План-конспект урока
по теме: «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана».
1. ФИО: Мясникова Ирина Анатольевна
2. Место работы: Лицей № 17 город Кострома
3. Должность: учитель
4. Предмет: биология
5. 10 класс
6. Тема «Основные закономерности явлений наследственности». Урок № 13 «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана».
7. Базовый учебник: под ред. В.К. Шумского, Г.Д. Дымшица. Общая биология. 10 класс, профильный уровень - М: Просвещение, 2006.
8. Цель урока: изучить сущность явления сцепленного наследования генов.
9. Задачи:
обучающие: углубить знания о локализации генов в хромосомах;
- дать понятия о группах сцепления и генетических картах;
- выяснить причины полного и неполного сцепления;
- сформулировать положения хромосомной теории, выяснить ее практическое значение;
развивающие: научиться решать задачи на полное и неполное сцепление;
воспитательные: продолжить формирование у учащихся умения работать в группе, слушать мнение друг друга и принимать общее решение.
10. Тип урока: проблемно – поисковый с использованием ИКТ.
11. Формы работы учащихся: фронтальная устная работа, групповая работа с использованием ИК средств, рефлексия решение электронных тестов.
12. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, проектор, 4 ноутбука с необходимым материалом в группах учащихся.
Структура и ход урока.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный момент
|
| Здоровается с учащимися
| готовят рабочее место, садятся
| 1-мин
| 2
| Актуализация знаний
| 1
| Вызывает одного из учеников выполнять контрольное задание по дигибридному скрещиванию. В это время учитель с классом выполняет задание «переведи с русского на русский». Называет понятие, ученики комментируют его (ген, локус, аллельные гены, гомологичные хромосомы, диплоидный и гаплоидный набор хромосом).
| Ученик выполняет задание на ПК учителя, представляет результат задания.
Ученики класса фронтально дают определения генетическим понятиям.
| 3-4 мин
| 3
| Постановка проблемы
|
| ?1 При каком условии наследование двух или более признаков происходит независимо.
?2 Число генов равно числу хромосом.
? 3 Как наследуются гены, расположенные в одной хромосоме.
На эти вопрос мы должны ответить сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь.
| Дают устно ответы на вопросы.
Формулируют тему и записывают в тетрадь.
| 3 мин
| 4
| Изучение нового материала.
1)Сообщение о Томасе Моргане.
2) Работа в группах по изучению полного и неполного сцепления генов, положений хромосомной теории и ее практического значения.
|
2
3, 4, 5, 6
| Исключений из третьего закона Менделя накапливалось все больше. Например, у гороха форма пыльцы и окраска венчика не давали независимого наследования. Почему? Ответить на этот вопрос удалось американскому генетику Томасу Моргану. Послушайте сообщение о его работах и подумайте над вопросами:
1) объект генетических исследований, выбранный Морганом?
2)Что такое группа сцепления ?
3)Чему равно число групп сцепления? Учитель раздает учащимся задания на карточках, которые они выполняют, работая в группах.
|
Слушают сообщение одноклассника и отвечают на поставленные вопросы.
Делают выводы.
Получают задание на карточках на группу и работают с материалами ФЦИОР и ЦОР на ноутбуках в течение 7 минут.
1 группа ЭОР 3,4(слайд 1,2) при выступлении рассматривает решение задачи на сцепленное наследование генов.
2 группа ЭОР 4 (слайды 3,4,5) и 5 неполное сцепление и его причины с решением задачи.
3 группа формулирует положения хромосомной теории, ЭОР 4 (слайд 7).
4 группа -генетические карты и их практическое значение, ЭОР 4, 6. Учащиеся записывают задачи в тетрадь.
| 5 мин
25 мин
| 5.
| Закрепление нового материала
| 7
| Предлагает учащимся выполнить в группе практический модуль на закрепление изученного материала.
| Выполняют задание по группам на ноутбуках, сообщают результат учителю
| 5 мин
| 6.
| Подведение итогов, домашнее задание
|
| Оценивает выступление представителей групп, выполнение практического модуля, ставит оценку группе
| Если оценка «3», то читать п.33, вопр. стр 210, № 1,2,3 устно.
«4» - придумать 2 задачи на полное сцепление генов и решить (признаки гипотетические).
«5» - придумать и решить 2 задачи на неполное сцепление.
| 2 мин
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |