Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 122.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.12.2013
Размер122.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
« ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Помазан Ирина Петровна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 55» г.Энгельс
1.Задачи по ФЭМП у детей в ДОУ.

2.Формы и методы реализации программы по ФЭМП.

3.Диагнорстирование полученных знаний детьми по ФЭМП.
1. Формирование элементарных математических представлений у детей в ДОУ начинается с первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

Детей учат элементарным представлениям

  • Количество: привлекать детей к формированию групп однородных предметов; учить различать количество предметов: один – много (много – один), много – мало (мало – много).

  • Величина: привлекать детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большой мяч – маленький мячик и т.д.).

  • Форма: учить различать предметы по форме и называть их( кубик, кирпичик, шар)

  • Ориентировка в пространстве: продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства. Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты; расширить опыт ориентировки в частях собственного тела ( голова, лицо, руки, ноги, спина).

Постепенно, из года в год задачи усложняются, расширяются. Во второй младшей группе вводиться ориентировка во времени. Детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

В средней группе (от 4 до 5 лет) после выполнения поставленных задач, к концу года дети могут

  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

  • Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

  • Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5),а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

  • Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Различать или называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.

  • Определять их положение в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

  • Различать правую и левую руки.

  • Определять части суток.

К подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) задач по ФЭМП становиться значительно больше:

Количество и счет

Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» «Какой?» и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин - всех игрушек поровну — по 5).

Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.


Величина

Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она самая узкая» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма

Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки, часы, крышка и дно кастрюли — круглые и т. д.
Ориентировка в пространстве

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около)] двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

К концу года дети могут

  • Выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).

  • Считать (отсчитывать) в пределах 10.

  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который» по счету?».

  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

  • Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте; толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.

  • Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.

  • Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

  • Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

  • Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

  • Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки и последовательность частей суток.

  • Называть текущий день недели.1


2. Формирование элементарных математических представлений у детей в ДОУ происходит как в непосредственно образовательной деятельности два раза в неделю, так и в свободное от занятий время, на прогулке, во время индивидуальных занятий.

Для достижения лучших результатов педагогами используются различные формы и методы.

Утром, согласно календарному плану педагога, с детьми проводиться беседа о том, какая сейчас часть суток, какое число какого месяца и какой день недели – дети отмечают это, пользуясь отрывным календарем. Календарь помещен на стенд, где расположены кармашки для каждого месяца каждого времени года (12); 7 кармашек для дней недели и 4 для недель в месяце. Ребенок отрывает лист прошедшего дня, вкладывает его в кармашек соответствующего дня недели. Проговаривается число, месяц, день недели наступившего дня со всеми детьми. Так дети ориентируются во времени. Это помогает им запомнить дни недели в определенном порядке, закрепить знание месяцев года и времен года, а так – же понятие - вчера – сегодня – завтра.

Существует много дидактических игр, которые могут быть проведены с детьми в течение дня как физкультминутка во время непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, во время индивидуальной работы с детьми по закреплению того или иного материала «Назови соседей (числа, дня недели, месяца, времени года)», «Назови не ошибись», «Что дальше?», «Живые числа» и т.п.

Для планирования непосредственно образовательной деятельности с детьми по ФЭМП в нашей группе используется пособие В.П.Новиковой «Математика в детском саду».

Используемые в пособии методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений.

Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводиться самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.

Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию дошкольников.

Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

В подготовительной к школе группе для дополнительных занятий используются тетради с прописанными заданиями для развития у ребенка мелкой моторики рук, «видения» клетки.

Конспект одного из занятий для детей подготовительной к школе группы на конец сентября:

Знакомство с тетрадью

Цель занятия:

Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знаками: «>», «<» (больше, меньше); учить «записывать» и «читать» записи (3<4, 4>3); упражнять в счете в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством.

Материалы

Для воспитателя: десять красных и синих кружков, знаки «>» и «<», фланелеграф, цифры и числовые карточки в пределах 10.

Для детей: «Математический набор», знаки «>» и «<», тетрадь, карандаш.

