специалистах, обладающих навыками дедуктивного мышления, и низкой реализацией этих возможностей в сложившейся практике школ.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель:

выявить и обосновать дидактические условия, способствующие повышению логической компетентности школьников, и тем самым совершенствующие процесс формирования логического мышления учащихся.
Объект исследования: процесс обучения школьников.

Предмет исследования: процесс формирования логической компетентности школьников.

Гипотеза исследования состоит в исходном предположении о том, что формирование логического мышления школьников будет успешным, если

этот процесс будет осуществляться на основе специально разработанного содержания, предусматривающего необходимый минимум логических знаний и умений, а также последовательность их введения через методическую систему формирования логических приемов мышления.

Цель исследования и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

  • проанализировать теоретические и практические предпосылки формирования логической компетентности учащихся в психолого-педагогической литературе, специальных исследованиях по проблеме развития логического мышления;

  • выявить критерии сформированности логической компетентности у учащихся в процессе обучения их математике;

  • определить дидактические условия эффективного формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения математике и сформулировать основные принципы методики успешного формирования этой компетентности у учащихся.

  • разработать методику формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения математике и в опытно-экспериментальной работе проверить ее эффективность.


В ходе работы над проектом мною было проанализирована психолого-педагогическая литература, специальные исследования по проблеме развития интеллектуальных способностей вообще и логического мышления в частности. Данные исследования показывают, что наиболее активно в психологических исследованиях разрабатываются вопросы природы и механизмов становления психических процессов и слабее-вопросы педагогического воздействия на их формирование, проблема методов, средств, содержания, дидактических условий. При этом необходимо отметить, что данные вопросы являются чрезвычайно важными, поскольку общеизвестно, что совершенствование процесса обучения всегда осуществляется в единстве всех своих компонентов.

Таким образом, актуальность проблемы формирования логического мышления у школьников и недостаточная разработанность путей педагогического и дидактического воздействия на процесс его формирования обусловили выбор темы исследования.
Основные этапы исследования:

1. На первом этапе исследования (2006-2007г.г.) стояли задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы формирования логического мышления у школьников, разрабатывались исходные теоретические позиции, обобщался опыт. В это же время был проведен констатирующий эксперимент, данные которого позволили определить объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.
2. На втором этапе (2007-2010г.г.) проводился основной формирующий эксперимент, в процессе которого исследовалась эффективность разработанных дидактических условий формирования логической компетентности школьников. По итогам обучающего эксперимента в программу обучения были внесены необходимые уточнения и дополнения.
3. На третьем этапе (2010-2011г.г.) систематизировались и обобщались полученные материалы экспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации по формированию логической компетентности школьников.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем

- определена, научно обоснована и апробирована система дидактических условий формирования логической компетентности школьников;

- разработано специальное содержание процесса обучения учащихся логическим приемам мышления;

- отобраны соответствующие разработанному содержанию формы, средства и методы обучения;

- уточнены критерии и методика определения уровня сформированности логического мышления учащихся.
Методическая система формирования приемов логической компетенции школьников.
Работу по формированию логической компетенции обучающихся начинаю с диагностики сформированности приемов логического мышления школьников.

При этом использую методы диагностики, основанные на общих методах, разработанных в дидактике: анализ устных ответов и письменных работ учащихся, наблюдение за их повседневной учебной деятельностью. А также на особенностях учебной деятельности учащихся по усвоению математики: учет количества и качества решаемых учащимися за одно и то же время задач.

По результатам диагностика учащиеся класса делятся на группы:

- с положительным отношением к учебе и владеющие логическими приемами мышления;

- с положительным отношением к учебе и не владеющие логическими приемами мышления;

- с отрицательным отношением к учебе, но владеющие логическими приемами мышления;

- с отрицательным отношением к учебе и не владеющие логическими приемами мышления.

Это условное деления на группы дает возможность дифференцированно организовать работу по формированию логических приемов мыслительной деятельности у учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.

