Конспект занятия
По формированию элементарных математических представлений на тему:
«Математическая сказка»
(старшая группа)
Используемая программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»
Руководитель авторского коллектива Н.В. Федина
Тема занятия
| «Математическая сказка»
| Программное содержание:
| - Развивающая задача: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
-Образовательная задача: Обогащать представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и их свойствах (углы, стороны); продолжать развивать элементарные счетные навыки: порядковый счет, учить считать в пределах восьми, умении отвечать на вопросы «который», «какой по счету». Научить детей делить на 2 равные части целое, дать понятие, что одна из них называется "одна вторая", что целое больше части, а часть меньше целого. Продолжить обучению счету, видоизменению геометрических фигур (деление квадрата на два треугольника), с целью развития логического мышления.
-Воспитательная задача: воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, воспитывать взаимоуважение.
| Предварительная работа с воспитанниками
| -Знакомство с геометрическими фигурами; подготовка выставки детского творчества «Краски осени» на листах разной геометрической формы; работа с ножницами; работа с чипсами (Монтессори - материал) четные, нечетные числа.
| Дидактическое обеспечение занятия
| - Магнитная доска, музыкальный центр, аудиозапись «Где ты, где ты, милая осень», мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация «Физминутка», фигурки короля Треугольника и короля Квадрата, 8 треугольников одинакового размера, ножницы для каждого ребенка, набор квадратов четырех разных цветов из цветной бумаги для каждого ребенка, по 6 счетных палочек на каждого ребенка, карточки от 1 до 8 с изображением цифры и количества.
| Структура занятия
| 1)Вводная часть (длительность 1-2 мин). Цель: настроить группу на совместную работу, создание интереса и эмоционального настроя к занятию и между всеми участниками.
2)Основная часть (длительность 20 мин.) Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
-наглядные приемы: показ;
-словесные приемы: вопрос, использование загадки, стихотворения;
-игровые приемы: сюрприз, неожиданность;
- косвенные приёмы: напоминание, совет, замечание, поправка;
-творческая работа (аппликация изготовление гирлянд для украшения домов).
3)Заключительная часть(2-3 мин)
Цель: подвести итог занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
| Используемая литература
| Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» Издательство «Просвещение», 2011, стр. 78-80
Большая книга загадок
В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей). Издательство «Знание», 2003.
Педагогика нового времени. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.- Воронеж, 2007
|
Этап занятия. Время, продолжительность
| Содержание работы
| Действия детей
| Примечания
| Вводная часть (длительность 1-2 мин.)
| Воспитатель входит в группу в осеннем наряде и эмоционально приветствует детей.
-Здравствуйте дорогие ребята, вы меня узнали?
-Заглянула я к вам, потому что увидела в группе замечательную выставку осенних работ. Вижу, что выполнили вы их на листах разной геометрической формы. Какие фигуры вы использовали?
- Катя, какой формы листок ты использовала?
-Данила, какой формы листок ты использовал?
- Камила, а у тебя?
- А ты, Азамат?
-Чудесная выставка!
- Ребята я хочу пригласить вас на коврик и рассказать вам интересную сказку.
- Жили-были в одном сказочном городке мирные, добрые и трудолюбивые жители. Правил тем городом старый король. Отгадайте, как его звали:
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник –
Я тупо-, прямо-, остро-
Угольный .....
- Жили жители города большими дружными семьями и были очень хорошими строителями. Строили они дома и вместе.
Воспитатель читает стихотворение и раскладывает на магнитной доске «стенку»
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас
Всего по три-
Три стороны я три угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
- Вот какая стенка у нас получилась.
- Какой формы были кирпичики?
-Из скольких кирпичиков она сложена. Давайте посчитаем.
-Правильно! Какие вы молодцы!
Чтобы продолжить нашу сказку я приглашаю вас за столы. Приглашаю сначала девочек, а потом мальчиков. Согласны? Уступим место сначала девочкам?
- Однажды король Треугольник объявил жителям города о приближении праздника и велел каждой семье изготовить гирлянду из разноцветных треугольных флажков и украсить ими свои дома. Он раздал горожанам разноцветную бумагу для флажков. Вот такую.
-Какой формы листы бумаги?
- Какой формы листы бумаги? Правильно, квадратные. Никак не могли жители города догадаться, как же им сделать треугольные флажки из квадратных листов бумаги. Долго думали. И придумали, давайте и мы подумаем.
- Кто догадался?
-Правильно. Умница Дина. Давайте каждый из вас возьмет понравившийся квадрат и путем сложения пополам по диагонали разрежет его ножницами.
- На сколько частей вы разделили лист? Покажите пожалуйста.
- Правильно, на две.
_ Матвей, скажи пожалуйста, как можно назвать одну часть?
Воспитатель дает детям новое понятие, что одна половина называется «одна вторая». Ребята повторите.
-Зарина, а как ты думаешь, что больше целый лист или один флажок?
-Миша, а как можно проверить что больше?
-Вот так и жителя этого сказочного городка сделали красивые разноцветные флажки, из них гирлянду, украсили ими свои дома, давайте и мы, ребята, сделаем такие разноцветные гирлянды из 8 флажков, но так, чтобы, ни один цвет не повторялся. Воспитатель приглашает Матвея выполнить это задание на интерактивной доске
-Проверьте пожалуйста, правильно ли ваш сосед выполнил задание.
-Давайте посчитаем, сколько флажков в нашей гирлянде.
-С такими красивыми гирляндами так и хочется поиграть! Давайте поиграем в игру «Назови какой по счету»
-Арсений, какие по счету у тебя синие флажки?