Ход занятия

Сидя за столом

  • Через год вы пойдете в школу. Там вы будете учиться писать, решать задачи и примеры в тетрадях. Давайте рассмотрим тетрадь. Она состоит из обложки (показывает) и листов. Это —тетрадь в клетку, поэтому все клетки построились рядами. Ряды идут слева направо и сверху вниз. В каждом ряду можно посчитать количество клеток.

Педагог объясняет детям как найти верхний ряд, помогает отыскать в этом ряду 3, 5, 6, 8-ю ктетки и просит поставить в каждой из них точку.

Поиграем
«Какой цифры не стало?»

Дети играют парами. Воспитатель предлагает им разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет цифры в ряду. Открыв

глаза, ребенок говорит, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим.

«Найди пару»

Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые карточки с цифрами, на другом — карточки с таким же количеством кружков.

Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т. е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству кружков на карточке.

Дети, которым не хватило карточек, проверяют, все ли пары соответствуют друг другу. Карточки возвращаются на прежние места, и игра повторяется.

Сидя за столом

На фланелеграфе в одном ряду близко друг к другу расположены три синих кружка, на небольшом расстоянии от них —четыре красных кружка.

Воспитатель спрашивает, каких кружков больше, каких меньше. Дети определяют, что синих кружка —три, а красных —четыре. После этого педагог показывает знаки «>», «<» и говорит: «У этих знаков уголок смотрит на меньшее число. Выдвиньте цифры 3 и 4. Какое из этих чисел меньше?»

  • Значит, как надо поставить знак? (Чтобы уголок смотрел на меньшее число.)

Воспитатель ставит на фланелеграфе между кружками знак.

  • А вы поставьте этот знак между цифрами.

Затем показывает, как читать «запись»: «Три меньше четырех». Просит детей прочитать «запись» самостоятельно.

Чтобы проверить, как дети поняли правило употребления знаков «>» и «<», воспитатель предлагает поменять цифры местами и спрашивает: «Можно ли оставить этот знак?» (Нет, уголок должен смотреть в сторону меньшего числа, а он смо- фит в сторону большего числа.)

Поставьте знак правильно и прочтите «запись». Не за- нудые, что «запись» надо читать только слева направо.

Дпи читают: «Четыре больше трех».

Отгадай-ка

Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя»?

На прогулке

«Кто быстрее ?»

На земле начертите квадрат, разделите его на девять маленьких квадратов. В них напишите цифры в таком порядке: 1-й ряд— 1, 2, 3; 2-й ряд—4, 5, 6; 3-й ряд —7, 8, 9.

В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает по клеткам на одной ноге с цифры на цифру по порядку. Другой в это время считает. Если ребенок не сможет устоять на одной ноге, он перестает прыгать. Дети меняются ролями.2
3. В конце учебного года по всем разделам ФЭМП проводиться диагностика знаний дошкольников.

Она предполагает индивидуальные и подгрупповые занятия, в ходе которых используются специально разработанные инструментарии для выявления уровня знаний детей по тем или иным разделам ФЭМП. Оценка проводиться по пятибалльной системе. Подсчитывается средний балл каждого ребенка, который может быть высоким, выше среднего, средним, ниже среднего и низким.

Высокий балл получает ребенок справившийся с заданием самостоятельно. Выше среднего – справился с небольшой помощью взрослого в одном из разделов диагностической карты. Средний балл – если ребенок часто нуждался в помощи и дополнительных вопросах педагога. Ниже среднего – если он и при помощи педагога справился не со всеми заданиями. Низкий – не справился с большинством заданий.

Как правило, к концу года у детей преобладают высокие и выше среднего баллы.
Список литературы

  1. Новикова, В.П. Математика в детском саду/ В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 181с.

  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М: Мозаика-Синтез, 2006.- 232 с.

1 Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М: Мозаика-Синтез, 2006.- 232 с.


2 Новикова, В.П. Математика в детском саду/ В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 181с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск