Скачать 212.75 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс ДПП.Ф.13.2 Методика преподавания математики (специальная) Факультет дефектологический Направление: 050715 Логопедия Кафедра логопедии Составитель: Тишина Л.А., к.п.н.. доцент Москва-2013 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Тишина Л.А., доцент_ (должность) Москва-2013 I. Введение. Основное содержание программы. Учебный предмет является обязательной обязательной дисциплиной и относится к общепрофессиональным дисциплинам. (Выписка из ГОС ВПО):
I.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные цели и задачи учебного курса Программа курса предназначена для студентов 4 курса отделения логопедии. Данная дисциплина является одной из профилирующих для студентов дефектологических факультетов. В процессе ее изучения студенты приобретают знания и умения, необходимые в профессиональной деятельности учителя-логопеда школы V вида. Содержание курса методики математики ориентировано на начальный, наиболее ответственный и специфичный в методическом отношении период специального обучения языку учащихся первого отделения школы V вида. Целью данного курса является формирование профессионального мышления студентов, систематизация, расширение и углубление имеющихся знаний о своеобразии психического развития детей с различными формами речевой патологии и методах коррекционно-развивающего обучения, ориентированных на личность ребенка и своеобразие познавательной и речевой деятельности учащихся с различной структурой нарушения. Задачи дисциплины: - определить образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие возможности данной учебной дисциплины в структуре общих задач социального развития и адаптации; - охарактеризовать специфические трудности усвоения математических понятий, знаний и умений, характерные для детей с различной структурой нарушения речевой деятельности; - раскрыть содержание начального обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи; - сформировать общие методические подходы и конкретные педагогические умения, необходимые учителю-логопеду для осуществления учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, внеклассные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.). Изучение данной дисциплины способствует формированию у студентов таких видов профессиональной деятельности как коррекционно-развивающая, диагностическая, научно-методическая, социально-педагогическая и учебно-воспитательная. Успешное овладение материалом специальной методики математики предполагает наличие у студентов прочных знаний по ряду общих и специальных дисциплин учебного плана дефектологического факультета: психология общая и специальная, возрастная анатомия и физиология высшей нервной деятельности, педагогика общая и специальная, логопедия, дисциплины лингвистического цикла, специальная методика преподавания русского языка, специальная методика преподавания литературы, методика развития речи. Все эти предметы, закладывая фундамент знаний студентов о закономерностях развития речи детей с системными нарушениями, вместе с тем позволяют осознать принципы их специального обучения и воспитания вообще и обучения основам математики в частности. В процессе занятий методикой математики в школе V вида студенты получают возможность применения знаний, приобретенных в результате изучения названных выше дисциплин, к осознанию и решению конкретных методических вопросов. Исходя из того, что данная специальная методика как наука имеет дело с изучением закономерностей процесса формирования мышления у детей с системным недоразвитием речи, особую значимость для студентов приобретает актуализация материала (творческое оперирование им) по лингвистике, психологии, психолингвистике и логопедии, что позволяет более глубоко изучить процессы взаимовлияния развития речи и мышления. Одновременно с сообщением системы знаний по специальной методике математики и на их основе необходимо воспитать у студентов минимум практических умений. В связи с этим в преподавании курса специальной методики математики в качестве основных используются лекционный метод, а также методы лабораторных и практических занятий. На очно-заочном отделении логопедии учебный курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий: 12 часов лекционных, 24 часа лабораторных занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы (36 часов).
Общеобразовательная и учебно-методическая направленность программы
II ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (ПО ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБЕЧЕНИЯ)
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тематическое планирование и виды учебных занятий. В соответствии с ныне действующим государственным Стандартом высшего профессионального образования (2005 г.) и типовыми учебными планами факультетов МГГУ им. М.А.Шолохова программа учебной дисциплины включает: на очно-заочном отделении – 300 учебных часов; из них – 36 часов аудиторных занятий. Отдельные учебные вопросы дисциплины предлагаются студентам для самостоятельного углубленного изучения в форме письменных рефератов, устных сообщений, конспектирования специальной литературы, дистанционное обучение, «интернет-классы» и др.). Для такой формы обучения планом предусмотрено 36 часов. Самостоятельная работа студентов над конспектами лекционного курса и рекомендованной литературой, выполнение ими практических заданий преподавателя завершается написанием курсовой работы.
