МБОУ «Касплянская СОШ»
Смоленского района Смоленской области
Методическая разработка
двухурочного цикла
по теме
«Итоговое повторение. Логарифмические уравнения»
в 11 классе по программе А.Г.Мордковича Богачёвой Ольги Вениаминовны,
учителя математики
2012
Методическая разработка
двухурочного цикла
по теме «Итоговое повторение. Логарифмические уравнения»
в 11 классе по программе А.Г.Мордковича
Цели: 1.Совершенствовать знания о типах и способах решения логарифмических уравнений, навык решения стандартных уравнений, умение самостоятельно применять знания в нестандартных ситуациях. 2. Развивать ОУУН, математическую речь, алгоритмическую культуру, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. 3. Воспитывать организованность, самостоятельность, трудолюбие, ответственное отношение к учебному труду. Структура цикла - И-С. Оборудование - дидактические материалы.
Краткая схема урока изложения нового материала
Этап урока
| Время
| Особенности
этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Оргмомент. Сообщение темы и цели, типа урока.
| 1 мин.
| Кратковременность, подготовка к активной работе.
| Организует внимание учащихся, определяет задачи урока, мотивирует деятельность.
| Настраиваются на работу, формулируют личные цели.
| Актуализация знаний, входной контроль.
| 9 мин.
| Проверка знаний пройденного ранее материала и готовности к повторению нового.
| Проводит зрительный математический диктант с последующей проверкой.
| Вспоминают материал, письменно отвечают на вопросы. Осуществляют самопроверку.
| Изучение нового материала.
| 20 мин.
| Материал структурируется в виде плана, конспекта. Работа фронтальная.
| Проводит обзор типов логарифмических уравнений, встречающихся в ЕГЭ.
записи формул и примеров на доске.
| Систематизируют знания, сравнивают, анализируют, выделяют главное, делают выводы, конспектируют.
| Репродуктивное закрепление.
| 13
мин
| Проходит с опорой на конспект, образцы выполнения заданий.
| Выполняет пошаговую проверку деятельности учащихся, оказывает помощь, консультирует.
| Выполняют одинаковые задания, аналогичные разобранным при объяснении.
| Итог урока. Домашнее задание.
| 2 мин
| Домашняя работа является частью тренировочного закрепления и подготовкой к самостоятельной работе.
| Оценивает эффективность урока, повторяет основные выводы, знакомит с перспективой работы. Инструктирует о характере и объёме задания.
| Делают выводы о личном продвижении, слушают, записывают задание.
|
Урок изложения нового материала
(Урок И) I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II.Актуализация знаний, входной контроль. Дайте определение логарифма.
Сформулируйте основное логарифмическое тождество.
Продолжите рабочие правила:
Логарифм произведения равен …
Логарифм частного равен …
Логарифм степени равен …
Далее проводится математический диктант, проверяющий знание понятия логарифма и умение его вычислять.
Диктант одновариантный, базового уровня, зрительный ( задания записаны на доске, что позволяет каждому ученику работать в своем темпе, выполняя их последовательно).
Задания диктанта:
7; ; ; ; ; ; ; lg4+lg25.
Ответы: 2; 1; 3; задание некорректно; -1; 0; задание некорректно; 2; 1; 1; 3; 2.
III. «Изучение» нового материала.
Обзор типов логарифмических уравнений, встречающихся в ЕГЭ, повторение методов и способов их решения, сравнение и анализ решений.
Фронтальная работа. В результате работы не доске остаются следующие записи:
IV. Репродуктивное закрепление.
Решение логарифмических уравнений из заданий ЕГЭ: V. Итог урока. Обобщение теоретического материала. Назовите основные методы решения логарифмических уравнений.
В каких случаях проверка корней является обязательным этапом решения уравнения?
Как можно проверить корни уравнения? VI. Домашнее задание. В условиях итогового повторения в 11 классе, домашняя работа является частью тренировочного закрепления и подготовкой к самостоятельной работе.
Кроме того, несколько сильных учеников заранее дома готовят решения и объяснения к своим решениям уравнений повышенной сложности из 2-ой и 3-ей частей ЕГЭ.
Решить уравнения из заданий ЕГЭ:
Краткая схема урока самостоятельной работы
(урок С)
Этап урока
| Время
| Особенности
этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Оргмомент. Сообщение темы и цели, типа урока.
| 1 мин.
| Кратковременность, подготовка к активной работе.
| Организует внимание учащихся, определяет задачи урока, мотивирует деятельность.
| Настраиваются на работу, формулируют личные цели.
| Проверка домашней работы. Подготовка к самостоятельной работе
| 16 мин.
| К самостоятельной работе учащиеся готовились дома.
| Фронтально проверяет домашнюю работу, консультирует.
| Заранее подготовленные ученики работают у доски.
Остальные слушают, принимают активное участие в обсуждении ответов. Осуществляют самопроверку дом. работы.
| Проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме.
Самостоятельная работа
| 20 мин
| 2 варианта одинаковой трудности, нарастание сложности внутри варианта.
| Наблюдает за работой учащихся.
| Выполняют задания.
| Самооценка работы
| 5 мин
| Перед сдачей работы учащиеся выписывают в рабочую тетрадь ответы.
| Собирает работы, открывает список верных ответов.
| Проверяют правильность ответов.
| Итог урока. Домашнее задание.
| 3 мин
| Домашняя работа является частью работы над ошибками и тренировочного закрепления.
| Рядом с каждым ответом указывает номер задания из учебника, которое надо решить, чтобы ликвидировать пробел в знаниях.
| Делают выводы о своих достижениях, записывают номера заданий из учебника, которые надо решить, если ответ не совпал с правильным или задание не было сделано.
|
Урок самостоятельной работы
(урок С)
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. II.Проверка домашней работы. Подготовка к самостоятельной работе. Ученик, заранее подготовившийся дома, рассказывает об основных приёмах и методах решения логарифмических уравнений, проверке корней логарифмических уравнений, используя в качестве примеров задания ЕГЭ.
Второй ученик, тоже заранее подготовившийся, записывает на доске, а затем объясняет классу решение одного из уравнений повышенной сложности из 3-ей части ЕГЭ.
Во время подготовки отвечающих класс работает фронтально: проверяются ответы заданий домашней работы (используется метод «да - нет» ), проводится консультация по вопросам, вызвавшим затруднения.
III. Проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме.
Самостоятельная работа. IV. Самооценка работы. Работы сдаются учителю за 5 минут до окончания урока. Перед сдачей работы учащиеся выписывают в рабочую тетрадь ответы ко всем заданиям. Учитель собирает работы и открывает список верных ответов. Ученики проверяют правильность своих ответов. V. Итог урока. Домашнее задание. Домашняя работа является частью работы над ошибками. Рядом с каждым ответом учитель указывает задание, которое надо решить, чтобы ликвидировать пробел в знаниях. Ученики, сделав вывод о своих достижениях, записывают задания, которые надо решить дома, если ответ не совпал с правильным или задание не было сделано.
Учитывая специфику 11 класса, домашняя работа не ограничивается работой над ошибками, а дополняется другими заданиями базового или более высокого уровня трудности из ЕГЭ.
Задания самостоятельной работы |