Скачать 1.62 Mb.
|
Московский Городской Педагогический Университет Математический факультет Кафедра теории и методики обучения математике в школе ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебно-методическое пособиеМосква 2006 Педагогическая практика: учебно-методическое пособие . – М., 2006. Авторы: Савинцева Н.В. - старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике в школе МГПУ. Чуйкова Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и методики их преподавания МГПУ. Залунина А.Н. – аспирант кафедры теории и методики обучения математике в школе МГПУ. Научный редактор: Захарова А.Е. – профессор, заместитель заведующего кафедрой теории и методики обучения математике в школе МГПУ. Рецензент: Федорова Н.Е. – доцент, старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике в школе МГПУ. Рекомендовано к печати Научно-методическим советом МГПУ Данное пособие содержит нормативные документы, раскрывает цели, задачи и содержание педагогической практики специалистов – будущих учителей математики на различных этапах профессиональной подготовки. Разнообразные приложения (конспекты уроков различных типов, схемы анализа урока, схемы психологического анализа коллектива класса или отдельного ученика и др.) помогут в работе, как студентам, так и руководителям практики в ее организации, проведении и подведении итогов. С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение …………………………………………………………………………………..….....4 1.Цели, задачи и этапы педагогической практики на математическом факультете……......5 2.Содержание педагогической практики……………………………………………………...8 3.Подготовка урока математики…………...………………………………………………....12 4.Анализ и самоанализ урока математики...............................................................................18 5.Подготовка и проведение внеурочной работы по математике..........................................22 6.Научно- исследовательская работа студентов во время педагогической практики.........26 7.Документация и отчет по педагогической практике...........................................................30 8.Приложения.............................................................................................................................32 1)Положение о педагогической практике студентов МГПУ...............................................32 2)Рабочая программа практиканта.........................................................................................38 3)Программа изучения классного коллектива......................................................................41 4)Составление характеристики психологического единства класса..................................43 5)Психолого-педагогическая карта учащегося.................................................................... 44 6)Программа изучения личности учащегося.........................................................................46 7)Примерные варианты планов воспитательной работы классного руководителя...........51 8)Схема записи протокола урока............................................................................................52 9)Анализ урока..........................................................................................................................53 10)Карта анализа урока.............................................................................................................61 11)Режиссура школьного урока...............................................................................................62 12)Проектирование и анализ урока.........................................................................................66 13)Дневник практиканта...........................................................................................................70 14)Конспекты уроков математики.....................................................................................…..74 15)Разработка внеклассного мероприятия.......................................................................….106 9.Литература........................................................................................................................….118 Введение В современных условиях усиливается зависимость эффективности решения школой учебно-воспитательных задач от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров. А это требует улучшения всей системы подготовки учителя, постоянного совершенствования процесса профессионального становления специалиста. Особая роль в формировании будущего учителя принадлежит педагогической практике. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущего учителя с его практической деятельностью на базе общеобразовательных учреждений г. Москвы. При разработке предлагаемого пособия авторы ставили перед собой цель оказать студентам необходимую методическую помощь в подготовке и прохождении педагогической практики, в проведении и анализе уроков математики, внеклассных мероприятий по предмету. В пособие включены все необходимые нормативные документы по педагогической практике, подробно описаны этапы практики, требования к отчетной документации. В приложении помещены варианты примерных конспектов уроков по математике, варианты сценариев внеклассных мероприятий и важные методические справочные материалы, такие как «Программа изучения личности ребенка», «План составления характеристики психологического единства класса» и т.д. Особый интерес представляют статьи В.В. Гузеева «Проектирование и анализ урока» и А.Е. Новгородовой «Режиссура школьного урока». Приведенные конспекты уроков и внеклассных занятий позволят студентам сформировать представление о содержании и организации предметной подготовки учащихся общеобразовательных школ по математике, окажут помощь студенту в подготовке и проведении современных уроков. Авторы считают, что работа студентов с пособием позволит избежать некоторых трудностей, допускаемых в процессе прохождения педагогической практики. 1. Цели, задачи и этапы педагогической практики на математическом факультете Педагогическая практика организуется деканатом математического факультета совместно с кафедрами педагогики, психологии, теории и методики обучения математике в школе, математического анализа и методики его преподавания, алгебры, геометрии и методики их преподавания. Педпрактика проходит в общеобразовательных учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях) и в педагогических колледжах г. Москвы, являющихся базовыми образовательными учреждениями университета и факультета. Целью педагогической практики является становление и развитие профессионально значимых качеств будущего учителя, необходимых для реализации идей современного образования в условиях действующего педагогического процесса. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач педагогической практики: - ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы и накопленным педагогическим опытом в образовательном учреждении; - приобретение навыков, необходимых для успешного осуществления учебной и воспитательной работы с учетом психолого-возрастных особенностей обучаемых; - формирование творческого подхода к педагогической деятельности, обогащение и расширение педагогического кругозора, выработка стратегии поведения учителя в различных педагогических ситуациях; - совершенствование способностей к наблюдению за педагогическим процессом, к конструированию, реализации и оценки результатов соответствующей педагогической деятельности; - воспитание чувства ответственности за результаты своего труда. В организации педагогической практики на математическом факультете выделяются следующие этапы: Очная форма обучения
|