Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.01.2014
Размер54.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок геометрии в 9 классе на тему
«Теорема синусов и косинусов в задачах с практическим содержанием»

Цели урока: 1)выработать умения и навыки решения задач с практическим содержанием, применяя теоремы;

2) показать связь теории с практикой;

3) продолжать вырабатывать внимание, активность, самостоятельность.
План урока
1.Сообщение темы и целей урока.

2. Повторение. Решение задач.

3. Сообщение на тему: «Геометрия в древних практических задачах».

4. Решение задач на определение недоступных расстояний. Проверочная работа.

5. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1Краткое вступление учителя:

- В 9 классе вы изучили теоремы синусов и косинусов, научились применять их при решении задач. Вы знаете, что в геометрии изучаются многие полезные вещи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Задача нашего урока состоит в том, чтобы научиться применять полученные знания при решении геометрических задач на практике.
2. а)Два ученика работают у доски по карточкам.
Карточка № 1.

1. В треугольнике АВС сторона АВ=7 см., В=45°, ВС=5 см. Найдите сторону АС.

2.Сформулируйте теорему косинусов.
Карточка № 2.

1.В треугольнике АВС сторона АВ=8 см., С=60°, В=45°. Найдите сторону АС.

2.Сформулируйте теорему синусов.
б)Три ученика работают по карточкам на своих листах.


Карточка № 3.

1.В треугольнике АВС сторона АВ=4 см., С=30°, В=45°. Найдите сторону АС.
2.В треугольнике РQR сторона РQ =7,5 м., QR =9,4 м., РR =11,3 м. Какой угол треугольника- наибольший, какой-наименьший? Почему?
Карточка № 4.

1.В треугольнике СДМ сторона СД=10 см,  Д=45°, М=60°. Найдите сторону СМ.
2.Стороны треугольника равны 7 см. и 9 см. Может ли угол, противолежащий стороне 7 см, быть тупым? Почему?
Карточка № 5.

1.В треугольнике КРД сторона РД=6 см., К=60°, Р=45°. Найдите сторону КД.
2.Стороны треугольника равны 8 см. и 6 см. Может ли угол, противолежащий стороне 6см., быть прямым? Почему?

3.Остальные ученики в это время слушают сообщение на тему: «Геометрия в древних практических задачах».

-На первых этапах своего развития геометрия представляла собой набор полезных, но не связанных между собой правил, формул для решения задач, с которыми люди сталкивались в повседневной жизни. Лишь много веков спустя учеными Древней Греции была создана теоретическая основа геометрии. Но и тогда прикладная геометрия не утратила своего значения, поскольку была незаменима для землемерия, мореплавания и строительства. Таким образом, написанные в древности, руководства по геометрии, содержащие «рецепты» решения практических задач, сопровождали человечество на протяжении всей истории человечества. Решения отдельных старинных задач практического характера могут найти применения и в настоящее время, а поэтому заслуживают внимания.

История геометрии хранит немало приемов решения задач на нахождение расстояний. Определение расстояний до кораблей, находящихся в море, - одна из таких задач, решаемая двумя способами.

Предполагают, что оба способа ее решения принадлежат древнегреческому ученому – путешественнику и купцу Фалесу Милетскому (6 век до н. э.)

Первый способ основан на одном из признаков равенства треугольников.

Пусть корабль находится в точке К, а наблюдатель в точке А (рис. 1). Требуется определить расстояние КА.

K

А   В А  В
А В С Рис 2
Рис 1 Д

Построив в точке А прямой угол, необходимо отложить на берегу два равных отрезка АВ=ВС. В точке С вновь построить прямой угол, причем наблюдатель должен идти по перпендикуляру до тех пор, пока не дойдет до точки Д, из которой корабль К и точка В были видны, лежащими на одной прямой. Прямоугольные треугольники ВСД и ВАК равны, следовательно, СД=АК, а отрезок СД можно непосредственно измерить.

Второй способ, получивший название метода треангуляции, нашел применение в астрономии. С его помощью измерялись расстояния до небесных тел. Этот метод состоит из трех этапов:

1) измерение углов  и  и расстояния АВ (рис. 2).

2)построение треугольника АВК с углами  и  при вершинах А и В соответственно.

3)Учитывая подобие треугольников АВК и АВК и равенство АК:АВ=АК:АВ, по известным длинам отрезков АВ, АК и АВ нетрудно найти длину отрезка АК.

(Рисунки готовятся заранее на доске).
Ещё один – третий способ решения задачи на определение расстояния содержится в русской военной инструкции начала 17 века.

Пусть необходимо измерить расстояние от точки А до точки В. В точке А нужно вбить «жезл» примерно в рост человека. Верхний конец «жезла» следует совместить с вершиной прямого угла треугольника так, чтобы продолжение одного из катетов проходило через точку В. Далее нужно отметить точку С пересечения продолжения другого катета с землей. Тогда, воспользовавшись пропорцией АВ:АД=АД:АС, легко вычислим длину АВ, АВ=АД2/АС. Для того, чтобы упростить расчеты и измерения, рекомендуется разделить «жезл» на 100 или 1000 равных частей.
Огромный вклад в развитие прикладной геометрии внес китайский трактат «Математика морского острова», в котором приведены решения различных задач на определение расстояний до предметов, расположенных на отдаленных расстояниях, и вычисление недоступных высот. Задачи Лю Хуэя довольно сложны. Решение своих задач он давал в виде правил. Эти задачи имели большую практическую ценность и поэтому получили широкое распространение не только в Китае, но и далеко за его пределами.

После этого сообщения учитель собирает самостоятельные работы учеников, а работающие у доски объясняют свое решение и отвечают на вопросы.
4.Решение задач на определение недоступных расстояний.
Проверочная работа.

Задача 1. Для определения ширины реки или непроходимого болота с вершины вертолета, находящегося на высоте , измерили углы  и  . Найти ширину болота.

Дано: СД  ДВ, САД=  , СВД= , СД=h

Найти: АВ C

h

 
Д А В

Решение:

1)Из прямоугольного треугольника АДС находим АС, АС=

2)Из треугольника АВС по теореме синусов имеем



Ответ:
Задача 2. Вершина горы видна из точки А под углом 380 42', а при приближении к горе на 200 м. вершина стала видна под углом 420. Найти высоту горы.

Дано: АВ=200 м., САВ= 38042, СВД= 420, СД  ДА

Найти: СД

Решение:

 

Д В А
1) Из СВА по теореме синусов

Имеем равенство



2)  - внешний угол АВС =+   =- 

3)

4) Из СВД находим СД=СВ sin=

Ответ: СД=1425 м

Проверочная работа
Вариант 1
Найти расстояние от точки А, находящейся на берегу, до корабля.

Дано: А=, В=, АВ=а

Найти: АК

К

 

Вариант 2

Найти расстояние от острова, находящегося на озере, до пункта В на берегу.

(Остров О принять за точку).

Дано:А=, В=, АВ=b

Найти: ОВ

O

 

A B

4.Домашнее задание: 2, п. 100, № 1037, 1038
5.Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки, отмечает наиболее активных учеников.
Результативность: усвоение знаний, полученных на этом уроке, помогает в решении практических задач в повседневной жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск