План-конспект урока по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: Моро М.И.,.ВолковаС.И.,Степанова С.В.
Тема: «Число 9. Цифра 9» (Технологическая карта изучения темы)
Тема
| Число 9. Цифра 9.
| Цель темы
| сформировать представление о числе 9, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 9;
закрепить взаимосвязь между частью и целым;
уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
способствовать формированию положительной учебной мотивации, укреплению здоровья и развитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.
| Планируемый результат
| Знать название и последовательность чисел при счете.
Называть и обозначать действия сложения и вычитания.
Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).
Правильно употреблять в речи математические понятия.
Научиться правильно писать цифру 9.
| Основные понятия
| Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.Сравнение чисел.Понятия «сумма». «разность».
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| учебники Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. 1 класс. Часть 1., картинки (игрушки) Айболита, его “больных” зверей;
индивидуальные числовые отрезки, физическая карта, чайки;
четыре набора вырезанных цветков по 9 штук в каждом, четыре наборных полотна с математическими цифрами и знаками;
опора по составу числа 9, цифра 9;
релаксационная мелодия для физминутки; чертёж девятиугольника, похожего на контур африканского материка;
семь бабочек: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, буквы для слова “молодцы”.
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
|
Технология проведения
| Деятельность
ученика
| Деятельность
учителя
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания каждого этапа
| I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
| Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
| настраивать детей на работу.
| I этап. Организационный момент.- Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит).- Какое самое лучшее лекарство от любой болезни?(Смех, улыбка и хорошее настроение).- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке. Ведь сегодня мы отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей.Итак, в путь.
| I этап. Организационный момент.
- От чего зависит наша работоспособность?
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
| II этап. Актуализация знаний.
Цель – закрепить счёт в пределах 20.
| Работать с информацией, представленной в форме стихотворения. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 20,
показать учащимс насколько последующее число больше предыдущего
в обсуждение проблемных вопросов.
| II этап. Актуализация знаний. а) - Сосчитать расстояние до Африки нам поможет… (Числовой отрезок).
У детей индивидуальные отрезки от 1 до 20.
Счет от 8 до 16; от 12 до 5;
Назовите последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?
Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число меньше последующего?
Какое число стоит справа от 11, слева от 14?
Какое число стоит между 8 и 10; 16 и 18?
б) – Установите закономерность и вы узнаете,сколько гор – препятствий нам предстоит
пройти: (6 + 2 = 8 – гор) - Какого варианта состава числа 8 нет в таблице?(8 – это: 7 и 1).
| II этап. Актуализация знаний.
-Какую роль играет знание математики в вашей жизни? Для чего они вам нужны?
Познавательные УУД
Познавательные УУД
| III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с числом и цифрой 9.
Запоминать состав числа.
| Участвовать в работе по решению примеров
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать работу по изучению состава числа 9.
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов
и определения темы урока
Организовать работу в группах
| 3. Постановка проблемы: У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перелететь через море.
У детей индивидуальные карточки с равенствами:7+1=8,
8-1=7, 8+1=9.
- Подберите нужное равенство к задаче:
Айболит поставил чайник,
| Приходите к нам на чай.
| П
| игласил он восемь чаек.
Всех друзей-ка сосчитай! (8+1=9)
| - Какое выражение выбрали? Почему? Почему здесь надо складывать? (Ищем целое).
- Назовите целое и части. (9 – целое, 8 и 1 – части).
- Назовите тему урока… (Число и цифра 9). Учитель открывает тему урока на доске.
- Чему мы должны научиться? (Узнать состав числа9, научиться писать цифру 9…)
4. “Открытие” нового знания:
а) состав числа 9:
- Расскажите все, что вы знаете о числе 9.
(Число 9 стоит в натуральном ряду чисел надевятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получитьчисло 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть1.)
- Но не только… Вы узнаете полный состав числа 9,если рассортируете все лекарственные цветы,которые Айболит собрал у подножия горы Килиманджаро.
Работа в группах: 4 группы.
Каждой команде раздается по 9 вырезанных цветков и наборное полотно соответствующими цифрами и знаками. См рисунок 1.
- Разбить все цветы на две группы и составить выражения:
1 команде – по цвету;
| (2+7 или 7+2)
| 2 команде – по форме;
| (3+6 или 6+3)
| 3 команде – по размеру;
| (4+5 или 5+4)
| 4 команде – по количеству листиков на стебле.
| (1+8 или 8+1)
| Рисунок 1.
- Как же получить число 9? Дети хором проговаривают состав числа 9.
9 это:
1 и 8 или 8 и 1
2 и 7 или 7 и 2
3 и 6 или 6 и 3
4 и 5 или 5 и 4
б) – А чем число 9 отличается от цифры 9?
(Цифра 9 – это лишь знак для обозначения количества, равного 9.)
- На что похожа цифра 9? Научимся правильно и красиво писать её.
Цифра девять, иль девятка, - Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет.
Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,
пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.
- Так сколько больных зверей Айболит вылечил впервый день? (9)
5. Физминутка: под музыку
- Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.
Погладьте его: осторожно, не спугните!
Затем он перебрался на лобик, скатился на носик,перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот –погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.
Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте,чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!
| III этап. Изучение нового материала. Работа в парах
Кто пригласил чаек?
Как обозначать следующее число?
Какими способами можем получить число 9?
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| IV этап. Закрепление изученного. Цель – научиться правильно писать цифру 9.
Запоминать состав числа.
| Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
| Закрепление:
С.86, №1 - закрепляется состав числа 9,взаимосвязь между частью и целым; названия компонентов сложения и вычитания.
1 столбик – хором;
2- 3 столбики – с комментированием;
4 столбик – самостоятельно.
- Из каких частей состоит число 9? По опоре ещё раз проговорить состав числа 9.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой:
С.87, №4 – Обведи в тетради 9 клеток разными способами. Придумай свои фигуры из девяти клеток.
8. Повторение:
- На что похожа эта замкнутая фигура? См рисунок 2.
(Варианты детей).
А еще на контур африканского материка.
- Как называется фигура? (Многоугольник или девятиугольник.)
- Почему именно девятиугольник?
(Девять углов, говорим на уроке про число и цифру 9.)
- Из чего состоит любой многоугольник? (Из отрезков.)
- Найдите все многоугольники. Сколько их? (6)Африка.
| IV этап. Закрепление изученного. Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
| VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Чему вы научились на уроке? знаю
Расскажите по схеме: Я запомнил
смог
| 9. Итог урока. Рефлексия:
- Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?
Над доской – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. См рисунок 3.
На каждой бабочке - буква:
Рисунок 3.
- Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)
- Так оценил вашу работу на уроке Айболит. Вы согласны с его оценкой?
- А как вы оцените свою работу на уроке?
| |