Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
ПАСПОРТ
______________________________ (указывается иерархическое название в соответствии с единым классификатором, ОрОС, ФГОС) компетенции:
«_____________________ (приводится формулировка согласно ОрОС, ФГОС) (____ указывается код в соответствии с единым классификатором компетенций НИУ ВШЭ)» Направление подготовки ----------------.— (указывается код направления с расширением 62 для бакалавров и 68 для магистров) ____________________________ (указывается наименование направления подготовки) Профиль подготовки (указывается только при наличии профиля, иначе - удаляется) Квалификация (степень) выпускника _________ (указывается или бакалавр, или магистр) Нормативный срок обучения ___________ (указывается 4 (бакалавриат) или 2(магистратура) года)
Москва– 201_г. Содержание:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ (ИЕРАРХИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ) КОМПЕТЕНЦИИ: «ТЕКСТОВАЯ ФОРМУЛИРОВКА КОМПЕТЕНЦИИ» ПРИ ОСВОЕНИИ ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ _______.___ «___________________»
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
1.1. Название компетенции: «_____________».
Используемое сокращенное название (код по ЕКК НИУ ВШЭ)- (сокращенное название) ВНИМАНИЕ! Заполняется при наличии общепринятого сокращенного названия или возможности сформулировать краткое название.
1.2. Краткая характеристика компетенции: (Пример: Данная компетенция является одной из базовых профессиональных компетенций бакалавра физико-математического образования. Проектирование, организация, реализация и оценка результатов процесса обучения в сфере физико-математического образования является одной из основных профессиональных задач бакалавра по направлению «физико-математическое образование». Для успешного решения данной задачи необходимо овладение компетенцией ПК-1 на примере материала стохастической линии в образовании).
1.3.Перечень признаков проявления компетенции (глагол, 3-е лицо, ед. число):
(Пример:
формулирует основные определения стохастики;
рассматривает совокупность случайных событий, вычленяя их из многофакторных жизненных событий;
выбирает методику решения поставленной стохастической проблемы исходя из ее реалистичности;
выполняет решения стохастических задач с требуемой надежностью и точностью;
определяет факторы, влияющие на решение, и разделяет их на значимые и малозначимые;
осуществляет отсев малозначимых влияющих факторов;
проводит статистическую обработку данных (так же с использование информационных технологий);
проверяет соответствие выдвинутых гипотез результатам решения стохастической проблемы;
анализирует и сопоставляет происходящие вокруг события с точки зрения стохастики.)
1.4.Структура компетенции
Бакалавр /Магистр (оставить нужное) должен
знать:
(Пример:
основные определения и понятия стохастики;
основные методы исследований, используемых в стохастике;
определения стохастических понятий, называет их структурные характеристики;
основные теоремы и правила;
определения процессов как многофакторных, случайных и нелинейных;
рамки корректного использования основных понятий, связанных с математической статистикой, стохастическими моделями;)
уметь:
(Пример:
выделять совокупность случайных событий, вычленяя их из многофакторных жизненных событий;
обсуждать в малых группах способы эффективного решения стохастических задач;
распознавать эффективное решение от неэффективного;
объяснять (выявлять и строить) типичные модели решения стохастических задач;
видеть стохастические компоненты в компетентностно-ориентированных заданиях и успешно их решать;
применять стохастические знания в профессиональной деятельности; использовать их на междисциплинарном уровне;
приобретать знания в области физико-математических наук;
корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания).
владеть(демонстрировать):
(Пример:
практическими навыками использования элементов стохастики на других дисциплинах, на занятиях в аудитории и на педагогической практике в школе;
способами демонстрации умения анализировать ситуацию, абстрагируя нематематическое описание компетентностно-ориентированных заданий до уровня математических моделей.
методами инсценировки различных моделей поведения с целью решения коммуникативных задач;
навыками и методиками обобщения результатов решения, экспериментальной деятельности;
способами оценивания значимости и практической пригодности полученных результатов, и, прежде всего, для себя;
возможностью междисциплинарного применения стохастических методов.
основными методами исследования в области стохастики, практическими умениями и навыками их использования;
основными методами решения задач в области стохастики;
профессиональным языком предметной области знания;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.)
