Скачать 32.02 Kb.
|
Учитель ГОУ СОШ № 1277 Земская Т.Я. Конспект урока математики 1 класс (1-4) Программа РО Эльконина - Давыдова Тема: «Составная мерка» Цель С помощью гипотезы построить систему мерок, которыми можно измерять величины. Образовательные задачи урока: Формировать умение измерять и отмеривать величины с помощью мерки, которая представлена не одним, а несколькими объектами (это важно для того, чтобы дети понимали, меркой является не предмет, а величина, и в дальнейшем относили число 1 не к отдельному объекту, а к части измеряемой величины, которая равна мерке). Развивать умение фиксировать получаемую информацию опытным путем в схеме. Ход урока I. Создание учебной ситуации - Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз. С какими величинами мы в этой стране встречались? (на доске -условные обозначение величин. Дети озвучивают): - С длиной, шириной, площадью - С массой, объёмом. - С высотой, размером. - Согласны ли вы со мной, что размер – величина? (Дети показывают несогласие <<->>) - Относится ли размер к математическим величинам? Нет, т.к. его нельзя измерить. - С помощью чего мы умеем измерять величины: с помощью мерки. Например. С помощью полоски бумаги можно измерить длину отрезка, площадь, можно померить длину и ширину класса с помощью шагов (ребятам можно предложить это продемонстрировать) - А как можно измерить объём? (Показывает сосуд) Можно взять маленький стаканчик и померить с помощью воды, сколько стаканчиков поместилось в этом сосуде (Выходит один ученик и демонстрирует измерение) - Как нам зафиксировать на доске и в тетради результаты измерения? Нужно записать стрелочную схему проведенного измерения. (Ученик выходит к доске, а остальные пишут у себя в тетрадях) - Что означает эта запись? Она означает, что в величине А укладывается 6 раз мерок Е. II. Основная часть урока - У меня на столе три цветка в разных горшках, которые нужно поливать. Причём для поливки каждого цветка требуется разный объём воды (Предоставляются три маленьких сосуда разного объёма. После этого учитель показывает большой сосуд с водой и предлагает детям ему помочь). - Нужно узнать, сколько раз можно поливать все три цветка этой водой? Что для этого нужно сделать? Нужно измерить объём воды в большом сосуде, а в качестве мерки нужно использовать сразу три маленьких сосуда, иначе какой-нибудь из цветков останется не политым. (Наполняет три маленьких сосуда) Называют число – 1 (Далее учитель наполняет только один сосудик и подсказывает детям – число 2) Дети не соглашаются, т.к. получается не целая мерка Один ученик выходит к доске и демонстрирует измерение. Оказывается, полить цветы можно 4 раза - Мы измеряли объём воды в большом сосуде сразу тремя мерками. Как нам зафиксировать результаты измерения. Обозначить мерку и измеряемую величину буквой и записать стрелочную схему. Ученик выходит к доске и записывает схему, остальные дети у себя в тетрадях. Учитель демонстрирует сосуд с водой объёмом К. Мерка состоит из двух стаканчиков наливать эту мерку нужно, считая до трёх. (Выходит один ученик и работает с водой, другой ученик выполняет нужные действия на чертеже. На доске уже имеется заготовка для чертежа.) Ученик наливает воду в одну из мерок – соответствующий отрезок уже отложен на чертеже. Как только один из стаканчиков наполняется вновь, учитель прерывает ученика: - Нужно скорее отложить мерку на чертеже! Ответы детей: мы не согласны, т.к. это не вся мерка. (После переливания воды из второй мерки в сосуд, другой ученик, который работает у доски, отложил отрезок меньше предыдущего). - Все согласны с этой записью на чертеже? (Из практики дети показывают знак отрицательный ответ << - >>) - На чертеже не видно, что работали одной и той же меркой (после того как померили объём воды К с помощью составной мерки Т. Полученный объём воды «охватывается» на чертеже дугой). III. Итог урока - Что сегодня нового вы узнали о величинах? Что Величины можно измерять с помощью составной мерки. - Как мы это делали? ( выдвигали свои гипотезы, проверяли их практически, а результаты записывали на схемах.) - Что было делать на уроке легко, интересно? Что делать было трудно? |