Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 129.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.01.2014
Размер129.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы



/home/server26/100-bal.ru/pars_docs/refs/64/63107/63107.doc

Воспитание школьников.2008.№3.С. 15-20.

avislova@.mail.ru

Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления

А.Вислова, доцент кафедры теории и истории Кабардино-Балкарского госуниверситета

В конце 2007 г., когда благополучную Францию, считающуюся родиной и колыбелью демократии, потрясла вторая волна беспорядков, на улицах горели уже не только автомобили. Уничтожен полицейский участок, муниципальная библиотека, словом все, что оказалось на пути юных погромщиков, вышедших поквитаться со всеми кто думает и смотрит на мир иначе. Может быть, в этой стране не верили в возможность волнений на национальной почве, а в тамошних школах не слыхивали о программах воспитания толерантности? Увы, там много что делалось, и о воспитании межнациональной терпимости тоже не забывали. С высоких трибун раздавались призывы к любви и снисходительности, и в школьных аудиториях эту тему не упускали из виду, но это в очередной раз не сработало. Хороший повод задуматься всем современным педагогам и осознать, наконец, что разговоры о толерантности пора переводить в практическую плоскость. Школе необходимы реалистичные программы по развитию нужных качеств в молодом, бурлящем энергией поколении. Иного пути у нас, видимо, просто нет.

Как организовать воспитательные занятия с подростками, как сделать их действенными? Приведу для примера сценарий классного часа «Что такое толерантность и зачем она подростку?».
ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЗАЧЕМ ОНА ПОДРОСТКУ?

Прежде всего, сформулируем цели. Первое – ознакомить учеников с понятием толерантность (терпимость). Второе – показать значимость этого качества личности для построения добрых отношений между отдельными людьми и группами. Третье – активизировать воображение подростков для поиска собственного понимания толерантности посредством выработки научного определения этого качества.

Сначала ученикам предлагается выслушать 10-тиминутное сообщение о том, что такое толерантность и интолерантность (терпимость и нетерпимость), какую роль эти качества играют в судьбе человека. Выступление готовится на основе приведенного ниже текста.

Ведущий. Понять, что такое толерантность можно через ее противоположность — интолерантность или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни выше других. Нетерпимость — не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят. Толерантные люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они, не спешат во всех бедах винить окружающих.

Интолерантные личности делят мир на черное и белое. Для них есть только два сорта людей — плохие и хорошие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее они либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он доверяет себе и другим. Он склонен доверять окружающему миру. Интолерантный человек постоянно живет так, как будто над ним нависло что-то страшное, он редко расстается с ощущением угрозы.

Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь чаще связан с представлением о собственной исключительности, склонностью переносить ответственность за свои беды на окружающих, с потребностью в жестком порядке. Другой путь — путь человека более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.

Далее в качестве прелюдии к занятию можно предложить три упражнения: «Мы с вами похожи», «Учимся говорить комплименты» и «В едином ритме».
1. Мы с вами похожи

Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива. Необходимое время – 7 мин.

Участники занятия садятся в круг. Ведущий приглашает в центр круга одного из них. При этом пользуется принципом реального или воображаемого сходства с собой. Ведущий говорит, например, так: «Степа, выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «с», или: мы ученики одного класса; мы одного роста…)». Степа становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из ребят по какому-то признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.
2. Учимся говорить комплименты

На это упражнение необходимо примерно 10 минут. Ведущий предлагает ученикам научиться говорить комплименты. Он бросает мяч одному из ребят и произносит комплимент. Например: «Дима, ты умеешь быть справедливым». Дима, получив мяч, бросает его тому, кому хочет сказать комплимент. Он говорит: «Катя, ты замечательно выглядишь, у тебя чудная прическа». И так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому ученику.
3. В едином ритме

На это упражнение требуется 7 минут.

Участники становятся в круг. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать. Для этого стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий, и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает не вся группа по очереди, а один человек. Эго упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры выбывают участники, нарушающие общий ритм.
Попытка сформулировать собственное понятие толерантности

Итак, разминка закончена. Теперь мы можем перейти к основному занятию. Цель этого упражнения дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности и осознать его многоаспектность. Время – 30 мин.