IV Содержание разделов дисциплины (Тематический план лекций для очно-заочной формы обучения) Учебная работа по данному курсу на дефектологическом факультете проводится в форме лекционных и лабораторных занятий. Лекционный материал курса состоит из шести разделов. Тема 1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. Развитие математического мышления в онтогенезе. Понятие акалькулии и дискалькулии. Психологические механизмы трудностей овладения математикой как учебным предметом. Абстрактно-логическое мышление учащихся с речевыми нарушениями. Пространственное восприятие и анализ у детей с речевой патологией. Временные представления и понятия. Психомоторные функции. Особенности словесного опосредования. Произвольная деятельность планирования и контроль. Тема 2. Педагогическая характеристика учебных занятий, умений и навыков по математике у учащихся с речевыми нарушениями. Особенности понятий о числе, счете и арифметических действиях. Усвоение нумерации чисел. Характеристика процесса решения текстовых задач. Особенности выполнения устных и письменных вычислений. Специфика усвоения элементов алгебры и геометрии. Тема 3. Содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основные цели и задачи обучения математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Разделы начального курса математики. Арифметика натуральных чисел и основных величин. Алгебраическая пропедевтика. Элементы геометрии. Взаимосвязь основных разделов программы. Структура программы. Принцип концентричности расположения учебной информации. Специфические компоненты программы. Распределение учебного материала по годам обучения. Межпредметные связи и их роль в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями. Логопедические занятия и учебная работа на уроке математики. Тема 4. Методы и средства обучения математике учащихся с нарушениями речи. Организация учебной деятельности. Классификация методов обучения по математике различным основаниям. Индуктивный и дедуктивный способы ознакомления с учебным материалом. Понятие специальных методик обучения математике. Психологическое обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от уровня познавательного развития учащихся, структуры нарушений речевой деятельности, особенностей двигательной сферы. Роль практических действий и наглядности моделирования на различных этапах познавательного процесса. Специфика применения словесных методов в учебном процессе. Основные средства обучения математике. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся. Типология уроков математики. Цели и задачи урока. Этапы урока. Роль подготовительной (“речевой”) работы на этапе ознакомления, закрепления и повторения учебного материала на уроке. Дифференциация требований к различным группам учащихся на уроке. Схема психолого-педагогического анализа урока математики. Внеклассная форма коррекционно-развивающего обучения математике. Психокоррекционное и психотерапевтическое значение обучения математике детей с речевой патологией. Тема 5. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями. Общедидактические принципы и их реализация в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями. Патогенетическое и психологическое обоснование принципов коррекционного обучения. Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями. Образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи в структуре учебной деятельности учащихся с речевой патологией. Личностно-деятельностный принцип в обучении математике. Принцип учета структуры нарушений психической деятельности детей с различными видами речевых расстройств. Особенности воздействия на “ведущую недостаточность”, опора на сохранные звенья. Понятие дифференцированного и индивидуализированного подхода в обучении математике. Социальные критерии интеллектуального и речевого развития в процессе обучения математике и их учет в процессе учебной деятельности. Тема 6. Частные методики обучения математике. Развитие первоначальных понятий о числе, счете и арифметических действиях. Первый десяток. Знакомство с нумерацией чисел. Специфика формирования приемов устных вычислений. Обучение решению текстовых задач. Построение лекционного материала основывается на знаниях, полученных студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического образования: логопедия, основы медицинских знаний, возрастная анатомия и физиология, речевые и сенсорные системы, основы невропатологии, физиология высшей нервной деятельности, педагогическая и возрастная психология, психолого-педагогическая диагностика, патопсихология, логопсихология, психолингвистика и др. Это относится, например, к вопросам динамической