Скачать 35.99 Kb.
|
Гущина Елена Сергеевна, учитель математики МБОУ Калачинской ООШ Карасукского района Новосибирской области Обучение математике в классах разных уровней подготовки Моя педагогическая деятельность началась в 2010 году в МБОУ Калачинской ООШ Карасукского района Новосибирской области. После первого года работы я пришла к выводу о необходимости дифференцированного подхода к обучению учащихся, так как нельзя добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Выбранная тема является важной, так как дифференцированный подход нужен не только для повышения успеваемости слабых учащихся, но и для развития сильных. Для эффективной работы учителю необходимо знать исходный уровень обученности учащихся: определение относительной и качественной успеваемости всего класса. С этой целью я дифференцировала классы на 3 группы: А, В, С. И вот, что у меня получилось:
Группа А − слабые учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу, умеющие отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, умеющие решать стандартные задачи. Группа В − средние учащиеся, обладающие хорошими знаниями, однако не всегда умеющие обосновать ответ, обобщить; знающие основные методы решения задач, но затрудняющиеся при решении творческих задач, они не всегда рационально решают задачи. Группа С − сильные учащиеся, обладающие глубокими, прочными знаниями, умеющие аргументировать, доказывать, обобщать, знающие основные методы решения задач. Для работы в классах разных уровней подготовки я корректирую рабочую программу. Затем продумываю цели и задачи, соответствующие каждому уровню подготовки учащихся. При разработке и проведении уроков считаю необходимым разумное сочетание традиционных методов обучения и новых идей. Только комбинируя различные методы (традиционные и новые), можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе. При использовании тех или иных методических приемов важным является конечный результат, который и является, в сущности, критерием их эффективности. Мои уроки могут быть классифицированы по типам: уроки-лекции; лабораторные (практические) занятия; уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); комбинированные уроки. Методы обучения можно подразделить на следующие группы: - Методы изложения нового материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации (система Виктора Фёдоровича Шаталова-опорные конспекты); - Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; - Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы; Перед планированием урока я обращаю внимание на следующие аспекты: стараюсь исключить однообразность урока, способствующую утомлению школьников. Поэтому на уроке использую от 4-х до 7 видов учебной деятельности: это и разнообразный устный счёт, и опрос учащихся, работа с наглядными пособиями, математические игры, решение примеров, задач, практические занятия. Но мои уроки отличаются по степени сложности, приемам подачи материала в сравнении с уровнем подготовки классов. В процессе работы с сильными учениками у меня появилась так называемая «педагогическая изюминка» (я думаю, что ею пользуются многие педагоги): ребёнок выполнил задание правильно, я провоцирую его и говорю, что он ошибся и ребёнок мне доказывает, что он прав. Это способствует развитию внимания, усиливает мыслительную активность, помогает более глубокому пониманию изучаемого материала и прочному его усвоению. Со временем напряжённое внимание, естественно, перерастёт в привычку, которая в свою очередь приучит учеников к самоконтролю, к ответственности за полученный результат. Провожу нетрадиционные уроки, которые, на мой взгляд, можно применять на последних уроках четверти, на итоговых уроках после изучения темы, такие уроки несут с собой заряд творческой активности, способствуют повышению математической культуры, развивают детей, помогают узнать новое. Дети проявляют свои артистические способности, выявляются таланты, такие уроки способствует повышению интереса к математике. Результаты своей работы я могла увидеть при успешной сдаче ГИА в прошлом учебном году, заметно повысился интерес учащихся к преподаваемому мной предмету (это показывают результаты анкетирования учеников), повышение качества успеваемости по математике. В заключении хочется сказать, сейчас я нахожусь на начальном этапе работы, но, несомненно, даже сейчас я вижу перспективность и эффективность своей работы |