Этап урока и его цели
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
учителя
| Содержание урока
| Планируемые
результаты
|
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
| Проговаривают необходимость данного «багажа».
Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
| Организует проговаривание «багажа».
Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
| 1. Проговаривание стихотворения:
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
- Для чего они нам нужны? 2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». 3. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
| Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
- организовать актуализацию умений;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
| Организует актуализацию умений сравнивать величины, выражать меры длины. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
| 1. Сравните:
12 см * 98 см
8 кг * 5 кг
81 дм * 81 кг
95 км * 95 г
50 см * 50 м
2. Выразите в см заданные меры длины: 1 дм, 1дм 2 см, 2 дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9 см (№1, стр. 62)
3. Работая в группах, измерьте длину парты, длину доски, длину пола класса. 4. Что вы замечаете? (Разные версии – возникло затруднение).
5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
|
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Физкультминутка
| Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
| В каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
| Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
| Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)
Какую цель ставим?
Наметим наш план действий:
1. Сами найдём способ
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Упражнение в новом действии. Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель).
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Выполняют задание на листочках.
Проговаривают тему урока.
Считают по стрелкам на слайде.
Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
Организует работу, сколько дм в 1м.
Организует работу, сколько см в 1м.
| 1. «Сами найдём способ»
А) Работа в группах. Повторить правила работы в группе.
Б) Один человек от каждой группы
даёт ответ.
2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.
3. Устранение затруднения.
Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения. Кто догадался, что это за единица измерения?
Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь?
Слайд 1
Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.
Историческая справка.
Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя - метрическая система мер. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.
Слайд 2
В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев). Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.
Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м
Слайд 3
В тетрадях и на слайде запись: 1 м = 10 дм Как посчитать, сколько всего см в 1 м?
Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре? 1 м = 100 см Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр.
Слайд 4
Чтение вывода по учебнику на стр. 62
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им
(Коммуникативные УУД).
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Физкультминутка
| Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.
| Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
| Фронтальная проверка.
У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм).
Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м? К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.
Слайд 5
Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки. Какие предметы удобно измерять с помощью метра?
Слайд 6
Работа с именованными числами. (Выразить в дм 6м, 9 м, 800 см, 400 см, выразить в м 70 дм, 200 см, 800 см, 50 дм, 300 см)
Слайды 7,8
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу.
Слайд 9
2м=20дм=200см
| *м= 60дм=*см
| 3м=*дм=*см
| *м=70дм=*см
| 4м=*дм=*см
| *м= *дм=800см
| 5м=*дм=*см
| *м= 60дм=900см
|
Проверяем. Эталон для самопроверки
У кого всё правильно?
У кого есть ошибки?
В каком месте ошибки?
В чём причина?
Исправьте ошибки.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
| Выполняют задание под руководством учителя в тетради.
| Организует повторение умений сравнивать величины по их числовым значениям, выражать длину в изученных единицах измерения.
| Выполнение фронтальной работы с проверкой. Слайд 10 Сравнить:
3 м *3см 90см*9м
4дм*60см 80м*80см
90см*80м 4дм*5см
7см*3дм 7м*70см
Проверим Слайд 11
| Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).
| Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
| Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была? Оцените свою работу на уроке, используя схему: смог
знаю
я
запомнил
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
| Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
|