Пояснительная записка
к уроку математики в 6 классе по теме
«Умножение обыкновенных дробей»
Аннотация.
Разработка урока «открытия» нового знания по теме « Умножение обыкновенных
дробей» для 6 класса по УМК Виленкин Н.Я. и др. иллюстрирует
применение новых образовательных технологий в учебном процессе:
компьютерные технологии, ИКТ.
проблемное обучение,
уровневая дифференциация.
Автор: Кузнецова М.В. учитель математики ГБОУ гимназии № 1590 г.Москвы
Тема, класс: Умножение обыкновенных дробей, 6 класс
Тип: Урок урока «открытия» нового знания
Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности
Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие «Математика, 6», 2011г. издательство «Мнемозина»
Раздел: Глава I. Обыкновенные дроби. §3.Умножение и деление обыкновенных дробей. П.13. Умножение дробей.
Количество часов: 170 учебных часов в год, 5 учебных часов в неделю
Цель урока: формировать способности к открытию нового алгоритма действий с
обыкновенными дробями , создать условия для формирования математической компетентности обучающихся, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Умножение дробей».
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности,
прививать умение совместно работать в парах, группах, ответственного отношения за результаты своего труда;
- в метапредметном направлении:
развивать первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники,
формировать понимание сущности алгоритмических предписаний и развивать умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- в предметном направлении:
формировать представление о дроби, как важнейшей математической модели, позволяющей описывать и изучать реальные процессы и явления,
формировать умение выполнять умножение обыкновенных дробей,
формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера.
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.
Оборудование: ПК, проектор, карточки для рефлексии, мел, доска.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа. Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования ИКТ и резервов самостоятельной работы обучающихся.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
Содержание урока:
Организационный момент.
Актуализация.
Постановка проблемы.
«Открытие» нового знания.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Повторение, включение в систему знаний.
Итог урока.
1 этап – организационный ( 2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
2 этап - актуализация знаний, постановка проблемы (3 мин) Выполняются задания со слайда, в парах, обсуждение результатов происходит фронтально. Ребята повторяют основные действия с дробями, которые на тот момент известны ребятам и необходимы для изучения нового материала. Задание следующего слайда представляет собой пример по новой теме и потому его решение наталкивает на проблему, решение которой предлагается рассмотреть на уроке. Таким образом, учащиеся приходят к выводу о недостатке знаний по теме «Обыкновенные дроби», предлагают рассмотреть «Умножение обыкновенных дробей».
3 этап – открытие детьми нового знания (15 мин) Начинается он с решения примеров. В результате, учащиеся, с помощью логических рассуждений находят и выделяют необходимую информацию, которая позволяет им самостоятельно ответить на вопрос: «Как выполнить умножение обыкновенных дробей?».
4 этап – первичное закрепление( в парах)(8 мин) учащимся предлагается самостоятельно решить задачу по новой теме, с дальнейшей её проверкой с помощью решения на слайде. Учащиеся , которые справились с данной задачей, помогают более слабым ученикам. Далее учащиеся формулируют правила умножения и отрабатывают их на примерах со слайда.
5 этап –самостоятельная работа (10 мин) выполнятся индивидуально с дальнейшей взаимопроверкой и фронтальным обсуждением характера выполненных ошибок. Здесь можно увидеть каков примерно процент качества усвоения материала, попросив поднять руки учащихся, получивших отметки «5» и «4».
6 этап-повторение, возврат к вопросу всей задачи(4мин).
7 этап – итог занятия (3 мин) .Учитель предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся. Задает задание на дом.
Анализ урока: Данный урок, проведенный в 6 классе (средний показатель качества обученности), дал результат (по итогам самостоятельной работы) 64% качества и 100% успеваемости. Характер ошибок, допущенных в работе – вычислительные, сократимая дробь в ответе. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
Мой опыт проведения уроков показывает, что если темп работы класса средний, а
класс неоднороден по скорости восприятия и усвоения материала , то необходимым
условием проведения урока, становится уровневая дифференциация. Поэтому я предлагаю
использовать не только презентацию к нему, но и дополнительные
задания на карточках и ресурсы.
При создании презентации к уроку использовалась программа Microsoft Power Point
. В конспекте урока вы увидите ссылки на слайды презентации. Особенно рекомендую
вывести на экран:
алгоритм умножения дробей, как итог « открытия» нового знания.
ответы самостоятельной работы для самопроверки и фиксации затруднений.
Структура и ход урока:
№
| Этап урока
| Эор
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Предметные
учебные действия
| Формирование УУД
(личностные, метапредметные)
| Время в мин.
(в мин)
| 1
| Организационный момент
| слайд
№1-
| приветствует обучающихся, настраивает на работу,
предлагает проверить готовность рабочего места,
ставит проблемы, используя при этом оформленный в презентации
девиз урока.
«Чем больше я знаю, тем больше умею». Как вы понимаете этот девиз?
| приветствуют учителя,
проверяют готовность к уроку
высказывают свое мнение на поставленный вопрос
То есть, используя то, что мы уже знаем, можем научиться чему-то новому.
|
| Познавательные
(умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы).
| 2
| 2
| Актуализация знаний. Постановка проблемы
| слайд
№5 ,6
| Давайте повторим, что мы уже знаем, и в ходе повторения найдем, чему нам надо научиться, поставим перед собой задачу и сформулируем тему урока.
По слайду презентации идет повторение объявляет цели урока,
записывает дату и тему урока на доске – “Умножение обыкновенных дробей ”.
| Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сталкиваются с проблемой.
записывают дату и тему урока в тетради.
| Вспоминают сложение обыкновенных дробей, сокращение дробей, выделять целую часть из неправильной дроби
| Регулятивные
(способность к волевому усилию)
| 3
| 3.
| “Открытие” детьми нового знания.
| слайд
№7-9
слайд
№10
| 1.Подготовительное задание
Замените произведение суммой
3 • 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3
8 • 2 = 8 + 8
b • 3 = b + b + b
|
заменяют
|
| Познавательные
умение вести поиск и выделять необходимую информацию
способность строить логическую цепь рассуждений
способность структурировать найденную информацию в нужной форме
Коммуникатив
ные
умение вступать в диалог;
способность решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы;
| 15
|
| 2.Нельзя ли к нашей задаче применить данное математическое преобразование?
| можно
|
|
|
| 3.Попробуйте представить произведение обыкновенной дроби на натуральное число через сумму нескольких слагаемых, каждое из которых равно данной дроби и вычислим результат.
| Представляют и вычисляют результат.
|
|
|
| 4.Ребята, что вы заметили?
| То, что полученный результат равен произведению числителя дроби на натуральное число.
|
|
|
| 5.Давайте попробуем сформулировать правило по которому будем умножать обыкновенную дробь на натуральное число.
| Формулируют правило и записывают в тетрадь
|
|
|
| 6.А теперь закрепим правило, решив несколько примеров со слайда презентации.
| Решают и делают соответствующие записи в тетради
| Умножают обыкновенную дробь на натуральное число
|
|
|
| 7.Что вы заметили?
| То, что получилось точно такое же число, как, если перемножить числители и знаменатели этих дробей.
|
|
|
|
| Слайд
№11
| 8.Давайте попробуем сформулировать правило умножения двух обыкновенных дробей
| Формулируют и записывают в тетрадь
|
|
|
|
|
| Слайд
№12
| 9.А теперь закрепим правило, решив несколько примеров со слайда презентации.
| Решают, записывая в тетрадь
| Умножают одну обыкновенную дробь на другую
|
|
| 4
| Первичное закрепление.Исследовательская работа в парах.
| слайд
№13-21
| 10. Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения.
Задание на слайде Сформулировать правило умножения смешанных чисел
Отрабатывают правило на конкретных примерах, находящихся на слайде
|
Выполняют работу в парах. Формулируют правило
Решают примеры и записывают в тетрадь
|
Выполняют умножение смешанных чисел
| Познавательные
умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости;
Владение способами решения проблем
Коммуникативные
умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации
Регулятивные
(умение проанализировать ход и способ действий)
| 8
| 5
| Самостоятельная работа с взаимоконтролем
| слайд
№22,23
| Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью самост.работы
| Учащиеся выполняют работу, с последующим взаимоконтролем.
| Проверяют полученные знания
| Регулятивные
Умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку
Владение навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля
| 10
| 6
| Повторение
|
| Возврат к исходной задаче ,повторение и обобщение нового.
| Учащиеся активно обсуждают открытый ими материал, подводят итоги.
|
| 4
| 7
| Итог занятия.
| слайд
№24
слайд
№25
| Подводит итоги урока. Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся.
Задает задание на дом:
| Описывают о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии .
Записывают домашнее задание в дневник.
|
|
| 3
| Литература
Дидактический материал по математике 6 класс / А. С Чесноков и др. Москва «Просвещение» 2009г.
Интернет портал PROШколу.ru http://www.proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/
Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011. – 288 с.
Преподавание математики в 5 – 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Н.Я Виленкина, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Вербум-М, 2005. – 176 с.
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса /Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009
Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Ольховой Л.С., Кулабухова С.Ю. (2010, 160с.)
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. 3-е издание, переработанное. (М.: Просвещение, 2011. - Стандарты второго поколения).
|