Для определения сформированности логических приемов мышления обучающихся использую школьный тест умственного развития (ШТУР).

Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-9 классов. ШТУР состоит из 6 субтестов. Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

На следующем этапе использую методы мотивации учебной деятельности, привития интереса к овладению приемами этой деятельности.

Для этой цели использую исторические и занимательные материалы, решение задач с профессиональным содержанием, выявление практической значимости изучаемого материала.

Перед изучением темы наряду с другими целями ставлю перед обучающимися цель овладения необходимыми приемами логического мышления по решению поставленных задач.

Постановка целей учебной деятельности лучше всего осуществляется в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций. Помогая формировать цель учебной деятельности, проблемная ситуация показывает, что старые способы деятельности недостаточны для ее достижения, и, следовательно, необходимы не только новые знания, но и новые приемы мышления.
Третий этап - введение приема логического мышления. Например, введение приема сравнения. Для формирования этого приема ставится задача нахождения общих и различных свойств (признаков) объекта: чем похожи объекты и чем отличаются друг от друга. Содержание изучаемого по математике материала дает возможность применять как общий прием сравнения, так и его специализированные варианты: сравнение чисел, углов, отрезков, выражений, способов решений задач и др. На этом этапе преобладают словесные методы обучения: работа обучающихся под руководством учителя, беседа (приложение 1-4).
Затем ведется отработка введенного приема с помощью практических упражнений.

  1. Упражнения, направленные на усвоение отдельных составляющих действий основного приема:

  • упражнения на выделение общих и существенных свойств понятий (приложение 5);

  • упражнения на усвоение родовых и видовых признаков и связей между ними (приложение 6).

  1. Упражнения, составленные методом варьирования (существенных или несущественных признаков, понятий и их свойств), усложнением их содержания (приложение 7).

  2. Задачи по изучаемой теме, решаемые вразброс, сопровождаемые проговариванием и объяснением вслух выполняемых действий.


Контроль осуществляю с помощью методов и приемов диагностики, методов взаимоконтроля и самоконтроля.

Часто на своих уроках использую упражнении вида «найди ошибку» (приложение 8).

По результатам контроля проводятся корректирующие действия по отработке приема. С этой целью используются беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок и работа по их исправлению.

  1. Теоретические обобщения, помогающие учащимся осознать ситуацию применения усвоенных приемов. С этой целью используются классификация и систематизация, установление отношений между понятиями при подведении итогов урока, темы, решения проблемных ситуаций, установлении логических связей в изучаемом материале с применением обобщающих таблиц и схем, конспектов.

  2. Организация ситуаций для практического применения усвоенных приемов:

  • самостоятельные работы учащихся по учебникам;

  • практические и лабораторные работы;

  • уроки повторения и обобщения;

  • упражнения на сравнение;

  • упражнения на классификацию понятий;

  • упражнения на конкретизацию понятий;

  • упражнения на обобщение и специализацию;

  • упражнения на применение приема определения понятия.



На основе обобщенных приемов учебной деятельности осуществляется обучение обучающихся их переносу. На этом этапе используются объяснительно-иллюстративные, проблемные частично-поисковые методы, методы практической и самостоятельной работы.

С целью организации учащихся по самостоятельному применению приемов логического мышления акцентируется внимание на ситуациях, в которых это можно сделать, используя такие виды работы, формы деятельности, как:

    • обобщающие уроки;

    • самостоятельную учебную деятельность по изучению материала: изучение незнакомого текста учебника, самостоятельная формулировка определений понятий и теорем, самостоятельное доказательство и поиски различных способов доказательства теорем, подготовка докладов, рефератов;

    • самостоятельная учебная деятельность по решению математических задач: самостоятельные и контрольные работы, поиски различных способов решения задач, решение нестандартных задач, составление задач учащимися;

    • практические и лабораторные работы исследовательского характера;

    • домашняя работа учащихся по усвоению теории и приемов решения учебных задач;

    • самостоятельное применение усвоенных приемов учебной деятельности в других предметах естественно-математического цикла.