1.5. Планируемые уровни сформированности стохастической компетенции у студентов-выпускников вуза
(рекомендуемое число от 2 до 5. В таблице приведен пример 5-уровневой структуры.)
| Уровни сформированности компетенции
| Индикаторы
| 1
| 2
| 3
| 1
| Нулевой уровень
(Компетенция не развита. Студент не владеет необходимыми навыками и не старается их применять.)
| Не имеет понятия об элементах стохастики. Не дифференцирует случайные и неслучайные события в обычной жизни. При решении стохастических задач опирается, прежде всего, на житейский опыт, без аналитико-синтетических обобщений
| 2
| Низкий уровень
(Компетенция недостаточно развита. Студент частично проявляет навыки, входящие в состав компетенции. Пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него не всегда получается.)
| Знает основные определения и понятия стохастики. Воспринимает, видит, сопоставляет, сравнивает стохастические явления и факты. Проявляет интерес к стохастическим феноменам, старается найти закономерности случайных событий
| 3
| Базовый уровень (как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО)
| Воспроизводит определения стохастических понятий, называет их структурные характеристики.
Перечисляет основные теоремы и правила.
Определяет процессы как многофакторные, случайные и нелинейные
Воспроизводит и корректно использует основные понятия, связанные с математической статистикой, математическими моделями. Характеризует возможности методов, границ их применения, возможные риски, степень надежности
Оценивает точность полученных результатов решения задач. Устанавливает прочные логические связи математико-стохастической интерпретации с исходным нематематическим описанием жизненной ситуации, и решает проблему
| 4
| Продвинутый
(студент владеет сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, проявлять соответствующие навыки в ситуациях повышенной сложности.)
| Обсуждает в малых группах способы эффективного решения стохастических задач.
Распознаёт эффективное решение от неэффективного.
Объясняет (выявляет и строит) типичные модели решения стохастических задач.
Видит стохастические компоненты в компетентностно-ориентированных заданиях.
Анализирует задание.Выбирает метод решения проблемы. Разрабатывает план решения проблемы. Проводит решение жизненных задач с применением стохастики.
Рассчитывает решение и оценивает его. Устанавливает влияние факторов на показатели качества эксперимента. Строит зависимости. Определяет доверительные границы.
Устанавливает корреляционные связи.
| 5
| Высокий
(лидерский уровень развития компетенции. Данный уровень необходим только для магистра, который по своим должностным обязанностям может принимать стратегические решения. Для бакалавра он является желаемым, но не обязательным)
| Использует элементы стохастики на занятиях, в период практик, в жизненных ситуациях.
Демонстрирует умение анализировать ситуацию, абстрагируя нематематическое описание компетентностно-ориентированных заданий до уровня математических моделей.
Инсценирует различные модели поведения с целью решения коммуникативных задач. Сопоставляет полученные результаты с уже известными.
Обобщает результаты. Оценивает значимость и практическую пригодность полученных результатов, и прежде всего для себя. Видит возможность междисциплинарного применения стохастических методов.
|
1.6. Наличие компетенции
Уровень (заполняется по таблице планируемых уровней: количество и названия)
| Абитуриент
| Бакалавриат
| Выпускник бакалавриата
| Магистратура
| Выпускник магистратуры
| 1 курс
| 2 курс
| 3 курс
| 4 курс
|
| 1 курс
| 2 курс
|
| нулевой
| х
| х
|
|
|
|
|
|
|
| низкий
| х
| х
| х
|
|
|
|
|
|
| базовый
|
|
| х
| х
| х
| х
|
|
|
| продвинутый
|
|
|
|
| х
| х
| х
| х
|
| высокий
|
|
|
|
|
|
|
| х
| х
|
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ (ИЕРАРХИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ) КОМПЕТЕНЦИИ: «ТЕКСТОВАЯ ФОРМУЛИРОВКА КОМПЕТЕНЦИИ» ПРИ ОСВОЕНИИ ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ _______.___ «___________________»
2.1. Цель программы: сформировать у студентов данную компетенцию при освоении ООП ВПО.
2.2. Содержание образования, необходимое для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.
Базовая структура знания (БСЗ), необходимая студенту для освоения данной компетенции
№ п/п
| Компоненты БСЗ
| Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделы), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО
| 1
| 2
| 3
| 1
| Фундаментальные знания из области __________
|
| 2
| Прикладные знания из области ____________
|
| 3
| Владение технологиями, применяемыми при профессиональной деятельности (информационные, интерактивные, мультимедийные,и т.д.)
|
| 4
| Освоение структуры и содержания программы школьного курса математики по стохастической тематике
|
| 5
| Формирование основных элементов детерминированного мировоззрения
|
| |