МКОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»
Курская область, Курчатовский район.
Жмакина Елена Александровна
Урок мастерская построения знаний по теме Ткани» в 6 классе.
Цель урока: изучить ткани растений и особенности их строения в связи с выполняемой функцией.
Организационный момент.
Учащиеся садятся по группам. Учитель говорит о целях урока и о форме работы на уроке.
1. Изучение нового материала.
Перед учащимися лежит лист ватмана, фломастеры и кусочки ткани. Учащимся необходимо разделить кусочки ткани на группы по определенному признаку. Это поможет им в решении биологической задачи, поставленной сегодня в мастерской.
Вопрос классу: как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ребята вместе с учителем формулируют тему урока
Самоконструкция.
Учащимся предлагается самим сформулировать определение ткани растения и записать его на своих листах.
Социализация.
Ребята работают над формулировкой понятия и записывают его на листах.
Афиширование.
Каждая группа афиширует результат своей работы.
Разрыв.
Ребята вместе с учителем корректируют свои определения и приходят к правильной формулировке. Записывают на лист ватмана.
Социоконструкция.
Каждой группе выдаются карточки с названиями тканей и информацией о них. Карточки расположены беспорядочно, требуется найти определенный порядок в информации.
Необходимо расположить карточки так, чтобы получился связанный текст.
Содержание карточек.
-Механическая ткань
-Образовательная ткань
-Запасающая ткань
-Фотосинтезирующая ткань
-Проводящая ткань
-Покровная ткань
-Содержит крупные клетки мешкообразной формы, без ядер; или клетки с большими вакуолями.
-Идет движение воды с минеральными веществами вверх из почвы ко всем частям растения.
-Ткань, расположенная в местах роста стебля, на верхушках корней и побегов; основное свойстводеление и рост клеток.
-Состоит из тонких трубочек - капилляров; содержит также ситовидные трубки.
-Защищает растение от внешнего воздействия, нагревания, излишнего испарения.
-Способна к фотосинтезу- процессу образования органических веществ в зеленых частях растения.
-Обеспечивает рост растения в высоту и ширину.
- Содержит пластиды с пигментами ( красящие вещества), способными улавливать солнечный свет.
- Способна хранить запас различных веществ.
- Опорная ткань растения, обеспечивает прочность и гибкость.
-Состоит из живых клеток с неравномерно утолщенными стенками или мертвых клеток с одревесневшими утолщенными оболочками.
- Ткань, расположенная на границе с внешней cpeдой, состоит из плотно сомкнутых клеток с толстыми стенками.
Социализация и афиширование.
Ребята показывают, что у них получилось.
Учитель демонстрирует свой вариант таблицы и ученики сравнивают его со своими результатами.
Название ткани
| Особенности строения
| Функция
| Запасающая ткань
| Содержит крупные клетки
| Способна хранить запас
|
| мешкообразной формы, без
| различных веществ.
|
| ядер; или клетки с большими
|
|
| вакуолями.
|
|
| Образовательная ткань
| Ткань, расположенная в
| Обеспечивает рост растения в
|
| местах роста стебля, на
| высоту и ширину.
|
| верхушках побегов и корней;
|
|
| основное свойство- деление и
|
|
| рост клеток.
|
|
| Фотосинтезирующая ткань.
| Содержит пластиды с
| Способна к фотосинтезу-
|
| пигментами (красящие
| процессу образования
|
| вещества), способными
| органических веществ в
|
| улавливать солнечный свет.
| зеленых частях растения.
| Покровная ткань.
| Ткань, расположенная на
| Защищает растение от
|
| границе с внешней средой;
| внешнего воздействия,
|
| состоит из плотно сомкнутых
| нагревания, излишнего
|
| клеток с толстыми стенками.
| испарения.
| Проводящая ткань.
| Состоит из тонких трубочек-
| Идет движение воды с
|
| капилляров; содержит также
| минеральными веществами
|
| ситовидные трубки.
|
| вверх из почвы ко всем частям
|
|
|
| растения.
| Механическая ткань.
| Состоит из живых клеток с
| Опорная ткань растения,
|
| неравномерно утолщенными
| обеспечивает прочность и
|
| стенками или мертвых клеток с
| гибкость.
| I
| одревесневшими
|
|
| утолщенными оболочками.
|
| Само конструкция.
Учитель дает следующее задание.
Нарисовать на листах предполагаемое строение различных тканей.
Группы работают над заданием, а затем афишируют результаты своей работы.
Самоконструкция.
Каждой группе выдаются рисунки разновидностей тканей ( без подписей). Необходимо определить, где какая ткань. Можно продемонстрировать микропрепараты тканей и ребята, глядя в микроскоп, должны сказать, какая перед ними ткань.
В конце урока все вместе подыскиваем слово, отражающее закономерность, связывающую строение и функции тканей.
Вывод: строение и функция соответствуют друг другу.
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какие знания вам сегодня пригодились?
Домашнее задание.
п. 8,9, сделать конспект по уроку. |