Скачать 38.18 Kb.
|
Разработка урока по теме "Теорема Пифагора". Геометрия, 8-й класс (по учебнику Л.С. Атанасяна) Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора… И. Кеплер Цели: Образовательные: Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению теоремы Пифагора; Развивающие: Способствовать дальнейшему развитию у учащихся логического мышления, познавательного интереса, а также универсальных способов мыслительной деятельности: анализа, обобщения, планирования, конкретизации и рефлексии. Воспитательные: Воспитание у учащихся культуры труда. Оборудование: экран, мультимедиапроектор, компьютер, презентация Power Point (приложение 1), буклет (приложение 2), лист-конспект урока (приложение 3), карточки-задания (приложение 4, 5) Ход урока Знакомство, приветствие Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты.
Давайте рассмотрим следующую задачу (слайд 4): «Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?» Обсуждение выявили проблему нужно найти гипотенузу по известному значению катетов прямоугольного треугольника. Выявление причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения Я предлагаю вам следующую практическую работу: (по рядам) У вас на желтых листах изображен треугольник и дана таблица, измерив стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполните остальные столбцы таблицы (слайд5). Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы? Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора (слайд 6). Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты, Объяснение нового материала В современных учебниках теорема сформулирована так: "В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Доказательство…. (слайд 7) «Умение решать задачи – такое же практическое искусство. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения» Д. Пойа Первичное закрепление №1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам: a= 6 см b=8 см (слайд 9). №2. В прямоугольном треугольнике известен катет a=9 см и гипотенуза c=41 см, найдите второй катет (слайд 10). Давайте попробуем сформулировать алгоритм использования теоремы Пифагора.
Проверочная работа на первичное закрепление. (Соотнести чертёж с соответствующей формулой) (слайд 12) Включение в систему знаний №3. В прямоугольной трапеции большая диагональ равна 25 см, большее основание 24 см, меньшее основание 16 см. Найти площадь трапеции. (слайд 13) №4. Диагональ DB прямоугольника ABCD равна 61 см, а сторонa BC равна 11 см. Найти периметр прямоугольника. (слайд 14) №5. Диагонали ромба равны 6 см и 8 см. Найти длину стороны ромба (слайд 15) Получили прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 ед. Это единственный прямоугольный треугольник, стороны которого равны трём последовательным натуральным числам. Его часто называют египетским треугольником, так как он был известен ещё древним египтянам. Они использовали этот треугольник в "правиле верёвки" для построения прямых углов при закладке зданий, храмов, алтарей… (показать в действии) (слайд 16) Вообще, математикой увлекались и изучали не только в Древнем Египте, но и в Древней Индии, недаром цифры, которые мы используем в записи наших вычислений впервые появились в Индии. №6. Задача древних индусов: (слайд 17, 18) Над озером тихим, С полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной В двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: Как озера вода здесь глубока? (использование эффекта отложенного действия – эффект Зейгарник – задача разбирается, составляется уравнение по условию, а решить это уравнение ребята должны дома) А домашнее задание, ребята, у нас будет следующее: (слайд 19)
Необязательное задание:
Рефлексия Продолжите фразы: (слайд 20) «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» Итак, сегодня на уроке мы познакомились с одной из главных теорем геометрии – теоремой Пифагора. Значение теоремы Пифагора состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии и решить множество задач. (слайд 21) Пребудет вечной истина, как скоро Всё познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век. Спасибо за урок! |