-Катя, какие по счету у тебя красные флажки?
- Настя, какие по счету у тебя зеленые флажки?
- Какие вы молодцы справились с заданием! Сейчас давайте выполним зарядку. Воспитатель включает мультимедийную установку и просит обратить внимание детей на экран.
Воспитатель читает физминутку:
-Сколько видите квадратов
Столько раз присесть вам надо.
-Сколько видите кругов
Столько сделайте прыжков
-Сосчитаем точки в круге
Столько раз поднимем руки
-Мы качнемся столько раз
Сколько ромбиков у нас
-Осенние листья мы посчитаем
И на стульчики присядем
-Все запомнили сколько листочков вы посчитали, я буду подходить к вам а вы мне будете говорить число так чтобы ваш сосед не услышал. (Воспитатель применяет метод нашептывания Амонашвилли).
- Правильно, Листочков у нас получилось столько же сколько и флажков на нашей гирлянде.
-Продолжим нашу сказку. И вот наступил день праздника Осени. Весь народ пришел на площадь города. В центре площади на троне сидел старый король треугольник.
- Верные мои граждане, - обратился к людям король.
-Хочу объявить вам, что трудно мне старому стало управлять городом. Отныне городом будет править самый умный, самый сообразительный и самый догадливый. А чтобы найти такого, задам я вам две задачи. Но для этого нам нужно поделиться на 2 команды: четные и нечетные.
Воспитатель использует для выполнения задания короля индивидуально-дифференцированный подход. Для того чтобы нам поделиться на команды я предлагаю вам вы брать любую карточку с изображением цифры и количества, которые лежат на моем подносе.
- По смотрите и проверьте какая у вас цифра: четная или нечетная?
Воспитатель предлагает детям занять сторону четных и нечетных чисел.
-Молодцы ребята! Итак, 2 команды построены. Уважаемый король задает первое задание команде четных чисел. На коврике в ряд лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее руками?
Контроль заданий осуществляется показом ребенка на магнитной доске
- Воспитатель зачитывает второе задание короля для нечетных чисел: составить домик из 6 палочек.
Контроль заданий осуществляется показом ребенка на магнитной доске
-Молодцы ребята! Все вы сегодня можете стать моими помощниками. И не огорчайтесь, у кого не получилось. Мы с вами будем тренироваться. А поможет нам в этом зона логических игр в свободное время.
-Король видит, как вы все старались сегодня.
-Молодцы ребята, говорит вам королева Осень.
Воспитатель снимает осеннюю корону и привлекает внимание детей к зоне опытно-экспериментальной деятельности в группе.
Спасибо за внимание!
| Дети встречают Осень около входа в группу с большим интересом.
- Да! Мы Вас узнали. Вы осень.
-Мы использовали геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
-Катя отвечает: квадратный.
-Данила отвечает: треугольный.
-Камила отвечает:круглой.
-Азамат отвечает: прямоугольный.
Дети радуются похвале.
- Дети проходят на коврик и располагаются не мешая друг другу
Слушают внимательно воспитателя
Дети хором отвечают: треугольник.
Дети внимательно смотрят, как воспитатель выкладывает стенку из кирпичиков на магнитной доске.
- Кирпичики треугольной формы.
Дети считают из скольки треугольников построена стена. Получилось 8 треугольников.
-Мальчики: согласны.
Девочки берут стульчики и садятся за столы.
Мальчики берут стулья и садятся за столы.
Дети обращают внимание на листы бумаги, которые лежат у них на столе
-Листы квадратной формы
Дети думают, как сделать треугольные флажки из квадрата
-Дина отвечает: квадрат нужно сложить пополам и разрезать его на 2 части.
Дети берут любой квадрат и разрезают его по диагонали пополам.
Дети отвечают: на две, показывая 2 треугольника, которые у них получились путем деления.
-Матвей отвечает: половина.
Дети повторяют что одна часть половины листа называется «одна вторая»
Зарина отвечает: целый лист больше чем флажок.
-Миша отвечает и показывает: наложить треугольник на квадрат.
Матвей выполняет задание на интерактивной доске
Ребята проверяют друг друга, не совпадают ли у них цвета.
Дети считают флажки и отвечают: 8 флажков
-Арсений отвечает: первый и шестой.
-Катя отвечает: пятый и третий.
-Настя отвечает: второй и восьмой.
Дети смотрят на интерактивную доску
-Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и приседают.
-Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и прыгают.
-Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и поднимают руки.
-Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и качаются.
-Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и садятся на стульчики.
Дети отвечают по одному : 8 листочков.
Дети берут по 1 карточке с подноса воспитателя
Дети проверяют по карточке какая им досталась цифра методом Монтессори
Дети занимают свои места
Дети думают и выполняют задание
Матвей выходит к магнитной доске и демонстрирует правильный ответ от 1 команды
Дети думают и выполняют задание
Миша выходит к магнитной доске и демонстрирует правильный ответ от 2 команды
| Звучит осенняя мелодия «Где ты, где ты, милая осень»
- На магнитную доску выставляется фигура короля Треугольника
8 одинаковых треугольников
На столах 4 листа бумаги квадратной формы разного цвета и ножницы на каждого ребенка.
На интерактивной доске расположены треугольники разного цвета
Мультимедийная установка, интерактивная доска
Слайд 1 с изображением квадратов
Слайд 2 с изображением кругов
Слайд 3 с изображением круга с точками внутри него
Слайд 4 с изображением ромбиков
Слайд 5 с изображением осенних листьев.
Карточки с изображением цифры и количества на подносе.
По 3 счетные палочки на каждого ребенка
По 6 счетных палочек на каждого ребенка
| |