ПРОДОЛЖИ-
ТЕЛЬНОСТЬ
ЭТАПА
| ЭТАП
УРОКА
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
| ССЫЛКА НА
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
2 МИНУТЫ
| Организационный
| 1.Учитель приветствует учащихся.
2. Учитель выявляет отсутствующих, выясняет причину отсутствия.
3. Проверка готовности учащихся к уроку (внешний вид, рабочая поза, состояние рабочего места).
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку (чистая доска, мел, тряпка, порядок в классе, освещенность, температура и свежесть воздуха в кабинете).
5. Активизация внимания.
| 1. Учащиеся встают для приветствия учителя.
2. Дежурные называют отсутствующих
3. Учащиеся настраиваются на рабочий ритм урока.
| Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего
звучит вальс
И. Штрауса
« Голубой Дунай» приложение 1
|
7 МИНУТ
| Вступление – создание эмоционального настроя
| Учитель способствует созданию эмоционального настроя и формированию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме:
«Острой профессиональной наблюдательностью отличаются художники, поэтому мир, отраженный в их пейзажах, особенно ярок и многокрасочен, а отдельные явления природы проступают более явственнее. Изучить окружающий мир по картинам хорошего художника можно даже лучше, чем в натуре, ибо в пейзаже автор, как бы останавливает мгновение, интуитивно усиливая существенное и опуская лишнее, случайное.
Всмотритесь в картину Константина Федоровича Богаевского «Корабли». Облака, легко парят, купаясь в голубой лазури. И также плавно, как белая птица, по спокойно колышущимся синим волнам океана, скользит покрытый парусами корабль. Любуясь в Третьяковской галерее этим замечательным полотном, ощущаешь себя участником этого праздника природы».
|
Учащиеся внимательно рассматривают коллаж картин, сопровождающегося показом слайдов со словами учителя и музыкой
|
приложение 2
_ слайды 1-2
|
|
| А теперь отвлечемся от живописи и посмотрим на картину глазами физика – исследователя.
Ветер раздувает паруса корабля, скользящего вдали к берегу. Давайте попытаемся оценить скорость ветра, который раздувает паруса корабля. Мы не первыми задаемся вопросом оценки скорости ветра. Еще в 1806г. английский адмирал
Френсис Бофорт разработал 12 - бальную шкалу для приближенной оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению в открытом море.
Итак, взгляните на картину, опишите волнение на море и оцените скорость ветра по характеру этого волнения. А в помощь вам шкала Бофорта, находящаяся у вас на партах.
Итак, каково волнение на море в картине Константина Федоровича Богаевского?
Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах, вовлекает в обсуждение темы как можно большее количество учащихся, формулирует тему урока:
|
Учащиеся индивидуально работают со шкалой Бофорта и принимают активное участие в обсуждении предлагаемого вопроса: описывают характер волнения на море.
Ответ учащихся: волнение на море легкое, изредка на гребнях волн образуются маленькие белые барашки. Это, согласно шкале Бофорта, соответствует умеренному бризу, скорость которого 5,5 – 7,9 м/с
|
приложение 2 _
слайд 3
приложение 3
приложение 2 _
слайд 4
|
|
| Совершенно верно!
Дневной бриз дует с моря на берег. В это время предпочитали возвращаться рыбаки, уходившие на парусных судах в море. Ночью картина меняется на противоположную: ветер дует с берега в сторону моря и помогает парусным судам отправляться в плавание.
« Удивительный каприз: в море балом правит бриз!» (обратить внимание на тему урока). Учитель формулирует главный проблемный вопрос урока
Человек в отличие от животного способен уловить неявные скрытые свойства тел и явлений, установить закономерности явлений. Так давайте же на сегодняшнем уроке и попытаемся установить механизм возникновения берегового бриза, как дневного, так и ночного?
| Учащиеся внимательно слушают учителя, принимают активное участие в беседе
Учащиеся делают запись темы урока в тетрадь
Учащиеся внимательно слушают учителя.
|
приложение 2 _
слайд 5
|
4 4 МИНУТЫ МИНУТЫ
| Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
| А чтобы разрешить нам научную проблему сегодняшнего урока посмотрим опыт, именно он поможет уяснить механизм возникновения берегового бриза. Проведение опыта в режиме реального времени заняло бы у нас достаточное количество времени. А возможности ИКТ позволяют осуществить это в течение 2 – х минут. ХОД ОПЫТА (1 часть)
Прогревают сверху воду, налитую в пробирку, а на дне предварительно укрепляют кусочек льда. Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах, формулирует соподчиненный проблемный вопрос № 1 урока по результатам эксперимента:
Почему нижние слои воды в данном случае остаются холодными? ХОД ОПЫТА (2часть)
Прогревают снизу воду, налитую в пробирку, а кусочек льда на поверхности.
| Учащиеся слушают учителя Учащиеся внимательно смотрят виртуальный эксперимент и описывают результаты экспериментов:
Ответ учащихся:
видим, что верхние слои закипают, а нижние остаются холодными и лед не тает
Ответ учащихся:
вся вода прогреется, закипит по всему объему и лед тает
Учащиеся внимательно слушают учителя
|
приложение 2
_ слайд 6
приложение 2
_ слайд 7
|
|
| Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах, формулирует соподчиненный проблемный вопрос № 2 по результатам эксперимента:
Расстояние от источника тепла до кусочка льда в обоих случаях одинаковое.