локализации высших психических функций, обеспечивающих мыслительную и речевую деятельность, возрастных этапов формирования мышления человека в норме, закономерностей формирования и реализации речевой деятельности, ее специфических особенностей, процесса речевой коммуникации, диагностики речевых и неречевых нарушений и др. В содержание лабораторных занятий со студентами входит изучение следующих основных вопросов: - анализ программы по математике для специальной школы V вида; - овладение методами и приемами обследования зрительного восприятия, а также состояния высших психических функций младших школьников с системными нарушениями речи; - изучение симптоматики дискалькулии в процессе логопедического обследования: - наблюдение уроков и индивидуальных занятий по всему спектру языковых дисциплин в специальной школе; - анализ готовых конспектов уроков и наглядных пособий по всем разделам программы по математике; составление (с помощью преподавателя) конспектов уроков и занятий по аналогии с образцами, их последующее обсуждение; - отбор и методическая обработка речевого материала к урокам, подготовка наглядных пособий; - упражнения в самостоятельном планировании уроков по всем разделам программы по математике (с использованием школьных учебников, пособий и практических руководств для учителя), обсуждение подготовленных конспектов уроков; - планирование системы уроков по программной теме; - планирование материала по предмету на учебную четверть; - специально организованное педагогическое и психолого-педагогическое изучение детей с системными нарушениями речи на уроках математики в школе; - проверка письменных работ учащихся с системными нарушениями речи, анализ ошибок (определение их причин, видов), подготовка материала к работе над ошибками в классе. Важное значение придается также выполнению студентами практических заданий по обследованию детей и составлению «авторских» конспектов уроков по формированию математических знаний и развитию математической речи у детей с ОНР. Основные понятия
Практические занятия Тема: Первый десяток. План проведения практического занятия:
Тема: Обучение решению текстовых задач. План проведения практического занятия:
Вопросы к зачету по учебному курсу “Методика преподавания математики» (специальная) Вопросы к зачету
Вопросы к зачету ежегодно обновляются и утверждаются на заседании кафедры логопедии. Учебная практика по дисциплине На 5 курсе, в 9 семестре предусмотрена педагогическая практика студентов в качестве учителя-логопеда начальных классов в школе V вида. Во время проведения практики студенты проводят по плану учителя уроки русского языка и математики, обследуют детей, заполняют диагностическую карту и определяют специфику мыслительной деятельности учащихся, состояние их оптико-пространственных и временных представлений, особенности логического и абстрактного мышления. V Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная
Дополнительная
Электронные средства образовательного назначения. Особенностью курса является использование при его изучении пакетов компьютерных программ по математике. Для этого на занятиях по информатике должно быть предусмотрено изучение компьютерных программ «Derive», «MathCAD» и др. Они позволяют производить символьные вычисления пределов, сумм рядов, производных, интегралов, решать уравнения и неравенства, находить корни многочленов, производить операции с векторами, матрицами, решать дифференциальные уравнения и т.д. Это дает возможность не тратить много времени на отработку техники вычислений, сосредоточив свое внимание на самих методах и, при этом, рассмотреть значительно больше примеров и задач. Графические возможности этих программ позволяют сформировать необходимые геометрические представления о функциях одной и нескольких переменных, кривых на плоскости и в пространстве, поверхностях в пространстве и др.
● logoped.ru – Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков. Большое количество методических материалов по различным направлениям логопедической работы, учебно-методичесие пособия по психолингвистике. ● eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание". Приведены интересные статьи, даны ссылки на дефектологические сайты, программы, электронные библиотеки и др. Можно скачать большое количество книг (формат pdf и djvu), в т.ч. труды отечественных и зарубежных авторов по психолингвистике. ● dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др. ● tisbi.ru - Демо-версия обучающей системы. ● vilenin.narod.ru – Психфак МГУ. Лекции, билеты, учебники и др. ( материалы примерно 2001-2004гг.) ____________________________________________________________ |