Скачать 61.16 Kb.
|
ГЕОМЕТРИЯ. УРОК: «ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС. ПРОСТРАНСТВО И РАЗМЕРНОСТЬ» Предмет: Геометрия Тема: Геометрия вокруг нас. Пространство и размерность. Класс: 7 класс Педагог: Пронина Светлана Михайловна, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе, учитель математики Учреждение образования: Средняя общеобразовательная школа №186 Город: Москва Цели и задачи: - познакомить учащихся с понятиями – «пространство», «размерность» и их взаимосвязью; - пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать каждого ученика к учебной деятельности; - развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную математическую речь, память, а также самостоятельность в мышление и учебной деятельности; - развитие исследовательской и познавательной деятельности. Описание хода урока: - стадии и использованные приемы на каждой стадии - варианты ответов учеников на каждой стадии
Цель: а) актуализировать знания учащихся по теме; б) пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать каждого ученика к учебной деятельности Прием: выдвижение версий, связанных с выполнением, решением предложенного задания. Формы работы: индивидуальная. В начале урока учащимся предлагается следующее задание: Однажды известный математик пытался объяснить свому знакомому поэту, что такое пространство. Тот долго его слушал, а в конце заметил: «Это все так. Я знаю, что пространство голубое и по нему летают птицы!» А что для вас пространство? Демонстрация первого слайда урока с видеофрагментом о жизнедеятельности птиц дает учащимся возможность задуматься и порассуждать. Через некоторое время учащиеся предлагают свои варианты ответа на этот вопрос. Учитель внимательно выслушивает ответы, учащиеся же имеют возможность дополнить ответ своего товарища или предложить свой вариант ответа на данный вопрос. К сожалению, математики смотрят на пространство более прозаично. А как, мы узнаем на уроке. Второй слайд урока дает возможность познакомится с понятием пространство, имеющему отношение к геометрии.
Цель: а) соотнесение уже имеющихся знаний с информацией, которую предлагается прослушать и просмотреть; б) получение новой информации, ее осмысление. Прием: сопоставление версии с новым фрагментом учебного материала, а третий слайд урока дает возможность учащимся заняться исследовательской деятельностью и порассуждать. Мы живем в мире трех измерений. Представим себе дом и постараемся его описать. Через некоторое время учащиеся озвучивают получившееся описание. Учитель внимательно слушает ответы. Это стадия осмысления предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента учебного материала. А как вы думаете, какие измерения нам нужны для описания дома? Обсудите ваши предложения. Нам понадобились три величины: длина, ширина, высота. Эти измерения мы используем ежедневно, говоря об окружающих нас предметах, А действительно ли это так? Учащиеся уточняют свои первоначальные предположения, действительно убеждаясь в том, что все, о чем говорится находиться вокруг нас. Подтверждают это четвертый и пятый слайды, а вместе с тем есть возможность познакомиться с геометрическими понятиями. Затем переходят к следующему фрагменту. Как называется геометрическое тело, полностью описываемое тремя измерениями? Ответ на этот вопрос предполагает некоторую самостоятельную работу учащихся, и через некоторое время учащиеся озвучивают получившееся описание. Учитель внимательно выслушивает ответы. Для подтверждения или опровержения своих предположений можно воспользоваться гиперссылкой. Смотрим следующий фрагмент, который дает возможность не только увидеть параллелепипед, но и познакомиться с определением этого геометрического тела, а также лишний раз убедиться в том, что и параллелепипеды можно видеть в окружающем нас пространстве. Слайды 7 и 8. Далее учащиеся становятся экспериментаторами. Представим себе, что высота исчезла. Весь мир стал плоским, как лист бумаги. Остались только два измерения – длина и ширина. Какие геометрические фигуры могут жить в этом мире? Ответ на этот вопрос предполагает самостоятельную работу учащихся, и через некоторое время предполагает самостоятельную работу учащихся, и через некоторое время учащиеся озвучивают свои предположения. Учитель внимательно выслушивает ответы. А следующий фрагмент, который дает возможность не только увидеть фигуры, которые могут жить в двухмерном пространстве, но и вспомнить определение этих фигур, а возможно с ними познакомиться, Слайд 10. Продолжим мысленные эксперимент. Уберем теперь ширину. Останется одномерное пространство с одним измерением – длиной. Этот мир полностью лежит на прямой: его жители – отрезки, лучи, точки. Учащимся предлагается прослушать и просмотреть фрагмент, который с одной стороны демонстрирует связь науки с жизненными ситуациями и давно знакомыми предметами, а с другой стороны напоминает об уже известных понятиях (отрезок, луч, точка). Слайд 11. В удивительном мире геометрии существует и фигура, которая не имеет измерений – длины, ширины, высоты. Это точка.
Цель: а) оценка своих знаний, вызов к следующему шагу познания; б) осмысление и присвоение полученной информации. Прием: концептуальная таблица, дальнейшее целеполагание. Формы работы: индивидуальная - парная. Эта часть занятия – является третьей стадией в процессе критического мышления.
В пустых строках данной таблицы необходимо изобразить фигуру (и дать ей название), в которую перейдет точка при предложенных преобразованиях. 2) Учащимся предлагается решить следующие задачи:
Итак, подведение итогов урока, заключительный слайд: Сегодня мы узнали:
В качестве домашнего задания учащимся предлагается следующее работа: Разделите пополам тетрадный лист вертикальной чертой, слева напишите названия тех фигур и начертите их, которые можно поместить в плоскости, а справа те, которые нельзя. Сможете ли вы указать 15 фигур в каждой колонке? В геометрии этот урок может являться, как одним из первых уроков введения в курс, так и уроком с элементами повторения в конце учебного года. При проведении факультативных и кружковых занятий по математике в 5-6 классах, данный урок может использоваться как пропедевтический или просто занимательный. По классификации уроков его, несомненно, можно отнести к уроку изучения нового материала. На этом уроке учащиеся овладевают и новым учебным материалом, и вспоминают то, что им либо хорошо известно, либо они об этом что-то слышали. При этом им приходится усваивать новые понятия, новый учебный материал, осмысливать и осваивать его. Учитель организовал закрепление материала, формировал умения и навыки. При подготовке урока и его проведении использовался информационный интегрированный продукт «КМ-Школа». Структура урока состояла из следующих этапов: - организационный момент - мотивация учащихся к изучению нового материала - изучение нового материала - первичное закрепление нового учебного материала - подведение итогов и запись домашнего задания. Цели и задачи, поставленные перед уроком, достигнуты. |