Почему же лед не тает в первом случае и тает во втором?
|
|
приложение 2
_ слайд 8
|
|
|
Учитель организует подготовку учащихся к усвоению новой темы:
повторим для начала некоторые теоретические положения. Внимание на экран! Соотнесите левый и правый столбцы таблицы.
А теперь самое время вернуться к результату 1 опыта.
Почему же лед не тает, если воду нагреть сверху?
| Учащиеся внимательно слушают задание учителя и принимают активное участие в поиске соотношений, слушают ответы учащихся, дополняют их по возможности. Ответ учащихся: вода плохой теплопроводник
|
приложение 2 _
слайд 9
приложение 2 _
слайд 10
|
2 МИНУТЫ
| Актуализация
опорных знаний учащихся
|
2 МИНУТЫ
| Профилактика утомления
| Физкультминутка Учитель предлагает выполнить учащимся комплекс упражнений
|
Учащиеся выполняют под руководством учителя гимнастику для глаз
|
приложение 6
|
14 МИНУТ
| Иучение нового материала
| Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах:
Вода может прогреться благодаря теплопроводности, но пришлось бы очень долго ждать, пока вода прогреется. Однако в случае если воду прогревать снизу, вода быстро закипит по всему объему и лед растает. Можно ли объяснить этот результат опыта с помощью теплопроводности? Ведь вода по – прежнему плохой теплопроводник. Верно! Оказывается в этом случае, мы имеем дело с другим видом теплопередачи – конвекцией (образовано от греческого слова convectio – доставка, принесение)
КОНВЕКЦИЯ – это процесс теплопередачи … Постановка учителем соподчиненного проблемного вопроса № 3 и организация активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся
|
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Ответ учащихся: нельзя. Очевидно, что в этом случае тепло передается не теплопроводностью.
| приложение 2 _
слайд 11
приложение 2 _
слайд 12
|
|
| Но каким, же образом осуществляется перенос энергии при конвекции? Поможет нам ответить на этот вопрос эксперимент. Посмотрите внимательно эксперимент и ответьте на вопрос «Чем осуществляется перенос энергии в
этом эксперименте?»
Верно! Теперь мы можем дать определение конвекции.
|
Учащиеся внимательно смотрят видеоролик «Нагревание воды в чайнике» и по результатам просмотра участвуют в беседе, слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности, делают записи в тетради.
Ответ учащихся: перенос энергии осуществляется струями жидкости Учащиеся принимают активное участие в формулировке определения понятия «Конвекция», слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности, делают записи в тетради.
|
приложение 2 _ слайд 13 - 14
приложение 2 _ слайд 14
|
|
|
Постановка учителем соподчиненного проблемного вопроса № 4 и организация активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Явление теплопроводности объясняется движением и взаимодействием молекул. Как же можно объяснить явление конвекции? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий сюжет. Внимательно посмотрите его и ответьте на вопрос «С каким законом и с каким явлением связано объяснение явление конвекции?»
|
Ответ учащихся: Конвекция – это процесс теплопередачи, осуществляемый путем переноса энергии слоями
Учащиеся внимательно смотрят анимацию явления «Конвекция в жидкостях», по итогам просмотра анимации участвуют в беседе, слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности, делают записи в тетради.
Ответ учащихся: явление конвекции можно объяснить законом Архимеда и явлением теплового расширения тел
|
приложение 2 _
слайд 15
приложение 2 _
слайд 16 – 17
приложение 2 _
слайд 18
|
|
| Применим закон Архимеда и явление теплового расширения тел для объяснения явления конвекции.
| Вместе с учителем учащиеся принимают активное участие в объяснении явления «КОНВЕКЦИЯ», слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности.
Ответ учащихся:
при повышении температуры объем жидкости возрастает, а плотность уменьшается. Под действием архимедовых сил менее плотный нагретый слой жидкости поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Так устанавливается круговорот жидкости, сопровождающийся переносом энергии от нагретых участков к более холодным.
|
|
|
|
Аналогичным образом возникает конвекция в газах. Может быть, вы сможете привести примеры проявления конвекции в газах, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни каждый день.
|
Учащиеся, участвуя в работе парами, анализируют свой жизненный опыт, и выдвигают гипотезы.
Ответ учащихся: например, нагревание воздуха в помещение радиаторами отопления.
|
|
|
| В подтверждение этого посмотрите следующий сюжет (конвекция в жилых помещениях)
| Учащиеся внимательно смотрят анимацию «КОНВЕКЦИЯ в жилых помещениях», слушают учителя.
| приложение 2 _
слайд 19
|
|
| Таким образом, воздух нагревается в жилых комнатах, проветривание комнат возможно благодаря конвекции.