Элементы обучения нахождению приемов логического мышления содержатся на предыдущих этапах и позволяют наметить некоторые пути самостоятельного нахождения учащимися приемов учебной деятельности:

    • обобщение частных случаев решения учебных задач;

    • перестройка и перенос известного приема;

    • конкретизация и специализация общих приемов;

    • нахождение новых приемов по аналогии;

    • новый прием, как обратный уже известному;

    • анализ содержания изучаемого теоретического материала.

Сформированность к концу обучения основных обобщенных приемов логических приемов мышления создает необходимый фундамент не только самостоятельной, но и творческой деятельности учащихся.

Методическая система формирования приемов логической компетенции школьников представлена в приложении (приложение 9).
Практическая значимость исследования заключается в том, что

- разработана система заданий, составляющих основу формирования логического мышления школьников;

- представлена методическая система формирования логических приемов мышления.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы в школе. Основные положения исследования были представлены:

- на методических объединениях учителей математики, физики, информатики;

- на заседаниях творческих групп экспериментально-инновационной площадки;

- на районном семинаре;

- на защите дипломной работы по психологии «Формирования логических приемов мышления на уроках математики».


Учебный год

Количество педагогов школы, применяемых педагогический опыт

Количество обучающихся школы, участвующих в осуществлении педагогического опыта

2008-2009

25

41

2009-2010

32

43

2010-2011

35

45

2011-2012

40

44


В ходе исследования провожу мониторинг результатов своей

педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по следующим критериям и показателям



Критерии

Показатели

Диагностический

инструментарий

1. Мотивация к изучению математики обучающихся

Уровень мотивации

Наблюдение познавательной активности на уроках,

методика диагностики эмоционального отношения к учению, цветовой тест отношений (методика Люшера) и др.

2. Сформированность логических приемов мышления.

Выявление общей осведомленности школьников.

Выявление умения устанавливать аналогии, логические классификации, логические обобщения

Школьный тест умственного развития «Штур»


3. Качество знаний обучающихся по математике

2.1.Число обучающихся,

успевающих на «4» и «5»

2.2.Число выпускников, награжденных медалями

2.3.Число выпускников, поступивших в ВУЗы.

2.4.Число победителей и призеров олимпиад, конкурсов.

2.5.Сформированность познавательной самостоятельности обучающихся в овладении учебным материалом.

Анализ школьной документации.
Анализ статистики.

Анализ статистики.
Анализ статистики.

Анкетирование (опрос обучающихся, родителей, учителей).


Методика диагностики эмоционального отношения к учению, цветовой тест отношений (методика Люшера).

На различных этапах обучения обучающимся предлагается выбрать из предложенных цветных карточек ту, которая больше нравится. Предпочтение цвета определяет эмоциональное состояние ученика в момент выбора.


Результативность:
Уровень обученности моих учеников соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по математике, что подтверждается показателями успеваемости и качества знаний, результатами прохождения выпускниками итоговой аттестации на разных ступенях обучения. Успеваемость учащихся за последние три года составляет 100 %, качество знаний от 42% до 69%. В 2006-2007 учебном году выпускники 11-х классов, сдававшие экзамен по алгебре, подтвердили свои знания: качество выполнения экзаменационных работ составило 49%. За время моей педагогической деятельности в данном образовательном учреждении подготовила 8-х учащихся, окончивших среднюю школу с серебряной медалью «За особые успехи в учении», 1 учащегося с золотой медалью и 5-х учащихся, завершивших основное общее образование с Аттестатом особого образца.
Результаты государственной (итоговой) аттестации

Учебный год

В традиционной форме (% качества)

В форме ЕГЭ

Ср. балл

Награды

2006-2007

49

45

1 золотая медаль

1 серебряная медаль


Выпускники успешно изучают предметы естественно – математического цикла в высших учебных заведениях.

Системный подход в организации педагогической деятельности позволяет добиваться стабильных показателей качества знаний учащихся.


Учебный год

Алгебра

Геометрия

2008-2009 (6-е классы)

58% (математика)

2009-2010 (7-е классы)

50%

49%

2010-2011 (8-е классы)

45%

42%

2011-2012 (9-е классы)

49%

46%

Большое внимание уделяю одаренным детям и школьникам, имеющим высокие познавательные способности. В 2010 году моя ученица показала лучший результат среди учащихся п.г.т. Белый Яр, в 2011 году заняла III место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Мои ученики принимают участие во Всероссийском «Молодежном математическом чемпионате». В 2009-2010, 2010-2011 учебных годах награждены дипломами призеров и дипломами II степени Сургутского района. В 2010-2011, 2011-2012 учебных годах участники Международных олимпиад по основам наук по предмету «Математика» награждены дипломами I, II степени.

Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся

Вопросы

Количество положительных ответов

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Общее количество опрошенных родителей

39

40

42

43

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

98%

99%

98%

98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

90%

85%

90%

98%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

100%

100%

Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка?

90%

92%

90%

95%


Показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету».

2008-2009г.г

(6 класс)

2009-2010г.г. (7 класс)

2010-2011г.г. (8 класс)

2011-2012гг.

(9 класс)

98%

80%

85%

90%



Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе.

Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Для реализации современных требований к общему образованию, которое должно быть ориентировано не только на усвоение учащимися системы знаний и умений, но и на формирование у них опыта деятельности, а также ценностных ориентаций, то есть формирование ключевых компетентностей, и, учитывая современные классификации компетентностей, выделена логическая компетентность учащихся, которая отнесена к ключевым компетентностям.

2. На основе анализа теоретических и практических предпосылок формирования логической компетентности сделан вывод: проблема формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения их математике является актуальной и перспективной.

3. Выявлена структура логической компетентности учащихся как составляющей предметной и надпредметной компетентностей: математической, социально-личностной, общекультурной и предметно-мировоззренченских компетентностей, определенных стандартом общего образования по математике:

- логическая грамотность, то есть владение некоторым комплексом понятий и законов, составляющих необходимый базис для развития логического мышления;

- развитое логическое мышление;

- способность использовать логическую грамотность, логическое мышление в учебной деятельности и в жизни;

- способность и умение оценить свою деятельность.

4. Выделены критерии сформированности логической компетентности у учащихся в процессе обучения их математике как критерии сформированности каждого компонента структуры логической компетентности.

5. Определены дидактические условия эффективного формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения математике и сформулированы основные принципы методики успешного формирования этой компетентности у учащихся.

6. Разработана методика формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения математике, включающая цели, содержание, методы и организационные формы обучения, и в опытно-экспериментальной работе проверена ее эффективность.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, все задачи решены, цель исследования достигнута.


Литература:


  1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.-М.: Знание, 1981

  2. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий /Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ (Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова). –М.: 1981г, с. 78-86.

  3. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Епишева О.Б. Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: -М: Просвещение, 1998.-128 с.

  5. Епишева О.Б. Формирование приемов мыслительной деятельности.Математика в школе 1995г.

  6. О.Б. Епишева. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. Просвещение Москва 2003.

  7. М.Г. Ермолаева. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007.

  8. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся-М: Просвещение, 1985 г.

  9. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование-М: Просвещение, 1981г.

  10. Кретинин О.С. Обучение обобщению и конкретизации на уроках математики.

  11. Кулько Б.А., Цехместрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться-М: Просвещение, 1983

  12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении-М: 1972.

  13. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся-М: Просвещение, 1988.

  14. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований-М: педагогика, 1996.

  15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.-М: Знание, 1983

  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления учащихся, 1993г.



Приложение 1
Фрагмент урока

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск