Скачать 327.04 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 3» Педагогический проект Создание дидактических условий на уроках математики, способствующих формированию логической компетентности школьников Выполнила: учитель математики МБОУ «Белоярская СОШ № 3» Лупырь Елена Михайловна 2012 Не мыслям надо учить, а учить мыслить. Э. Кант Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной. Технический прогресс, быстрый рост научных знаний ставят человека перед необходимостью постоянно пополнять и обновлять имеющиеся у него знания, корректировать и соотносить их с новыми открывающимися обстоятельствами. Поэтому перед современной школой встает проблема не просто подготовки учащихся к будущей самостоятельной трудовой деятельности, вооружение их отдельными знаниям и умениями, а в значительно большей степени подготовки их к самообразованию, саморазвитию. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умений анализировать, сравнивать, критически отбирать, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы. Эти умения относятся к разряду общих интеллектуальных умений, поскольку используются в различных предметных областях, при работе с разными знаниями. В этом их универсальность и огромная роль в общем интеллектуальном развитии человека. Основной целью обучения в современной школе должно стать интенсивное развитие умственных и творческих способностей детей, формирование у них различных видов познавательной деятельности, накопленных в социальном опыте человечества. К общим видам познавательной деятельности, в частности, относятся и логические приемы мышления: сравнение, выделение свойств объектов (явлений), подведение под понятие, выведение следствий, классификация, обобщение и др. Вопрос о логической грамотности, как необходимом элементе образования, поставлен во многих педагогических исследованиях. Существует большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы формирования логического мышления в связи с усвоением той или иной специфической системы знаний. Тем не менее, вопросы логической компетентности учащихся остаются весьма актуальными и в настоящее время. Многолетние наблюдения убеждают в том, что в мышлении учащихся старшего звена можно обнаружить недостатки: ориентировка на случайные признаки, которые в данный момент являются наиболее "яркими", нерасчлененность параметров изучаемых объектов, неумение отвечать на заданный вопрос, давать определение какому-нибудь понятию, нечувствительность к противоречиям и др. Таким образом, очевидно, что в практике работы школы существует серьезная проблема: система логической подготовки учащихся не отвечает требованиям времени. Основная причина такого положения дел видится в создавшемся противоречии между существующими потенциальными возможностями логического развития учащихся, потребностью общества в творческих специалистах, обладающих навыками дедуктивного мышления, и низкой реализацией этих возможностей в сложившейся практике школ. Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель: выявить и обосновать дидактические условия, способствующие повышению логической компетентности школьников, и тем самым совершенствующие процесс формирования логического мышления учащихся. Объект исследования: процесс обучения школьников. Предмет исследования: процесс формирования логической компетентности школьников. Гипотеза исследования состоит в исходном предположении о том, что формирование логического мышления школьников будет успешным, если этот процесс будет осуществляться на основе специально разработанного содержания, предусматривающего необходимый минимум логических знаний и умений, а также последовательность их введения через методическую систему формирования логических приемов мышления. Цель исследования и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
В ходе работы над проектом мною было проанализирована психолого-педагогическая литература, специальные исследования по проблеме развития интеллектуальных способностей вообще и логического мышления в частности. Данные исследования показывают, что наиболее активно в психологических исследованиях разрабатываются вопросы природы и механизмов становления психических процессов и слабее-вопросы педагогического воздействия на их формирование, проблема методов, средств, содержания, дидактических условий. При этом необходимо отметить, что данные вопросы являются чрезвычайно важными, поскольку общеизвестно, что совершенствование процесса обучения всегда осуществляется в единстве всех своих компонентов. Таким образом, актуальность проблемы формирования логического мышления у школьников и недостаточная разработанность путей педагогического и дидактического воздействия на процесс его формирования обусловили выбор темы исследования. Основные этапы исследования: 1. На первом этапе исследования (2006-2007г.г.) стояли задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы формирования логического мышления у школьников, разрабатывались исходные теоретические позиции, обобщался опыт. В это же время был проведен констатирующий эксперимент, данные которого позволили определить объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы. 2. На втором этапе (2007-2010г.г.) проводился основной формирующий эксперимент, в процессе которого исследовалась эффективность разработанных дидактических условий формирования логической компетентности школьников. По итогам обучающего эксперимента в программу обучения были внесены необходимые уточнения и дополнения. 3. На третьем этапе (2010-2011г.