Тут следует оговориться, что при подготовке к занятию, приведенные ниже определения толерантности, следует написать на отдельных листах ватмана. На одной стороне: «Толерантность это...», а на другой – само определение. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или стену так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность это...» После выступлений представителей всех подгрупп можно повернуть их другой стороной. При этом все смогут прочесть:

  • Сотрудничество, дух партнерства.

  • Готовность мириться с чужим мнением.

  • Уважение человеческого достоинства.

  • Уважение прав другого человека.

  • Принятие другого таким, какой он есть.

  • Способность поставить себя на место другого.

  • Уважение права быть иным.

  • Признание факта многообразия.

  • Отказ от принципов национальной исключительности и превосходства.

  • Терпимость к ярким мнениям, верованиям и поведению.

  • Отказ от принципов доминирования, причинения вреда и насилия.

Сначала ведущий делит участников занятия на подгруппы по три-четыре человека. Каждой подгруппе предстоит выработать свое определение толерантности. Попросите участников «мозгового штурма» включить в свое определение то, что, по их мнению, является главной чертой толерантности. Определение должно быть кратким, конкретным, емким. После обсуждения представитель от каждой подгруппы знакомит с выработанным определением всех участников занятия. Каждое определение выписывается на доске или на листе ватмана.

После того, как группы анонсируют свои определения, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения лицом к аудитории. Теперь все ученики имеют возможность ознакомиться с ними и высказывают свое к ним отношение.

Вопросы для обсуждения:

— Чем отличаются эти определения?

— Можно ли по какому-то признаку объединить некоторые из этих определений?

— Какое определение, по вашему мнению, выглядит удачнее?

— Можно ли понятию толерантность дать одно определение?

При обсуждении этой темы следует обратить внимание на следующие моменты:

— Понятие толерантность имеет множество сторон.

— Каждое из определений выявило лишь одну из них.
Эмблема

Во время этого упражнения мы продолжаем работать с определениями толерантности, развивая их за счет экспрессивных способов самовыражения. Время – 20 мин. Необходимо приготовить листы писчей бумаги (по числу участников), цветные карандаши, ножницы, скотч.

Ведущий отмечает, что на предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности. Обсуждение проходило на интеллектуальном или абстрактном уровне. Сейчас же ребятам предстоит подойти к этому понятию с другой стороны. Надо создать эмблему толерантности. Каждый попытается нарисовать ее самостоятельно, но так чтобы его эмблему, можно было бы поместить на суперобложку книги, документ и даже – флаг какой-нибудь республики... (на рисование – 5 мин.). Завершив работу, ребята рассматривают рисунки друг друга (можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества ребята разбиваются на подгруппы по принципу сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность эмблемы (на обсуждение 3–5 мин.). Заключительный этап упражнения — презентация эмблемы каждой подгруппы.
Лукошко

Цель этого упражнения – развитие фантазии, творческого мышления. Работа на этот раз идет с помощью ассоциативного ряда. Время – 15 мин.

Необходимо приготовить: лукошко (пакетик) с мелкими предметами (например, игрушками или значками). Предметов должно быть больше чем ребят в группе.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут по одному предмету. Когда все предметы разобраны, ведущий предлагает попытаться найти какую-то связь между попавшими в руки предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, получивший игрушку первым.

Миша: «Мне достался мяч! Он круглый, гладкий у него нет углов. Идеальная форма. По-моему это прототип толерантности»…
Рефлексия

Ведущий задает вопросы:

— Какие синонимы слова толерантность вы могли бы назвать?

— Как вы считаете, нужно ли ребятам из вашей школы изучать понятие толерантность?

— В каких сферах нашей жизни больше всего нужен толерантный человек?