Данный процесс часто называют естественной конвекцией.
Учитель организует активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся
Каждый из нас хорошо знает, как тяжело длительное время находиться в непроветриваемом помещении: от духоты начинает болеть голова, появляется вялость, разбитость, сонливость… Чем это объясняется? Поиску ответа на данный вопрос нам поможет текст «… - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ», находящийся у вас на партах. Прочитайте данный текст и ответьте на следующие вопросы:
Что является виновниками плохого самочувствия в непроветриваемом помещении?
Какие меры необходимо регулярно предпринимать для повышения комфорта и самочувствия людей, находящихся в помещениях?
|
Учащиеся внимательно слушают учителя
Работа учащихся в парах с текстом
«… - залог здоровья», осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы.
| приложение 2 _
слайд 20
приложение 2
_ слайд 21 приложение 4
|
|
|
Какое проветривание является более эффективным?
4. Начните фразу «… - залог здоровья». Учитель задает вопросы, комментирует ответы учащихся, выделяет основные ключевые моменты в ответах, дополняя ответы, вовлекает в обсуждение темы как можно большее количество учащихся
| Учащиеся принимают участие в беседе, слушают ответы товарищей и дополняют их по возможности.
Ответы учащихся:
Виновниками плохого самочувствия в непроветриваемом помещении являются: углекислота, угарный газ, метан, аммиак, альдегиды, кетоны, влажность воздуха.
Для повышения комфорта и самочувствия людей, находящимся в помещениях необходимо тщательное и систематическое проветривание.
Более эффективным является не долгое сквозное проветривание.
«Правильное проветривание помещений - залог здоровья»
|
приложение 2
_слайд 22
|
4 МИНУТЫ
| Первичная проверка усвоения знаний
| Учитель возвращает учащихся к основному проблемному вопросу урока:
Итак, учитывая все то о чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке, объясним «Почему в пробирке лед тает, если воду нагревать снизу, ведь вода плохой теплопроводник?»
Предложите свой вариант ответа на данный вопрос, предварительно обсудив его в парах.
|
Ответ учащихся:
при повышении температуры объем жидкости возрастает, а плотность уменьшается. Под действием архимедовых сил менее плотный нагретый слой жидкости поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Так устанавливается круговорот жидкости, сопровождающийся переносом энергии от нагретых участков к более холодным.
|
приложение 2
_слайд 23
|
|
| А теперь у нас есть все шансы объяснить как же возможно возникновение берегового бриза.
Продолжим рассуждения!
Как же возникает дневной бриз?
| Учащиеся обсуждают версию возникновения дневного бриза в парах
| приложение 2
_ слайд 24
|
|
|
| Ответ учащихся: Утром суша прогревается быстрее, чем море. То происходит из - за того, что теплоемкость воды больше теплоемкости земли. При нагревании поверхности суши нагревается и воздух над землей. Он расширятся, плотность его уменьшается. Он поднимается вверх. В это мест устремляется холодный воздух с поверхности моря
| приложение 2
_ слайд 25
|
|
| Учитель обобщает и систематизирует ответы учащихся:
Говорят, дует дневной бриз. В это время предпочитали возвращаться рыбаки, уходившие на парусных судах в море.
Как же возникает ночной бриз?
|
Ответ учащихся:
Вечером вода остывает быстрее, чем суша, поэтому вечерний бриз дует с берега в сторону моря
|
приложение 2
_ слайд 26
|
|
| Именно так дневной и вечерний бризы легко управляют парусными судами. Нами найден ответ на вопрос сегодняшнего урока. Какое понятие помогло нам решить поставленную задачу?
|
Учащиеся отвечают:
понятие конвекции.
|
|
3 МИНУТЫ
| Информация о домашнем задании
| Мы покидаем с вами мир явления конвекции. Однако дома нас ждет увлекательное домашнее задание
Учитель комментирует домашнее задание
Для всех:
Заполните опорный конспект урока (в помощь вам § 5 учебника)
На выбор
Помогите туристам!
Ленивые туристы поставили ведро с водой на землю, обложили его сучьями, подожгли и ждут… Сожгли много сучьев, а вода и не думает кипеть. Почему? А как нужно?
ИЛИ
«Быть грозе»
- Ну и денек сегодня: с утра жарко и душно, стоит полная тишина, - ворчал доктор Ватсон.
- Парит. Быть грозе, - уверенно предсказал Шерлок Холмс.
Действительно, он не ошибся.
На чем основано предсказание Шерлока Холмса?
| Учащиеся изучат текст домашнего задания, который каждому ученику выдается в виде отдельной распечатки.
|
приложение 2 _слайд 27 – 28
приложение 7
|
2 МИНУТЫ
| Рефлексия
| Ребята, проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникали у вас в течение урока. Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было трудно, интересно, комфортно? ТРУДНО?
ИНТЕРЕСНО?
КОМФОРТНО?
| Учащиеся индивидуально оценивают уровень трудности, комфортности и трудности на данном уроке.
| Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть звучит “Колыбельная” (Брамс) приложение 5 приложение 2 _ слайд 29
|