г.) систематизировались и обобщались полученные материалы экспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации по формированию логической компетентности школьников. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем - определена, научно обоснована и апробирована система дидактических условий формирования логической компетентности школьников; - разработано специальное содержание процесса обучения учащихся логическим приемам мышления; - отобраны соответствующие разработанному содержанию формы, средства и методы обучения; - уточнены критерии и методика определения уровня сформированности логического мышления учащихся. Методическая система формирования приемов логической компетенции школьников. Работу по формированию логической компетенции обучающихся начинаю с диагностики сформированности приемов логического мышления школьников. При этом использую методы диагностики, основанные на общих методах, разработанных в дидактике: анализ устных ответов и письменных работ учащихся, наблюдение за их повседневной учебной деятельностью. А также на особенностях учебной деятельности учащихся по усвоению математики: учет количества и качества решаемых учащимися за одно и то же время задач. По результатам диагностика учащиеся класса делятся на группы: - с положительным отношением к учебе и владеющие логическими приемами мышления; - с положительным отношением к учебе и не владеющие логическими приемами мышления; - с отрицательным отношением к учебе, но владеющие логическими приемами мышления; - с отрицательным отношением к учебе и не владеющие логическими приемами мышления. Это условное деления на группы дает возможность дифференцированно организовать работу по формированию логических приемов мыслительной деятельности у учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Для определения сформированности логических приемов мышления обучающихся использую школьный тест умственного развития (ШТУР). Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков - учащихся 6-9 классов. ШТУР состоит из 6 субтестов. Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда. На следующем этапе использую методы мотивации учебной деятельности, привития интереса к овладению приемами этой деятельности. Для этой цели использую исторические и занимательные материалы, решение задач с профессиональным содержанием, выявление практической значимости изучаемого материала. Перед изучением темы наряду с другими целями ставлю перед обучающимися цель овладения необходимыми приемами логического мышления по решению поставленных задач. Постановка целей учебной деятельности лучше всего осуществляется в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций. Помогая формировать цель учебной деятельности, проблемная ситуация показывает, что старые способы деятельности недостаточны для ее достижения, и, следовательно, необходимы не только новые знания, но и новые приемы мышления. Третий этап - введение приема логического мышления. Например, введение приема сравнения. Для формирования этого приема ставится задача нахождения общих и различных свойств (признаков) объекта: чем похожи объекты и чем отличаются друг от друга. Содержание изучаемого по математике материала дает возможность применять как общий прием сравнения, так и его специализированные варианты: сравнение чисел, углов, отрезков, выражений, способов решений задач и др. На этом этапе преобладают словесные методы обучения: работа обучающихся под руководством учителя, беседа (приложение 1-4). Затем ведется отработка введенного приема с помощью практических упражнений.
Контроль осуществляю с помощью методов и приемов диагностики, методов взаимоконтроля и самоконтроля. Часто на своих уроках использую упражнении вида «найди ошибку» (приложение 8). По результатам контроля проводятся корректирующие действия по отработке приема. С этой целью используются беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок и работа по их исправлению.
На основе обобщенных приемов учебной деятельности осуществляется обучение обучающихся их переносу. На этом этапе используются объяснительно-иллюстративные, проблемные частично-поисковые методы, методы практической и самостоятельной работы. С целью организации учащихся по самостоятельному применению приемов логического мышления акцентируется внимание на ситуациях, в которых это можно сделать, используя такие виды работы, формы деятельности, как:
Элементы обучения нахождению приемов логического мышления содержатся на предыдущих этапах и позволяют наметить некоторые пути самостоятельного нахождения учащимися приемов учебной деятельности:
Сформированность к концу обучения основных обобщенных приемов логических приемов мышления создает необходимый фундамент не только самостоятельной, но и творческой деятельности учащихся. Методическая система формирования приемов логической компетенции школьников представлена в приложении (приложение 9). Практическая значимость исследования заключается в том, что - разработана система заданий, составляющих основу формирования логического мышления школьников; - представлена методическая система формирования логических приемов мышления. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы в школе. Основные положения исследования были представлены: - на методических объединениях учителей математики, физики, информатики; - на заседаниях творческих групп экспериментально-инновационной площадки; - на районном семинаре; - на защите дипломной работы по психологии «Формирования логических приемов мышления на уроках математики».
В ходе исследования провожу мониторинг результатов своей педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по следующим критериям и показателям
Методика диагностики эмоционального отношения к учению, цветовой тест отношений (методика Люшера). На различных этапах обучения обучающимся предлагается выбрать из предложенных цветных карточек ту, которая больше нравится. Предпочтение цвета определяет эмоциональное состояние ученика в момент выбора. Результативность: Уровень обученности моих учеников соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по математике, что подтверждается показателями успеваемости и качества знаний, результатами прохождения выпускниками итоговой аттестации на разных ступенях обучения. Успеваемость учащихся за последние три года составляет 100 %, качество знаний от 42% до 69%. В 2006-2007 учебном году выпускники 11-х классов, сдававшие экзамен по алгебре, подтвердили свои знания: качество выполнения экзаменационных работ составило 49%. За время моей педагогической деятельности в данном образовательном учреждении подготовила 8-х учащихся, окончивших среднюю школу с серебряной медалью «За особые успехи в учении», 1 учащегося с золотой медалью и 5-х учащихся, завершивших основное общее образование с Аттестатом особого образца. Результаты государственной (итоговой) аттестации
Выпускники успешно изучают предметы естественно – математического цикла в высших учебных заведениях. Системный подход в организации педагогической деятельности позволяет добиваться стабильных показателей качества знаний учащихся.
Большое внимание уделяю одаренным детям и школьникам, имеющим высокие познавательные способности. В 2010 году моя ученица показала лучший результат среди учащихся п.г.т. Белый Яр, в 2011 году заняла III место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Мои ученики принимают участие во Всероссийском «Молодежном математическом чемпионате». В 2009-2010, 2010-2011 учебных годах награждены дипломами призеров и дипломами II степени Сургутского района. В 2010-2011, 2011-2012 учебных годах участники Международных олимпиад по основам наук по предмету «Математика» награждены дипломами I, II степени. Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся
Показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету».
Падение интереса к математике в 7 классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики-алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок по предметам, а, следовательно, и падению интереса к учебе. Таким образом, выстроенная система диагностики мотивации учащихся к изучению предмета позволяет объективно оценить степень интереса учеников к изучению математики. Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Для реализации современных требований к общему образованию, которое должно быть ориентировано не только на усвоение учащимися системы знаний и умений, но и на формирование у них опыта деятельности, а также ценностных ориентаций, то есть формирование ключевых компетентностей, и, учитывая современные классификации компетентностей, выделена логическая компетентность учащихся, которая отнесена к ключевым компетентностям. 2. На основе анализа теоретических и практических предпосылок формирования логической компетентности сделан вывод: проблема формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения их математике является актуальной и перспективной. 3. Выявлена структура логической компетентности учащихся как составляющей предметной и надпредметной компетентностей: математической, социально-личностной, общекультурной и предметно-мировоззренченских компетентностей, определенных стандартом общего образования по математике: - логическая грамотность, то есть владение некоторым комплексом понятий и законов, составляющих необходимый базис для развития логического мышления; - развитое логическое мышление; - способность использовать логическую грамотность, логическое мышление в учебной деятельности и в жизни; - способность и умение оценить свою деятельность. 4. Выделены критерии сформированности логической компетентности у учащихся в процессе обучения их математике как критерии сформированности каждого компонента структуры логической компетентности. 5. Определены дидактические условия эффективного формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения математике и сформулированы основные принципы методики успешного формирования этой компетентности у учащихся. 6. Разработана методика формирования логической компетентности у учащихся в процессе обучения математике, включающая цели, содержание, методы и организационные формы обучения, и в опытно-экспериментальной работе проверена ее эффективность. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, все задачи решены, цель исследования достигнута. Литература:
Приложение 1 Фрагмент урока |