***

Понятно, что приведенный сценарий не совсем подходит для учащихся начальной школы. Тем, кто считает, что воспитывать детей лучше с самого раннего возраста, можно предложить другой сценарий. Название «Как я выгляжу» ему дано не случайно. Прежде чем говорить о таких понятиях как толерантность, надо помочь ребенку обратить внимание на самого себя, задуматься об особенностях собственного характера, своего «Я»... Впоследствии это поможет привести вашего подопечного к мысли о том, что человеку бывает хорошо только там, где все стремятся договориться между собой, где «МЫ» не подавляет «ТЫ» и «Я».

Дети любят рисовать. В ходе занятия ребенку предлагается не только рассмотреть автопортреты художников, приготовленные для него учителем, но и нарисовать свое собственное лицо. Во время этой работы ребенок активнее и сознательнее сосредотачивается на особенностях изображенного персонажа, в тоже время проявляет свое истинное, не всегда осознаваемое им лицо.


КАК Я ВЫГЛЯЖУ

Цель – осознание своей индивидуальности, непохожести на других людей. Пропедевтическая цель — мы закладываем в сознание ребенка зерна понимания того, что такое терпимость и что значит это качество для построения межличностных отношений.

  1. Обсуждение домашнего задания

На прошлом занятии детям было предложено написать в альбом слова, которые могут объяснить их «Я».

Учитель. Сколько слов вы написали? У кого больше? Не прочитаешь ли ты нам свои слова, Петя? Спасибо. У кого есть другие слова? Прочитай, теперь ты, Маша.

Посмотрите, как много слов спряталось за словом Я.

Список возможных слов:

Брат,

Внук,

Внучка,

Гражданин,

Девочка,

Дочь,

Друг,

Мальчик,

Москвич,

Москвичка,

Музыкант,

новичок,

первоклассник, первоклассница,

друг, подруга,

покупатель,

ребенок,

россиянин,

сестра, брат,

спортсмен, спортсменка,

сын,

ученик, ученица,

человек…

2. Разминка

Учитель. Дети, приходя утром в класс, что вы делаете прежде всего?

Дети. Здороваемся.

Учитель. С кем?

Дети. С вами, друг с другом.

Учитель. Пожалуйста, покажите, как вы это делаете. Начнем с первого ряда. Коля, поздоровайся с тем, кто сидит справа. (Приветствие может проговорить один ряд или весь класс по цепочке. Важно подчеркнуть, что значение этого действия — выражение доброго отношения друг к другу.)

Дети. Здравствуй!

— Привет!

— Доброе утро...

Учитель. Спасибо, достаточно. Кстати, на какое слово похоже слово «здравствуй»?

Дети. Здоровье. Здорово.

Учитель. Да, именно так родилось слово здравствуй или – будь здоров. Но хорошо было бы, здороваясь, называть человека еще и по имени. У нас с вами это не всегда получается, наверное, потому, что мы пока не все хорошо знаем друг друга.

Можно предложить ученикам вашего класса всегда здоровались именно так. Детям захочется чем-то отличаться от других классов. Понравится им и эта игра, которая постепенно будет переходить в навык поведения. Если сочтете возможным, можете рассказать детям и о том, что у разных народов существуют другие приветствия, которые восходят к самым разным смыслам. Приведу отрывок из книги “Демократия — это обмен мнениями” под редакцией С.Майерс: Терпимость всегда занимала исключительное место в сознании многих африканских народов. – пишет автор – Например, в Западной Африке она является фундаментальным принципом, на котором строится вся общественная жизнь… Когда встречаются два человека, один из них в качестве приветствия обязательно спрашивает другого: “Вы живете в мире?” — “Только в мире”, — непременно отвечает на это другой.

3. Работа со словарем

Учитель. А теперь посмотрим на эти рисунки. (Альбомы с рисунками или открытки учитель приготовил заранее по числу школьников.) Вы видите изображения незнакомых вам людей и под ними надпись – автопортрет?

А что такое автопортрет, вы знаете? (Внимание, в словарь можно смотреть только после того, как дети попытаются растолковать слово самостоятельно.)

Да, это почти то же самое, что и портрет? Давайте посмотрим в наш толковый словарь. (Дети находят слова в словаре, зачитывают определения и записывают значения новых слов в тетрадь или альбом.)

Портрет – изображение человека, в котором воссоздается его индивидуальность. Это один из жанров искусства. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека.

Автопортрет – портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете человек выражает свое «Я», дает оценку собственной личности.

4. Рассмотрим чужие автопортреты

Учитель. Всмотритесь в эти автопортреты. (Важно сосредоточить внимание детей на внешности человека, на его настроении и предполагаемом характере.)

Что вы можете рассказать об этом человеке? А об этом?

Молодцы, вы наблюдательные ребята. Вот как много можно рассказать о персонаже картины. А теперь я хочу предложить вам стать самим на какое-то время художниками и попытаться создать свой автопортрет. Вы хотите попробовать изобразить себя?

5. Нарисуй себя

Учитель. Как вы думаете, куда смотрит художник, когда пишет автопортрет? Правильно, в зеркало. Возьмите каждый свое зеркало и посмотрите на себя внимательно. (Будет лучше если учитель соберет зеркала за несколько дней до урока, чтобы раздать из по необходимости.)

Автопортрет, нарисованный ребенком, дает учителю ключ к пониманию его внутреннего мира, взаимоотношений внутри семьи. Именно поэтому анализ детских работ требует предельной деликатности.

Попробуйте, рассматривая себя в зеркало, нарисовать автопортрет.

Учитель показывает детям приемы изображения лица (если необходимо можно заранее проконсультироваться у учителя рисования).

6. домашнее задание

Учитель. Завершите свой автопортрет. Затем вырежьте его и наклейте на картон.

(Примечание. Можно продолжить рисование автопортрета на следующем занятии. Тогда домашнее задание будет другое: «приклейте в альбом свою лучшую фотографию».)

На подобных занятиях надо стараться всеми способами поддерживать атмосферу доброжелательности, искрести, уважения к чужому мнению, поиска истины и сотрудничества. Уроки организуются так, что на них преобладают развернутые, эмоциональные монологи детей, диалог и дискуссия. Диалог возможен в разных видах: учитель — ученик, ученик — учек(и), группа детей — учитель, дети — родители и т.д. А вот монолог учителя практически отсутствует. По чему?

Дело в том, что учитель на этих уроках не объясняет нового материала. Своими вопросами и заданиями лишь он актуализирует жизненный опыт ребенка, он интересуется мнением всех без исключения. И дети максимально активно включаются в работу: ведь они верят, что учителю интересно их слышать, а им самим — в силу возрастных особенностей — очень интересно рассказывать о себе взрослому человеку. Тем более, что в данной ситуации они не боятся вызвать чье-то неодобрение и получить плохую отметку. В результате каждый старается высказаться, а те, кому не хватило времени на уроке, обижаются так, что приходится продолжать начатую тему на следующей встрече.

Учителю важно не только постараться самому выслушать каждого ребенка, но и научить детей слушать друг друга. Вот почему столь важное место на уроках занимает дискуссия. Организовать ее, дать ребятам первые навыки дискуссии не просто. Условием успеха тут становится выполнение педагогом ряда правил, которые касаются, прежде всего, именно его. Нельзя быть категоричным, нельзя раздавать оценки направо и налево, надо уважать мнение каждого, беречь атмосферу свободы и равенства. Важно не перебивать говорящего и не спешить высказаться самому. Не менее важно уметь показать ребенку, что ты слышишь его, и вступаешь в диалог с ним не как учитель (по определению знающий все и вся), а как ищущий человек, жаждущий истины и готовый сделать свое маленькое открытие. Да, учителю предстоит в конце часа завершать дискуссию, но это не значит, что он при этом раз и на всегда закрывает интересную тему. Может быть на следующей встрече прерванный разговор с ребятами стоит продолжить…
Литература

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков». — М.: Генезис, 2000.

  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. — М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.

  3. Максакова В., Полякова С. «Учимся договариваться (Я-ТЫ-МЫ)»: — М.: Изд-во Магистр, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск